Цель: развивать интерес учащихся
среднего и старшего звена к изучению астрономии
и космонавтики.
Задачи:
- в игровой форме систематизировать знания
учащихся, полученные в ходе проведения недели
космонавтики;
- воспитывать чувство коллективизма, умения
работать в команде;
- формировать активную жизненную позицию;
- развивать чувство патриотизма и гордости за
достижения своей страны в освоении космоса;
- развивать речь, мышление, умение правильно
высказывать своё мнение.
Оборудование: два персональных
компьютера, электронный тест "Самый первый”, магнитная
доска с набором магнитов, игровые карточки с
событиями в истории космонавтики, метроном,
камертон с резиновым молоточком, сигнальные
флажки, бумага, карандаши, жетоны с портретом Ю.А.
Гагарина.
ХОД ИГРЫ
Брейн-ринг проводится в три тура. В первом
туре участвует по одной команде от каждого
класса. Каждая команда может состоять из 4-6
человек.
Правила первого (отборочного) тура
Отборочный тур или блиц. Состоит из 10 вопросов.
Ведущий зачитывает вопрос. Команды отвечают
письменно. На каждый ответ даётся до 15 секунд. За
правильные ответы может быть начислено от 1 до 6
баллов. По итогам отборочного тура в игре
остаются 2 команды. При спорной ситуации ведущий
задаёт 2 дополнительных вопроса.
Вопросы первого тура
Основные вопросы
1) Кто впервые проводил наблюдение космических
объектов в телескоп? (Галилео Галилей) – 1 балл.
2) Назовите фамилию, имя и отчество главного
конструктора первых советских космических
кораблей. (Сергей Павлович Королёв) – 2 балла за
полный ответ, 1 балл, если названа только фамилия
или имя и фамилия.
3) Сколько собак летало в космос в первый раз? (1) –
1 балл
4) Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил
Юрий Алексеевич Гагарин на корабле... (название
корабля) («Восток-1») – 1 балл.
5) Первый полёт длился... (назовите длительность в
минутах и в часах) (108 минут или 1 час 48 минут) – 1
балл.
6) Сколько наших соотечественниц летало в космос?
Назовите их. (3 – Валентина Терешкова, Светлана
Савицкая, Елена Кондакова) – 4 балла, если названы
правильно число и все имена, иначе по одному
баллу за имя.
7) Впервые выход в открытый космос совершил...
(назовите имя и фамилию) (Алексей Леонов) – 2 балла
за имя и фамилию, 1 балл за фамилию.
8) Программа совместного полёта советского и
американского кораблей называлась... (название)
(«Союз» – «Аполлон») – 1 балл.
9) Как называют место, где готовят к полёту и
запускают космические корабли и спутники? (Космодром)
– 1 балл.
10) Назовите место за пределами Земли, куда
ступала нога человека. (Луна) – 1 балл.
Дополнительные вопросы
1) Напишите собственные названия самоходных
автоматических аппаратов для исследования Луны
и Марса. («Луноход-1», «Луноход-2», «Марс-1»,
«Соджуниор (Соджорнер)», «Спирит», «Опотьюнити»)
– 1 балл за каждое название, всего до 6 баллов.
2) Как называется космический аппарат, который
вышел за пределы Солнечной системы? («Вояджер-1»)
– 1 балл.
Правила второго тура
Во втором туре участвуют 2 команды. Тур состоит
из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос и даёт
звуковой сигнал для начала обсуждения. Если
команда готова отвечать, она подымает флажок.
Право ответа предоставляется команде, первой
поднявшей флажок. Если первая команда даёт
неправильный ответ, право ответа переходит ко
второй команде. В случае неправильного ответа
второй команды на вопрос отвечают зрители. За
правильные ответы зрителям вручают жетоны. За
каждый правильный ответ начисляется по одному
баллу.
Вопросы второго тура
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Что такое космонавтика? (Искусство
путешествовать во Вселенной)
2) Кому принадлежат слова: «Человечество не
должно вечно оставаться в колыбели?» (К.Э.
Циолковскому)
3) Какую форму имел спускаемый аппарат
космического корабля «Восток»? (Шар)
4) Какие слова произнёс Гагарин во время старта?
(«Поехали!»)
5) Сможет ли космонавт в космическом корабле
налить себе чай из термоса в кружку? (Нет, так как
в невесомости вода «скатывается» шариками)
6) Как называется установка, которая применяется
для тренировки и космонавтов, и подводников, а
также в медицине при лечении некоторых
заболеваний? (Барокамера)
7) Советские и российские космические корабли
имеют своё название и порядковый номер. Укажите
правильную очерёдность кораблей по названиям:
«Восход», «Прогресс», «Союз», «Восток». («Восток»,
«Восход», «Союз», «Прогресс»)
8) После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был
награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с
именными номерами. В то время номер состоял из
четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой
номер был на машине Гагарина, если он имел
символическое значение? (12-04 ЮАГ)
9) Как называются российский и американский
корабли многоразового использования? («Буран» и
«Спэйс Шатл»)
10) Могли ли американские астронавты наблюдать на
Луне падающие звёзды? (Нет, так как на Луне нет
атмосферы)
Правила третьего тура
Третий тур состоит из двух заданий.
1) Компьютерный тест «Самый первый». Команда
выбирает по одному представителю для
прохождения тестирования. Тест содержит десять
вопросов, начисляется по одному баллу за каждый
правильный ответ.
2) Задание выполняется на магнитной доске с
использованием готовых карточек. Необходимо
расположить в хронологическом порядке события:
– запуск первого искусственного спутника
Земли
– полёт собаки Лайки
– начало исследования Луны
– первый полёт человека в космос
– начало исследования Венеры
– полёт первой женщины-космонавта
– начало исследования Марса
– первый выход человека в открытый космос
– запуск первой долговременной орбитальной
станции
– совместный советско-американский полёт по
программе «Союз» – «Аполлон»
В тексте задания события расставлены верно.
Команды получают карточки, расположенные на
доске в произвольном порядке.
Участники могут получить до 10 баллов (по одному
баллу за каждое событие, установленное
правильно).
Подведение итогов
Жюри подводит итоги каждого тура и общий итог в
конце игры. Команды-финалисты награждаются
грамотами за I и II места. |