Характеризуя современность как эпоху
глобального кризиса — политического,
экологического, нравственного и т.д.,
затрагивается проблема толерантности.
Толерантность как одна из характеристик, в
значительной мере влияющих не только на
развитие социального климата,
межличностные отношения, политику,
представляется наиболее актуальной
задачей для развития современного человека
и его воспитания. И прежде чем выяснять, как
защитить природу, как избавиться от войн,
бедствий и т.д., следует понять, как остаться
человеком не только разумным, но и
сознающим, т.е. совестливым.
Толерантность как одна из характеристик,
в значительной мере влияющих не только на
развитие социального климата,
межличностные отношения, политику,
представляется наиболее актуальной
задачей для развития современного человека
и его воспитания. Ведь как отмечал
отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая
страшная, из грозящих нам катастроф, это не
столько атомная, тепловая и тому подобные
варианты физического уничтожения
человечества (а может быть, и всего живого)
на Земле, сколько антропологическая —
уничтожение человеческого в человеке». И
прежде чем выяснять, как защитить природу,
как избавиться от войн, бедствий и т.д.,
следует понять, как остаться человеком не
только разумным, но и сознающим, т.е.
совестливым.
Этимология термина «толерантность» (от
лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу
tolero — «нести, держать», а также «переносить,
сохранять, кормить, оставаться». Исходное
значение tolero — «нести, держать» в руках
какую-нибудь вещь. Следовательно, все то,
что мы держим в руках или несем по жизни,
требует от нас усилий и умения «выносить»,
страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость»
по отношению к неблагоприятному внешнему
воздействию, терпеливость.
Воспитание как процесс взаимодействия, а
не воздействия сопряжен с толерантностью —
с терпением и терпимостью, но не всего, что
угодно, а лишь того, что дает пищу для
размышления и развития. Это обучение таким
способам поведения и реагирования, которые
не наносят вреда другому, которые учитывают
этого другого.
Современный культурный человек — это не
только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения и
уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей
задачей является формирование у
подрастающего поколения умения строить
взаимоотношения в процессе взаимодействия
с окружающими на основе сотрудничества и
взаимопонимания, готовности принять других
людей, их взгляды, обычаи и привычки такими,
какие они есть. Задача школы в том, чтобы из
ее стен вышли воспитанники не только с
определенным багажом знаний, умений и
навыков, но люди самостоятельные,
обладающие толерантностью как основой
своей жизненной позиции.
«Я, ты, он, она - вместе дружная страна,
вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто
тысяч "я"!» - так оптимистично и
жизнеутверждающе начинается некогда очень
популярная в нашей стране песня. Далее, если
вспомнить, в песне следует описание «большеглазых,
озорных, черных, белых и цветных, рыжих и
веселых», которые, несмотря на разность
внешних данных, интересов и увлечений,
взглядов и убеждений, довольно неплохо
уживались в одной стране. Но так поется в
песне, а в жизни все намного сложнее. Не так
легко быть объединенными одним «ансамблем»
отношений, входя в такие социальные
образования, как «страна», «город», «семья»,
«школа», «класс».
Проживание в мире и согласии предполагает
наличие у каждого таких человеческих
качеств, как взаимопонимание,
взаимоуважение, ответственность,
доброжелательность, сдержанность,
уступчивость, коммуникабельность,
терпимость... Отдельно хотелось бы
подчеркнуть важность формирования у
человека с самого детства такого качества,
как терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к
другой культуре, образу жизни, верованиям,
убеждениям, привычкам всегда существовал и
продолжает существовать в наше время как в
обществе в целом, так и в отдельных его
институтах. Не является исключением и школа.
Следует отметить, что предметом
нетерпимости в школе может выступать как
национальная, религиозная, этническая,
социальная, половая принадлежность ребенка,
так и особенности его внешнего вида,
интересы, увлечения, привычки.
Одной из наиболее частых причин обращений
классных руководителей за помощью к
психологу является проблема межличностных
отношений в классе, в основе которых часто
лежат явления нетерпимости. Обстановка в
стране, в обществе в целом и в образовании в
частности, наталкивают на необходимость
проведения специальной работы по
формированию толерантности в школьной
среде.
В педагогической практике накоплено
немало методов, форм и приемов работы по
воспитанию толерантности у школьников,
связанных с организацией деятельности
детей в классе, использованием
произведений художественной литературы и
кинофильмов, организацией диалоговых форм
работы.
Можно выделить три группы приемов
воспитания толерантности.
