Пояснительная записка к уроку
Данный урок в 11-м классе – завершающий
в разделах "Электромагнитные волны”, "Оптика”.
Учащиеся уже знают основные свойства
электромагнитных волн, причины их возникновения,
способы их получения и регистрации, основные
характеристики электромагнитных излучений,
знают формулы, описывающие волновые процессы,
могут приводить примеры практического
применения электромагнитных излучений.
Материал урока имеет важное значение в
формировании мировоззрении учащихся, расширения
и уточнения представлений о строении вещества и
структуры объекта во Вселенной.
Это интегрированный урок, позволяющий
обобщить знания , полученные при изучении основ
естественных наук. В уроке реализована связь
физики и астрономии, и отражено единство законов
природы. А применение компьютерных
информационных технологий делает урок
современным, интересным, запоминающимся.
Данный урок построен на основе
мультимедийного проекта, разработанного в
программе презентаций MS PowerPoint.
Тема урока представлена на слайдах, в
которых кратко изложены ключевые моменты
разбираемого вопроса. Обсуждение сопровождается
видеорядом, который представлен анимацией,
рисунками, фотографиями, видеоматериалами. Для
улучшения восприятия в презентации используется
музыкальное оформление. Это повышает
заинтересованность учащихся и повышает
мотивацию к обучению. Урок, построенный в такой
форме, дает возможность повторить и обобщить
большой объем изученного материала по данной
теме, углубить и закрепить знания и
проконтролировать его усвоение.
Такой урок отличается высокой
организованностью и слаженностью. Материалы
урока могут быть использованы неоднократно в
других классах, ими могут воспользоваться другие
учителя школы. При необходимости они легко
корректируются.
Мультимедийный проект разрабатывался
учителем физики и астрономии Ткаченко Натальей
Николаевной, заместителем директора по
Информационным технологиям Вагеник Ириной
Юрьевной.
Цели проектной деятельности:
Задачи проекта:
- показать значение электромагнитного излучения
для уточнения представлений о строении вещества
и составлении более полной картины структуры
объектов во Вселенной.
- создать наглядный учебный демонстрационный
материал для проведения урока по данной теме.
- подобрать, обобщить, систематизировать
материал об электромагнитных волнах;
- углубить и расширить знания учащихся по данной
теме;
- оформить работу с использованием ИКТ;
- презентация проекта на уроке по данной теме.
При подготовке проекта была
обработана информация из различных источников:
учебников по физике и астрономии, справочников,
энциклопедий (использовался метод сканирования),
материал в цифровом виде (CD "Открытая физика”,
"Открытая астрономия”, "Большая энциклопедия
Кирилла и Мефодия”, "Репетитор по физике”). Для
создания слайдов использовались различные
программы и приложения интегрированного пакета
MsOffice (текстовый редактор MsWord, редактор формул
MsEquation, графический редактор Adobe Photoshop). Для
улучшения восприятия было подобрано музыкальное
сопровождение на космическую тему.
Раздел программы: "Электромагнитные волны”,
"Оптика”.
Тема урока: "Спектр электромагнитных волн”.
Тип урока: интегрированный, обобщающий урок.
Место урока в учебной программе: урок
проводится после изучения разделов
"Электромагнитные волны”, "Оптика”.
Продолжительность урока 45 мин.
учащиеся 11 класса.
Оборудование: компьютер Pentium IV,
мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение:
презентация по теме, выполненная на
основе программы MS PowerPoint, обучающая программа
"Открытая физика”, "Открытая астрономия”,
"Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”,
"Репетитор по физике”.
- Показать значимость темы "Спектр
электромагнитных волн” в формировании
представлений учащихся о физической картине
мира; уточнить представление о строении
вещества; составить более полную картину
структуры объектов во Вселенной.
- Показать возможности компьютера в организации
учебного процесса.
Задачи урока
Образовательные:
- обобщить, систематизировать изученный раннее
материал о всем диапазоне электромагнитных
излучений;
- углубить знания по данной теме;
Развивающие:
- совершенствование интеллектуальных
способностей и развитие речи учащихся,
формирование умений выделять главное,
сравнивать, обобщать, делать выводы;
- стимулирование интереса к предмету путем
привлечения дополнительного материала;
- формирование потребности к углублению и
расширению знаний.
