Система оценивания ответов учащихся - это технология,
позволяющая учителю задавать вопросы ученикам, а ученикам - вводить свои
ответы в некое устройство, которое мгновенно их собирает и обобщает. В
той или иной форме система оценивания ответов учащихся всегда была
частью образовательного процесса. Даже простое поднятие рук - и есть
система ответов учащихся, которую учитель может использовать для оценки
эффективности обучения.
Автоматизированные системы оценивания ответов учащихся
используются с 1960-х гг. Изначально они применялись для регистрации
реакции аудитории на пилотные выпуски телевизионных программ и фильмов,
позднее их стали использовать в других сферах, в том числе в сфере
образования. Успешный эксперимент был проведен в Университете Райса
(Хьюстон, штат Техас, США). На одном из занятий студенты с помощью
компьютеров отвечали на вопросы о том, насколько хорошо они понимают
материалы лекции. Результаты были подсчитаны, представлены группе и
использованы в дальнейшем процессе обучения.
Со временем технология стала более совершенной: на смену
проводному оборудованию пришли портативные и беспроводные устройства с
программным обеспечением. Постепенно применение систем распространилось
на целый ряд предметных областей в сфере образования, включая
естественные науки, математику, языки и др.
По состоянию на середину 2011 г. около 30% школьных округов в США
внедрили системы оценивания ответов учащихся. Большинство педагогов
считают их эффективными и предпочитают применять вместо традиционных
неинтерактивных занятий.
Согласно исследованиям, система оценивания ответов учащихся позволяет повысить не только успеваемость, но и посещаемость уроков, особенно если участие в интерактивных упражнениях связано с поощрениями в виде оценок.
Как и любой инструмент, систему оценивания ответов учащихся можно
использовать разными способами и с разными целями, например включая
отдельные вопросы в традиционные лекции, чтобы установить степень
понимания учащимися материала и не давать им отвлекаться или
подготовить серии вопросов к ключевым тематическим блокам урока.
Рассмотрим некоторые способы практического применения системы оценивания ответов учащихся.
Способ коллективного обучения Эрика Мазура предполагает
регулярное включение вопросов с несколькими вариантами ответов в так
называемые стратегические моменты урока. Учащиеся выбирают ответ путем
поднятия рук, карточек или посредством системы оценивания ответов
учащихся. Если на вопрос неправильно отвечает большая часть учащихся,
работа с новым материалом приостанавливается, ребята обсуждают между
собой проблемный вопрос, а затем снова отвечают на вопрос. Мазур пишет:
"Процент учащихся, которые выбирают правильный ответ, после обсуждения
всегда возрастает. Данные, полученные в моем классе и в классах моих
коллег по всему миру, доказывают, что использование такого способа
обучения увеличивает эффективность преподавания почти в три раза".
Способ промежуточного оценивания обученности,
разработанный в 1993 г. исследовательской группой в Университете штата
Массачусетс (Массачусетс, США), предполагает периодическое оценивание
знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Учащиеся получают
циклы заданий, отвечают на вопросы, обсуждают их в небольших группах,
вводят ответы, а затем анализируют результаты. В отличие от способа
коллективного обучения, который используется при изучении нового
материала, способ промежуточного оценивания обу-ченности применяется для
получения представления о базовых знаниях по теме.
Пожалуй, наиболее интересным способом применения системы оценивания ответов учащихся является способ практического обучения, разработанный в 2011 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада). Его эффективность была доказана на практике.
Две группы студентов - контрольная и экспериментальная - в течение
11 недель слушали лекции опытного преподавателя. Вопросы использовались
для итогового оценивания, за ответы начислялись поощрительные баллы. В
течение 12-й недели контрольная группа продолжила обучение у этого же
преподавателя, а в экспериментальной группе за
нятия стал проводить научный работник. Студенты должны были
отрабатывать на занятиях приемы решения задач с точки зрения
ученого-практика, постоянно отвечая на вопросы, общаясь между собой и
поддерживая открытый диалог с преподавателем. Вопросы использовались для
промежуточного оценивания умений и навыков.
В контрольной группе за последнюю неделю не произошло никаких
изменений ни в показателях посещаемости, ни в показателях вовлеченности
студентов в учебный процесс. В экспериментальной группе посещаемость
увеличилась на 20%, показатели вовлеченности в учебный процесс и
интенсивности обучения выросли в два раза.
Таким образом, само по себе внедрение в учебный процесс системы
оценивания ответов учащихся еще не гарантирует положительный результат.
Необходимо выбрать способ ее применения - оптимальный с точки зрения
учителя, аудитории, этапа обучения и специфики изучаемого материала.
Несмотря на то, что данные, полученные в результате исследований
системы оценивания ответов учащихся, в настоящее не являются
окончательными, есть два факта-преимущества, которые безоговорочно
признаны большинством специалистов: система позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся и усиливает обратную связь - иными словами, повышает уровень взаимодействия между учителем и учениками. |