1. Как лидерство
помогает совершенствовать работу школ, повышать учебные показатели и
профессиональное удовлетворение учителей?
2. Работа в командах позволяет этим учителям
моделировать примерный процесс учения и коллективно решать проблемы. Происходит обмен идеями, опытом, выявляются
слабые места. Люди в команде должны быть гибки и готовы к изменениям. Они много общаются со своими товарищами по команде - в школе и за её
пределами.
3. Статус участников меняется, ему не придаётся
большого значения, должностные
обязанности перераспределяются: администраторы ведут уроки, преподаватели
участвуют в принятии административных решений.
4.
Эти учителя творчески
адаптируются к условиям реальности, в которой работают (в рамках школы или
Федерального
закона «Ни один ребенок
не должен отставать» (NCLB). Они терпеливы, умеют ждать, но всегда
приветствуют и поощряют изменения.
5. Эти учителя заручаются поддержкой сообщества,
занимаясь вместе с ним освоением проектной деятельности и работая с родителями
неформально и формально через родительские комитеты и другие организации.
6.
Эти учителя участвуют в найме новых учителей: команды
рассматривают заявления претендентов и разрабатывают требования к новым членам педагогического коллектива.
7.
Эти учителя проводят наблюдения и обучение в одновозрастных
классах, а также обучение в разновозрастном классе в спокойной, благоприятной
среде.
8.
Эти учителя разрабатывают надёжные и верные
системы оценивания для своих учеников.
9. Эти учителя используют положительный опыт
своих коллег, создавая команды с такими
педагогами, которые ищут любую возможность приобретения знаний и способны рефлексировать, анализируя собственный
процесс мышления.
10.
Они учатся и перенимают опыт
других, если желают быть современными, хотят вовлечь больше учащихся, узнать
возможности учеников, изучить
методику или преодолеть
трудности, возникающие на пути к достижению цели.
11. Эти учителя учатся доверять друг
другу, уважительно относиться к
различным мнениям и правильно вести себя
в проблемных ситуациях. Когда это необходимо для разрешения конфликтов, они
используют медитацию. Они также рассматривают неудачи как ценный опыт, используя их в качестве мощного стимула к
анализу и пересмотру своей работы в команде и обучения в классе.
II. Позитивные изменения
Творческие
учителя-2012 также отметили положительные изменения, произошедшие в
школах, где в профессиональных
учебных сообществах действовало лидерство:
1. Учителя
теснее общаются и лучше ощущают поддержку
друг друга. Их старания ценятся и получают признание.
2. Они
обучают уже по-другому: "Ты выбираешься из учебников и бумаг и
погружаешься в создание обучающего
пространства”.
3. Учителя лучше принимают критику и
управляют конфликтами. Они с лёгкостью признают,
что могут чего-то не знать. Благодаря этому появляется множество идей, и
энергии хватает на целый день. Учителя
чувствуют, что они
профессионально растут.
4. Они, а также другие учителя из их школ, с
большей уверенностью осваивают методику. Они учатся друг у друга успешным
схемам интеграции. Командное лидерство подкрепило школьные методики, усилило
методическую поддержку и повысило
эффективность использования методики.
5. Обучение в командах дало соизмеримо
лучшие ученические показатели на всех ступенях обучения: от начальной до средней.
6. Эти учителя фокусируют внимание на самих
учениках и той поддержке, которая необходима их воспитанникам в учебной
деятельности. Команды побуждают
собственных членов и других учителей
стремиться к достижению своими учениками успеха.
7. Родители проявляют большую заинтересованность в учебных успехах
своих детей и большую отзывчивость по отношению к школе, так как они видят
усилия, которые команда вкладывает в каждого ребенка.
8. Учащиеся чувствуют себя сплочённее, чувствуют
заботу о себе - они видят людей, что на их стороне. Учителя апробируют
новаторские методики и тренируют
лидерские ресурсы личности, воспитывая
гражданина, способного творчески решать проблемы.
9. Успех этих команд вдохновил других учителей в этих школах
применять коллективную работу в командах
при планировании, при обучении в классе, а также в целях профессионального
развития.
Если этот список вдохновил Вас на создание команды или профессионального учебного сообщества
в вашей школе - или на то, чтобы воскресить некогда действующее, - читайте
далее.
III. Чтобы это заработало
Каким
образом команды ставят во
главу угла достижения и продвижение учеников?
1. Они назначают регулярные, продуманные
встречи команды и надеются на хорошую посещаемость. Они разделяют
ответственность за предварительное планирование, используют повестку дня и
определяют цели команды и самой встречи. Они всё время возвращаются к этим целям,
чтобы видеть, на верном ли пути находится команда.
