Цели урока: образовательная –
углубить знания учащихся о строении Солнечной
системы, наглядно проиллюстрировать различие
планет по размерам (что является причиной
деления планет на планеты земной группы и
планет-гигантов) и расположение планет от Солнца
(что является причиной деления планет на
внутренние и внешние), дать краткую
характеристику физических условий на этих
планетах, развивающая – умение учащихся
сравнивать, делать выводы, объяснять физические
явления, воспитательная – умение работать
самостоятельно и в коллективе, формировать
познавательный интерес в изучении астрономии.
Ход урока
Учитель:
О строении Солнечной системы вы
получали знания на уроках природоведения,
географии, сегодня мы поговорим о больших
планетах Солнечной системы и попробуем найти
основание или причину деления их на планеты
земного типа и планеты-гиганты. Давайте
обратимся к таблице:
Название
планет |
Экваториальный
диаметр |
Среднее расстояние от
Солнца |
Количество спутников |
Сидери-ческий период |
Средняя плотность |
км |
в диаметрах Земли |
млн. км |
а. е. |
годы |
1000 кг/м3 |
Меркурий |
4900 |
0,38 |
58 |
0,387 |
- |
0,24 |
5,5 |
Венера |
12100 |
0,95 |
108 |
0,723 |
- |
0,61 |
5,2 |
Земля |
12756 |
1,00 |
150 |
1,000 |
1 |
1,00 |
5,5 |
Марс |
6800 |
0,53 |
228 |
1,524 |
2 |
1,88 |
3,9 |
Юпитер |
142000 |
11,2 |
778 |
5,203 |
63 |
11,86 |
1,3 |
Сатурн |
120000 |
9,5 |
1426 |
9,539 |
62 |
29,46 |
0,7 |
Уран |
50000 |
3,9 |
2869 |
19,18 |
27 |
84,02 |
1,4 |
Нептун |
50000 |
3,9 |
4496 |
30,06 |
13 |
164,8 |
1,6 |
Плутон |
2800 |
0,2 |
5900 |
39,44 |
1 |
247,7 |
2,0 |
Сначала обратим внимание на
расположение планет от Солнца, единственной
звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера,
Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести
масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?
В результате обсуждения приходим к
выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного
листа – это будет Земля, а далее используя второй
столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты
в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки
в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в
диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре –
Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран
и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон.
Проанализируем.
Ваши предложения? После обсуждения
делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий,
Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.
Гораздо большие по размерам Юпитер,
Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо
заметить, что самая большая планета в Солнечной
системе – Юпитер. Сейчас Плутон не относят не к
планетам земного типа, ни к планетам– гигантам.
Астрономы предлагают отнести эту планету к
астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в
нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам
пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во
сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!
Сопоставляя количество спутников,
среднюю плотность планет дадим общую
характеристику этим группам планет. После
обсуждения приходим к выводу. Планеты земной
группы небольшие по размерам и массе, имеют
высокую среднюю плотность, они имеют твердую
поверхность и состоят из тяжелых химических
элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют
малое количество естественных спутников,
медленно по сравнению с планетами – гигантами
вращаются вокруг собственной оси.
Планеты – гиганты обладают
значительными размерами, малой средней
плотностью, (состоят из газов и соответственно не
имеют твердой поверхности), быстрым вращением
вокруг собственной оси, протяженными
атмосферами, огромным количеством спутников.
Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими
из мелких твердых частиц.
Теперь проанализируем расположение
планет. Введем масштаб. Какие будут предложения?
Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным
клеткам и начинаем отмечать по таблице с самого
левого края тетради расположение планет. На 4 мм
от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца
– Венера, на 1 см – Земля и т.д. Все планеты,
траектория которых находится внутри земной,
называются внутренними, за пределами – внешними.
Делаем вывод, какие планеты относятся к
внутренним, а какие к внешним?
К внутренним – Меркурий, Венера, к
внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
А теперь посмотрим как выглядят
планеты Солнечной системы (презентация к уроку) и
выполним тест для закрепления материала. |