Первая группа приемов связана с
организацией деятельности детей в классе.
Прием «Эстафета». Классный
руководитель так организует деятельность,
чтобы в процессе ее организации
взаимодействовали бы учащиеся из разных
групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так
организует деятельность детей, чтобы от
помощи друг другу зависел успех совместно
организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в
разговоре с детьми старается подчеркнуть
лучшие черты каждого. При этом его оценка
должна быть объективна и опираться на
конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время
беседы педагог стремится к тому, чтобы дети
поняли то, что не всегда правильным может
быть общественное мнение. Начать такой
разговор можно с примера, как ошибается зал,
подсказывая во время игры «Хочу быть
миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется
тогда, когда педагог хочет, чтобы дети
больше были информированы друг о друге и
лучше поняли друг друга. Каждый может
сочинить историю про себя и попросить
друзей проиграть ее как маленький
спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период
выполнения того или иного творческого
задания устанавливаются правила,
регламентирующие общение и поведение
учащихся: в каком порядке, с учетом каких
требований можно вносить свои предложения,
дополнять, критиковать, опровергать мнение
своих товарищей. Такого рода предписания в
значительной мере снимают негативные
моменты общения, защищают «статус» всех его
участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по
цепочке» высказываются на тему отношений с
различными группами людей: одни начинают,
другие продолжают, дополняют, уточняют. От
простых суждений (когда главным является
само участие каждого ученика в
предложенном обсуждении) следует довести
соответствующие ограничения (требования)
перейти к аналитическим, а затем проблемным
высказываниям учащихся.
Вторая группа связана с организацией
диалоговой рефлексии.
Диалоговая рефлексия это диалог педагога
и ребенка, способствующий формированию
отношения ученика к какой-либо значимой
проблеме, вопросу, проявляющегося в
соответствующем поведении и поступках. Для
воспитания толерантности можно применить
следующие приемы в рамках проведения
рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям
предлагается войти в роль другого человека
и выступить уже не от своего имени, а от его
лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации».
Во время беседы педагог предлагает
высказать предположение о том, как могла
развиваться та или иная конфликтная
ситуация. При этом как бы ведется поиск
выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему»,
Учащиеся выбирают ту тему, в которой они
наиболее сильны и которая вызывает у них
определенный интерес, переносят события в
новые условия, по-своему интерпретируют
смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся,
разделенные на группы, готовят друг другу
определенное количество встречных
вопросов. Поставленные вопросы и ответы на
них подвергаются затем коллективному
обсуждению.
Третья группа связана с использованием
художественной литературы, кинофильмов и т.
д.
Прием «Сочини конец истории». Детям
предлагается завершить предлагаемую
историю. Придумать свое завершение
проблемы отношений между людьми или
животными, которые являются героями
литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям
предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы,
песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям
предлагается вспомнить добрые слова,
которые говорят герои фильмов другим людям
(при этом важно, чтобы эти слова были
обращены к людям других национальностей,
бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему».
Учащиеся свободно импровизируют на
обозначенную тему (моделируют,
конструируют, инсценируют, делают
литературные, музыкальные и иные зарисовки,
комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют
пародию на известный фильм, используя
сюжеты из их жизни. Потом пытаются
изобразить эту пародию.
Описанные приемы могут применяться
классным руководителем в индивидуальной
беседе с ребенком, проявляющим
нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо.
Отдельные из них могут служить также
материалом для проведения классного часа
на соответствующую тематику с последующей
организацией групповой рефлексии. Однако
следует отметить, что применение на
практике этих приемов предполагает наличие
гуманной позиции классного руководителя по
отношению к детям, высокую степень
доверительности в отношениях с ними,
безусловное их принятие и поддержку.
В заключение хочется сказать, что
педагогических приемов по формированию
толерантности существует достаточно много.
Каждая педагогическая ситуация рождает
новые приемы, а каждый учитель использует
те, которые соответствуют его
индивидуальному стилю.
Толерантность - это уважение, принятие и
правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит
признавать то, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам,
поведению и ценностям и обладают правом
жить в мире, сохраняя при этом свою
индивидуальность. Толерантность -
глобальная проблема, и наиболее
эффективным способом ее формирования у
подрастающего поколения является
воспитание. Воспитание в духе
толерантности способствует формированию у
молодежи навыков независимого мышления,
критического осмысления и выработки
суждений, основанных на моральных
ценностях. |