2. При поддержке администрации график встреч
может быть изменен в целях обеспечения рационального использования времени
команды в течение дня. Вот некоторые варианты планирования, используемые
командами творческих учителей:
1) использовать укороченные учебные дни
(раньше отпускать учащихся или позже начинать занятия);
2) отводить
один день или полдня дважды в месяц для собраний вне класса, с
замещением соответствующих учебных занятий;
3) восполнять потерю времени на
планирование, чередуя занятия так, что
один учитель ведёт один предмет или выполняет задачу, продумывая один урок
вместо трёх или четырёх;
4) создавать общие сессии планирования для всех членов команды;
5) встречаться после школы или в выходные -
делая сотрудничество команды профессиональным приоритетом.
3. Команды строят некоторые из своих встреч
вокруг имеющихся данных, исследуя индивидуальную работу и тенденции в достижениях учеников, или же
рассматривая слабые места, выявленные при централизованном тестировании. Они
устанавливают определенные цели для каждого отдельного ребенка.
4. Как альтернатива, проводятся и встречи, на которых обсуждают
содержательный компонент.
5. Членами
команды разрабатывается общее определение успеха для себя.
6. Они ищут ресурсы и возможности финансирования
профессионального развития для команды, пользуются экспертными знаниями членов
команды по различным вопросам и иногда приглашают внешних фасилитаторов для
выработки новых идей.
7. Команда стремится обрести
административную поддержку и проявляет настойчивость и сплочённость, чтобы
осуществить все свои идеи.
IV. Способы
поддержки команды
Что является
лучшим способом административной поддержки?
1. Команды творческих учителей ценят
администраторов, которые находятся в коридорах школы и классах каждый день: их
всегда легко увидеть, они доступны для бесед, что снимает проблему встречи и
делает сами встречи естественными.
2. Администраторы выступают в роли арбитров в
спорах с участием учащихся, родителей, учителей и администрации.
3. Администраторы делегируют роли лидерства и
ответственность и призывают уважать тех, на кого возложены такие обязанности.
4. Директору одной из школ не нравилось, сколько
времени тратилось на работу с группой, и он
просто избегал работы с командой
в первый год. Позднее он увидел преимущества этого и начал поддерживать
командную работу. По словам членов
команды, руководитель "эволюционизировал от диктатора до коллеги”.
5. Команды ждут обоюдной поддержки от директоров своих школ: от районного уровня к своему, но также и от своего уровня до уровня
лиц, принимающих решение в масштабах района.
6. Директора школ рассматривают пожелания своих команд по поводу того, какое обучение
без отрыва от производства члены команды
хотели бы пройти.
7. Учителя обязательно должны обращаться
к администраторам - это - не улица с
односторонним движением.
V. Как умения 21-го
века поддерживают профессиональные учебные сообщества и дают возможность
обучающим командам быть лидерами в своих школах
1. "Мы пришли к пониманию того, что мы не
можем удовлетворить образовательные потребности сегодняшних учащихся, работая в
одиночку, изолированно - и мы больше не хотим работать в одиночку”.
2. Работа в команде как составной части
профессионального учебного сообщества
подаёт пример успешного общения для других (учителей и обучающихся).
Когда видно, что члены команды готовы
учиться у своих учеников, они моделируют разнонаправленное обучение. Вдобавок,
они ожидают, что их ученики будут сотрудничать, и моделируют это
сотрудничество.
3. Владение методикой позволяет членам команды
легко обмениваться файлами, документами
и справочниками. Точно так же будут работать их ученики, когда окончат школу, и
им не придётся ломать голову над
осваиванием процесса и инструментария.
4. Совместная работа даёт возможность
состояться важным беседам, которые
иначе не произошли бы, и позволяет учителям двигаться в таких направлениях, в
каких они, возможно, не пошли бы, работая в одиночку.
5. Технология позволила расширить географию общения: оно уже не только в школе, но в масштабах мира.
Учащиеся становятся лидерами, когда узнают, как использовать этот инструментарий
и знакомить с ним других учащихся.
6. Основным предметам обучают с более
прочной опорой на практику, прививая жизненные навыки, воспитывая умения
принимать решения и справляться с проблемами. Разработка и проведение аутентичных
уроков сделали учителей лидерами в своих школах. Их коллеги хотят знать,
что те делали и как они это делали.
7. Работа в команде даёт возможность увидеть все
грани педагогического мастерства, позволяет
раскрыться талантам и реализоваться умениям, которые учителя приносят на
скрижали науки. Это позволяет им удовлетворять образовательные потребности
учащихся, и лично каждого из них, более эффективным и более привлекательным
способом.
8. Учителя чувствуют, что работа в команде делает
их более креативными и увеличивает диапазон их мастерства. Они приглашают
других учителей присоединяться к ним и
приносить их собственные идеи и умения.
9. Инструментарий общения и сотрудничества
помогает учителям быть более гибкими и лучше адаптироваться. Они уже легче встречают перемены и
активнее рефлексируют при принятии
решений.
10. Методика
помогает им перестраивать и
совершенствовать существующий учебный план, чтобы соответствовать
стандартам 21-го века. |