Главная » 2012»Июль»17 » Совершенствование работы с родителями учеников в условиях модернизации образовательного процесса
18:48
Совершенствование работы с родителями учеников в условиях модернизации образовательного процесса
Развитие информационных технологий, их активное использование в
образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей
жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и
образовательные технологии. Изменилась структура общения современных
детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп
детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального
общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных
детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития,
обнаруживается задержка в их личностном развитии.
"Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой
человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных
ценностей".
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы
образования – повышение качества образования, которое отвечало бы
актуальным и перспективным потребностям личности, общества,
государства.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не
только с научно-техническими достижениями и новыми информационными
технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Задачи воспитательной работы учителя начальной школы логически вытекают
из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены
ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы.
1. Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на
основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и
взаимопонимания).
2. Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
3. Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении,
накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в
систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул,
которые даются детям на усвоение).
4. Принцип творческой активности предполагает признание за каждым
ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой
деятельности.
Новые принципы обучения нашли отражение в программах и учебниках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, объединенных в проекте «Перспектива».
Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.
Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и
воспитательная технология не сможет дать положительного результата без
участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической
культурой.
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель,
который входит в жизнь ребенка и его семьи. Как много воспоминаний
связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания,
зависит от меня. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, -
своих детей.
Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Мои любимые вещи", "Десять моих я", "Краски", "Мое настроение" и т.д.). Начинаю изучать и семью каждого из учеников.
Очень хороший урок я получила, когда приняла своих первых
воспитанников. Девочка долгое время представляла свою тетю за мать (с
согласия своей родной матери). Документы в школу оформлены были также
этой женщиной. По моим наблюдениям за поведением этой женщины и ее
отношения к ученице меня все больше мучили сомнения. Тем более что
женщина эта не нравственных устоев. Постепенно мне удалось вскрыть
правду. Мать долго упорствовала, не приходила объясниться с учителем, а
потом доказывала, что ей пока не под силу воспитывать дочь. Однако
сейчас девочка возвращена в семью, воспитывает ее родная мать, а
названная мать недавно оказалась в местах лишения свободы. Это говорит
об изменившимся отношении родителей к детям, и о том, какое пристальное
внимание должен уделять учитель семье каждого ученика.
После этого случая я налаживаю контакт не только с родителями,
но и с бабушками, дедушками, с другими ближайшими родственниками своих
учеников. Я стремлюсь вызвать у них уважение, стать для них другом.
Два с половиной года назад ко мне пришли дети, которые не знали
элементарных вещей: своего адреса, свою фамилию, не различали времена
года, не могли одеваться и собрать свои вещи. Третья часть класса не
разговаривали по-русски. Дети разных национальностей относились очень
враждебно друг к другу. Поэтому мне пришлось приложить немалые усилия,
чтобы изучить каждого ребенка, понять его проблемы и проблемы его семьи,
помочь им.
Для этого в течение всего первого года обучения я проводила еженедельно
родительский час. Это практическое занятие, где анализируются и
обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.
Примерная тематика:
Ребенок пришел в школу.
Уголок школьника дома.
Слоговое чтение. Что это такое?
Семейные привычки.
Компьютер дома.
Как тренировать память.
Упражнения для запоминания состава чисел в пределах 10.
Как выполнять домашнее задание.
Неорганизованность ребенка и как с этим бороться и т.д.
Родительские часы способствовали более успешному обучению первоклассников, сплочению детей и их родителей.
Конечно, неотъемлемой формой работы с семьей являются родительские собрания,
которые я провожу нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов,
"круглый стол", собрание отцов, собрание-консультация,
собрание-рекомендация, собрание рецептов, собрание-совет.
Тематика также разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии,
трудовом и эстетическом воспитании. Нередко на собраниях работает
родительская почта – любой родитель может задать вопрос или высказать
пожелание в письменном виде, причем подписываться необязательно.
На собраниях я никогда резко не высказываюсь в адрес учеников и их
родителей, а говорю о том, в каком направлении нам надо работать.
Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей
благодарю за помощь.
Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Они на свое
усмотрение выбирают урок, который хотят посетить. Обычно выбор их
останавливается на том предмете, с которым у ребенка возникают
трудности. Родители наглядно видят определенные методы и приемы,
применяемые на уроке, а затем используют их дома. В конце каждого года
обучения проводятся так называемые отчетные открытые уроки для родителей
по всем предметам, где мы с ребятами показываем, чего достигли за год. И
родители, и дети очень любят такие уроки. А свои отзывы и пожелания
родители оставляют в специальной тетради под названием "Дневник общения родителей и учителя".