Воспитательные:
Общий план урока
- Электромагнитные волны, их характеристика и
основные свойства.
- Общий обзор шкалы электромагнитных волн.
- Деление электромагнитного спектра на диапазоны
по способу генерации.
- Всеволновая астрономия.
- Решение задачи на применение соотношения
волнового движения.
- Выполнение тестовых заданий.
- Заключение. Выводы.
- Подведение итогов урока.
Содержание и ход урока
I. Организационный момент
- развитие познавательного интереса.
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Сообщение плана урока:
1. Сообщение темы и цели урока
2. Мотивация
Полный электромагнитный спектр
занимает бесконечно большой диапазон длин волн,
начиная от самых длинных, неопределенно большой
длины, например большей, чем расстояние Земли от
Солнца, равное приблизительно 150000000 км.
С длиной волны 1,5· 1013 см. До самых
коротких гамма-лучей радия с длиной волны 4,7·10-11
см.
Самые длинные волны длиннее самых
коротких в 3·1023 раз.
Пространство нашей Вселенной
пронизано электромагнитным излучением всех
диапазонов с длинами волн от километров до
миллиардной части сантиметра, несущую
разнообразную информацию о далеких небесных
объектах. На слайде представлено
распределение только рентгеновских источников
по небу в галактических координатах. Размер
кружка на рисунке пропорционален интенсивности
источника. Видно, что самые яркие источники
концентрируются к галактическому центру.
На слайде показано распределение
гамма-излучение на небесной сфере. Излучения
распределены изотропно, то есть практически
приходят с любого направления.
В нашей повседневной жизни мы имеем
дело с разными видами электромагнитных
излучений, которые используются в науке,
медицине, т.е. роль электромагнитных излучений
велика, и информации об электромагнитных волнах
очень много.
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
Учитель:
Какую волну называют
электромагнитной?
Какова история электромагнитных волн?
Перечислите общие характеристики и
свойства, позволяющие объединить все виды
электромагнитных излучений в шкалу
электромагнитных волн.
Учащиеся.
2. Решение задачи на применение
соотношения волнового движения
- Скорость электромагнитной волны является
конечной и в вакууме равна скорости света.
- Любой движущийся с ускорением или колеблющийся
заряд излучает электромагнитные волны.
- Вокруг источника электромагнитных волн
происходит периодическое изменение
характеристик электрического и магнитного полей
(векторов напряженности и магнитной индукции).
- Направления колебаний векторов напряженности
магнитной индукции взаимно перпендикулярны, а
также перпендикулярно направлению
распространения волны, это значит, что
электромагнитные волны поперечны.
- уравнения бегущей гармонической волны
напряженности электрического поля и индукции
магнитного поля представлены на слайде.
- Электромагнитные волны имеют свойства:
интерференции, дифракции, поляризации,
дисперсии.
В 1897 г. русский физик П.Н. Лебедев
получил электромагнитное излучение с длиной
волны 6 мм. Вычислить частоту и период таких волн.
3.Обзор шкалы электромагнитных излучений
Учащиеся дают характеристику каждому
виду электромагнитному излучения.
4. Анализ источников электромагнитного
излучения различных диапазонов частот и выводы
учащихся.
Учащиеся. Волны относящиеся к I и II
участкам шкалы электромагнитных волн
представляют собой искусственно возбуждаемое
электромагнитное излучение, получаемое с
помощью колебательных контуров. С III участка
школы начинаются волны, которые излучаются
атомами и молекулами вещества.
5. Выполнение тестового задания.
Учитель. На слайде приведен рисунок, иллюстрирующий прозрачность
земной атмосферы для электромагнитных волн
различных длин. Посмотрите внимательно и дайте
комментарии к рисунку.
Учащиеся. На рисунке видно два окна
прозрачности земной атмосферы для
электромагнитных излучений. Оптическое окно
прозрачности – лежит в области видимого
излучения. Другое окно прозрачности – более
широкое, лежит в радиодиапазоне.
