невник – основной документ школьника на то время, пока он
учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными
правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного
процесса.
Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он
проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные
новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям
свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное
заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению
дневник в самый ответственный момент "забывается", "одалживается
заболевшему однокласснику", "теряется", "портится" и т. п. Чтобы
предотвратить такие "случайные" неприятности и повысить родительский
контроль, в современной российской школе дополнительно внедряется
система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока
что обойтись все равно невозможно.
Дневник школьника – это:
- журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
- показатель успеваемости ученика;
- средство для обращения школы к родителям.
Современная печатная индустрия превращает дневник в модный
школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с
красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми,
ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные
материалы, карты и т. п.
Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник
остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение
регламентируется определенными правилами. В противном случае дневник
становится формальным, не интересным даже для "хорошистов" и
"отличников" и не нужным для родителей предметом.
Требования к ведению дневника учащимися,
учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы и
родителями закрепляются только локальным актом образовательного
учреждения (Положением о ведении дневника). Ни в Законе РФ "Об
образовании", ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих
деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности
ученика вести школьный дневник.
Что должен знать учащийся о ведении дневника
Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник
является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и
уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом
соответствии с указаниями, изложенными в нем и в Положении о ведении дневника.
Положение о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника
Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
- Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.
- Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает
названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит
расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости,
внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число.
Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.
- Ученик ежедневно записывает домашние задания для
самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период
школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных
мероприятий.
- Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
- Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в
классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей
подписью.
- Классный руководитель еженедельно следит за выполнением
требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике
отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество
опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель
выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и
заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.
- Записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики осуществляют лица, ответственные за организацию этих работ.
- Для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.
- Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти
(учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают
дневник, при необходимости контролируют его ведение.
- Администрация школы осуществляет систематический контроль
за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными
требованиями.
Учащийся должен знать об обязанности предъявлять свой дневник по требованию сотрудников школы.
|
Уважительное отношение к дневнику можно формировать при
проведении различных воспитательных мероприятий: классных часов,
"круглых столов" (например, по темам "Зачем нужен дневник?", "В чем
различия паспорта и дневника?").
Работа учителей-предметников с дневниками школьников
В последнее время учителя нередко используют словесные
оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его
положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:
- Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!",
"Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!",
"Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть
такой ученик!").
- Замечания.
- Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность...", "Спасибо за...", "Выражаю признательность...").
- Приглашения ("Уважаемый ________________________!
Приглашаю Вас на родительское собрание по теме
_______________________________________________________, которое
состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель
_____________________").
- Объявления.
- Рекомендации ("Прошу обратить внимание на...").
- Информирование родителей об успехах их детей.
- Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.
- Поздравления с праздниками.
- Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.
- Обращения к родителям.
Если необходимо записать замечание или обращение к родителям,
то делать это следует корректно, кратко и четко, не унижая достоинства
ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого
воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в
формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета
(бестактность) – для учителя не допустимы!
Важно помнить, что однотипные записи и частые замечания в
дневнике, особенно если это касается поведения или невыученных уроков,
вызывают привыкание и не оказывают никакого воздействия на
недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить родителей в
школу, может быть, даже специальным уведомлением.
Учитель обязан контролировать запись учащимися домашнего
задания по своему предмету, уделяя особое внимание слабоуспевающим и
неуспевающим школьникам; регулярно выставлять все полученные учащимися
за урок отметки.
Работа классных руководителей с дневниками школьников
Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.
Классный руководитель обязан:
- еженедельно проверять дневники учеников своего класса;
- следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
- контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;
- отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;
- контролировать: аккуратность, грамотность записей,
исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную
связь с родителями;
- заверять своей подписью проверку дневника.
- отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы.
Разнообразие полиграфического исполнения дневников затрудняет
их проверку, т. к. не в каждом из них предусмотрены страницы для
замечаний, каникулярных записей, расписания на четверть и т. п. Поэтому
предлагаем приобретать на класс одинаковые дневники (по решению
родительского собрания, проводимого в мае или августе, или родительского
актива класса) с учетом общешкольных требований.
Проверка дневника школьника родителями
Родители еженедельно, а также в конце учебной
четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и
подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его
ведения.
Заполненный в соответствии с требованиями дневник
позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка;
контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий,
каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.
Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников
Администрация школы осуществляет систематический
контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в
соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении
дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в
них:
-
информации о педагогах класса;
-
расписания уроков на четверть (триместр) и на текущую неделю;
-
времени звонков на уроки;
-
расписания работы секций, проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;
-
домашних заданий;
-
данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;
-
неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;
-
текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;
-
подписей родителей;
-
проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.
Кроме этого контролируется качество и частота
проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и
эстетика оформления дневника учащимися.
По итогам административного контроля
администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в
которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает
рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.
Справка по итогам административной проверки дневников учащихся
Дата: _________________ 20 ____ г.
Цель проверки: контроль готовности дневников учащихся к началу учебного года.
По результатам проведенной проверки дневников учащихся ___ классов было выявлено следующее:
Замечания по ведению дневника
|
Класс
|
Ф.И.О. классного руководителя
|
Фамилии учащихся
|
Не соблюдена единая форма ведения дневников
|
Не оформлен титульный лист дневника
|
Не заполнена страница со списком преподавателей
|
Ф.И.О. преподавателей у учащихся класса записаны с ошибками
|
Не заполнена страница с расписанием звонков
|
Не полностью написано расписание уроков
|
Учащиеся класса в большинстве своем не записывают в дневнике домашнее задание
|
Нет подписи классного руководителя в конце учебной недели
|
Нет подписи родителей в конце учебной недели у всех или у большей части учащихся класса
|
Худшие дневники с эстетической точки зрения
|
Рекомендации классным руководителям по итогам проверки
1. Провести классный час с целью устранения недочетов при оформлении дневника.
2. Обратить внимание учащихся и их родителей на следующее:
-
дневник ведется только ручкой с синими
чернилами (записи карандашом, ручками с чернилами других цветов или
маркерами недопустимы);
-
записи следует делать аккуратно, разборчиво, без использования корректирующей ленты или жидкости;
-
необходимо указывать текущий месяц и даты на страницах с расписанием уроков и домашними заданиями;
-
при записи домашнего задания не злоупотреблять фразами "в тетради", "лекция" и т. п.;
-
недопустимо вырывание листов из дневника;
-
следует подавать дневник учителю-предметнику во время ответа для проставления отметки или по первому требованию учителя или любого другого сотрудника школы.
3. Еженедельно проверять и подписывать дневники.
4. Обратить внимание учителей-предметников на
то, что отметки в дневники следует выставлять сразу, замечания и
обращения к родителям формулировать грамотно и корректно.
5. Представить на повторную проверку дневники следующих учащихся:
______________________________________________________________________________________________
Провел проверку: ___________________ _____________ ___________________
(должность) (подпись)
(Ф.И.О.) |