Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью
школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на
инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной
жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских
способностях школьников. Для учителя программа по самоуправлению
является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии
воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности,
активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
Организация эффективного функционирования учебной группы.
Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять
систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально
ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Программа самоуправления "Солнышко" рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого
образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый
коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование
чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз
жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения
взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как
лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта
лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего
школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления
жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
На 4 года обучающиеся становятся "Лучиками" большой группы "Солнышко".
Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего
живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя
лучше призваны влиять на ребенка. Все "Лучики" делятся на подгруппы.
Например, "Фонарики", "Светлячки", "Искорки". Каждый ребенок-лучик имеет
поручение. Основу группы составляет классный актив, в который входят
капитаны, разведчики, спасатели, игровики, тренеры, почтальоны и т.п..
Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль
родителей в деятельности группы очень важна. Вся деятельность
ученического самоуправления осуществляется под руководством классного
руководителя и родителей.
Актив класса:
Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
Проектирование школьного, классного самоуправления.
Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
Функционирование в оптимальном режиме.
Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
Обретение чувства уверенности в себе.
Умение поддерживать других.
Осознание ответственности за свои поступки.
Расширение представлений о себе, своих возможностях.
Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
Стремление использовать свои умения на радость близким.
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Примерные группы и их обязанности
Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий
учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о
заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые
находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят
устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и
журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период
эпидемий болезней и т.д.
Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в
подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев
классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию
учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи,
организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения
книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов
учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний
педагогов;
Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся
класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет,
организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из
жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по
определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов
из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных
журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов,
праздников;
Репортерская служба класса, в обязанности которой входит
подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в
школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке
празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний,
экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением
альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса",
"Последний день в школе в роли ученика;
Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели
класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение
класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов
хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи
больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например,
"Город мастеров";
Служба озеленения – забота о растениях класса и школы,
разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе
кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в
ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых
сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за
популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ
посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для
участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения "из первых
рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и
проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных
праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе,
подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение
физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами,
организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных
соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных
мероприятий;
Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты
литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе.
Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для
подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском
музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для
проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов,
сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе,
ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят
анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному
руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект".
Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для
устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют
класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся,
готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает
учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах,
готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они
занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль
ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной
и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в
музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп,
организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у
младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в
общественных организациях школы и района, налаживают контакт с
общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных
организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить
общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии. И в заключение
хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение
ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если
ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой
ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом
общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни
взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а
настоящее ученическое самоуправление.