Атмосфера Земли совершенно
непрозрачна для излучения, длина волны которого
меньше 2,9·10-5 см (это диапазон УФ излучения).
Другой край оптического окна прозрачности
атмосферы расположен в области с длиной волны
около 10-4 см. Инфракрасные лучи с большой
длиной волны сильно поглощаются парами
атмосферной воды. А в радиодиапазоне через
атмосферу Земли проникают радиоволны с длиной
волны от 1 до 4 мм и от 8 до 20 м.
Учитель. Проводя неатмосферные
наблюдения, получают информацию, которую несут
излучения, поглощаемые или сильно изменяемые
земной атмосферой. В настоящее время в
астрономии используются практически все
диапазоны от радиоволн до гамма-излучений.
Поэтому современную астрономию называют Всеволновой.
Превращение астрономии во всеволновую
позволило зарегистрировать излучения из таких
областей, где материя (то есть вещество и
излучение) находятся в так называемых
экстремальных (предельных) условиях, таких
которые невозможно реализовать в лабораториях
на Земле. Мы рассмотрим только несколько
источников электромагнитного излучения: солнце,
пульсары и квазары.
Учащиеся. Сообщения учащихся по
данным источникам излучения.
Тест
1. В каких случаях происходит излучение
электромагнитных волн?
- Электрон движется равномерно и прямолинейно.
- Электрон движется равноускоренно и
прямолинейно.
- Электрон движется равномерно по окружности.
Ответы:
А. 2 и 3.
Б. Только 2.
В. Только 3.
Г. Только 1.
Д. 1,2,3.
2. Возникает ли электромагнитное
излучение при торможении протонов?
Ответы: А. Да. Б. Нет.
3. Какие из перечисленных ниже
излучений обладают способностью к дифракции на
краю препятствия?
Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.
Б. Радиоволны.
В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.
4. Какие свойства будут обнаруживать
электромагнитные волны следующих диапазонов,
падая на тело человека:
1. Радиоволны.
2. Рентгеновского диапазона.
3. Инфракрасного диапазона.
4. Ультрафиолетового.
Ответы:
А. Нагревают ткани.
Б. Вызывают покраснение кожи.
В. Почти полностью отражаются.
Г. Проходят через мягкие ткани.
5. Как изменится плотность потока
излучения электромагнитных волн при одинаковой
амплитуде их колебаний в вибраторе, если частоту
колебаний уменьшить в 2 раза?
Ответы:
А. Уменьшится в 16 раз.
Б. Уменьшится в 4 раза.
В. Уменьшится в 2 раза.
Г. Не изменится.
Учитель. Каким образом регистрируют электромагнитные
излучения и получают информацию о небесных
объектах?
Учащиеся. Регистрируют
электромагнитные излучения и получают
информацию о небесных объектах с помощью
телескопов.
Учитель. Раньше всю информацию о
Вселенной получали в видимом диапазоне с помощью
оптических телескопов. В XX веке
появилась возможность анализировать данные,
поступающие в радиодиапазоне, для этого
используют радиотелескопы. В настоящее
время исследование галактик и других объектов
Вселенной проводят в инфракрасном,
ультрафиолетовом, рентгеновском диапазонах с
помощью детекторов, установленных на
космических кораблях и спутниках.
Космические аппараты позволили
проводить исследования космических объектов во
всех диапазонах длин волн электромагнитных
излучений. На слайде представлена
фотография растущей луны, сделанная в
гамма-лучах; солнце в рентгеновских лучах; млечный путь в различных диапазонах.
Выводы
- Исследования электромагнитного излучения
имеют огромное значение для уточнения наших
представлений о строении вещества. Исследования
инфракрасного, видимого и ультрафиолетового
излучений помогли выяснить строение молекул и
внешних электронных оболочек атомов; изучение
рентгеновского излучения позволило установить
строение внутренних электронных оболочек атомов
и структуру кристаллов, а излучение гамма-лучей
дает много ценных сведений о строении атомных
ядер.
- Анализ информации, полученной во всем спектре
электромагнитных волн позволяет составить более
полную картину структуры объектов во Вселенной,
тем самым расширить границы познания природы.
|