У меня класс с разным национальным составом. И эту проблему я тоже не
могу обойти. Главной задачей для меня является: заинтересовать
школьников и родителей в сохранении этнокультурных ценностей, привить
уважение к людям других национальностей. На уроках чтения мы знакомимся
не только с русскими сказками, но и с татарскими и азербайджанскими,
знакомимся с поэтами разных национальностей. На уроках окружающего мира
обязательно рассматриваем разные национальные костюмы. Причем рисуют их
сами дети. На занятиях кружка по истории изучаем не только традиции
России, но и республики Татарстан и Азербайджан; знакомимся с
государственными символами России и других республик; знакомимся с
подвигами героев, защищавших Родину. Родители помогают нам в этом. В
нашем классном музее, благодаря детям и их родителям, имеются купюры
денег разных республик в разные времена, медали ветеранов ВОВ. Когда
поздравляем именинников, угощаемся выпечкой то русской, то татарской, то
азербайджанской, то башкирской кухни. А праздновать такие национальные
праздники, как Курбан-байрам или Пасха, стало традицией. Инициаторами
праздника Масленицы обычно являются родители. Мои ученики знают: главное
– не национальность, главное – человек, его душа, его поступки.
Считаю главной своей целью – сплотить учеников в большую дружную семью
через индивидуальный подход к каждому ребенку. Приведу несколько
примеров.
Среди первоклассников сидит мальчик, который не общается ни с кем из
ребят, не общается со мной. Лишь изредка подходит ко мне и бросает
абсолютно неуместные фразы. Позже выясняется, что ребенок не может
пересказать текст из 4-5 предложений. Начинаю изучать семью. При первом
впечатлении – благополучная семья: полная, двое детей, очень
обеспеченная, родители участвуют в жизни ребенка. Однако после первых же
бесед с родителями выяснилось, что главное увлечение мальчика -
компьютерные игры. Причем, у родителей опускаются руки: если они
запрещают подходить к компьютеру днем, мальчик включает его ночью.
Конечно, посоветовала обратиться к психологу. А со своей стороны
попыталась, хотя бы частично, вернуть ребенку детство. Мы вместе читали и
пересказывали сказки, (начали с "Колобка" - оказалось ребенок не знает
даже ее), рисовали себя, свою семью. Посоветовала родителям купить
добрые детские мультфильмы и художественные фильмы, завести дома
четвероногого друга, а обязанности по уходу за ним возложить на ребенка.
И, конечно же, систематические беседы с родителями. Сегодня мой ученик
пересказывает, пишет изложение и сочинение на твердую оценку «четыре». А
компьютерные игры мы выбрали с ним только самые нужные.
В прошлом году ко мне привели мальчика – воспитанника детского дома,
который сбегал не раз из детского дома, поменял уже две школы, а главное
не освоил даже программу 1-го класса и старше остальных ребят на 2
года. Изо дня в день, наблюдая за мальчиком, я заметила за ним одно: на
переменах и на многих уроках он рисует. Сначала думала, что это ему
мешает, отобрала карандаши. Он не обиделся, но сник. Я вернула карандаши
с условием, что он будет выполнять все с нами на уроке. Оказалось,
мальчик рисует то, о чем мы говорим на уроке, да как рисует! На уроке
чтения прошу дать характеристику главному герою. У моего ученика блестят
глаза – он одной рукой рисует этого героя, а другую держит, чтобы
отвечать. Изучаем животных на уроке окружающего мира. К концу урока он
получает положительную оценку за ответы, а мне показывает тех же
животных, нарисованных своей рукой. Свои рисунки дарит мне, а потом с
гордостью смотрит на них, когда я их использую как наглядность для всех
ребят. Сейчас мальчик посещает кружок изобразительной деятельности и с
радостью в конце каждой четверти считает на сколько еще у него
уменьшилось количество «троек», а со мною делится самым сокровенным.
Это яркие примеры того, какие разные могут быть проблемы у
неблагополучных и внешне благополучных детей. И нет готового рецепта для
их устранения.
В заключении хотелось бы перечислить принципы, которых я придерживаюсь в своей работе.
Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь.
Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это
сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях
он будет знать и уметь больше тебя.
Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только
достойный учитель может сформировать личность творческую,
самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
Я разработала так называемый проект модели выпускника начальной школы, к
которому постоянно стремлюсь в воспитании и обучении своих учеников.
Проект модели выпускника начальной школы
- Качества личности
мыслительные социо- динамические психические субъект
- Интеллект
логика последовательность самостоятельность независимость реализм
активность ответственность разнообразие - предприимчивость альтруизм
коммуникативность уверенность в себе рассудительность творчество
свобода
Мои бывшие и настоящие ученики, а также их родители говорят так:
"Анастасия Юрьевна – наша вторая мама". А это для меня является лучшей
оценкой моего учительского труда, моей работы.