Применение новых методов и подходов к оцениванию результатов
обучения на разных возрастных ступенях помогает создать благоприятные
условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех
участников образовательного процесса. Основные направления модернизации
контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные
традиционные формы и методы оценивания, а способствуют эффективной
организации многоступенчатого и многофункционального
контрольно-оценочного процесса, доведению его характеристик до уровня,
адекватного современным задачам модернизации образования.
Современные требования к оценке образовательных достижений учащихся
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное
развитие выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений
учащихся:
- отказ от ориентации контрольных проверок преимущественно на оценку
результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и переход к
оценке уровня владения компетентностями;
- ориентация на относительные показатели успешности учащегося, на сравнение его сегодняшних достижений со вчерашними;
- внесение изменений в систему оценивания:
- дифференциация оценивания по видам работы;
- само- и взаимооценивание;
- максимальная объективация оценивания;
- открытость критериев оценивания для учащихся;
- отказ от привычной ориентации на среднего ученика и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;
- использование аутентичной оценки, предполагающей выставление
значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных
заданий и широкую проверку комплексных умений;
- замена практики разовых выборочных проверок на отслеживание
динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку
комплекса работ, выполненных за определенный период; переход на
накопительную систему отметок;
- изменение системы внутришкольного оценивания в старших классах в
направлении перехода от поурочного оценивания к рубежному и
объективированному контролю, основанному на методах теории
педагогических измерений и качественных показателях. Отказ от перегрузок
выпускников в момент окончания школы и сдачи двойных экзаменов путем
ввода независимой эффективной системы для внешней оценки качества
подготовки выпускников с помощью единого государственного экзамена;
- оценивание труда педагога не только по знаниевым и навыковым
достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития
учащихся (при этом каждая образовательная система обязана определить
свой вектор развития).
Рейтинговая система оценивания результатов обучения учащихся способствует:
- осуществлению предварительного, текущего и итогового контролей;
- организации образовательного процесса и активному влиянию на его эффективность;
- стимулированию познавательной активности, исследовательской деятельности;
- формированию ответственного отношения к своевременному выполнению основных видов работ;
- снижению числа пропусков уроков без уважительных причин.
Основная идея рейтинговой системы оценивания заключается в создании
условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся,
усиления их мотивации к исследовательской деятельности и повышения
объективности оценивания обученности учащихся.
Система начисления и учета баллов
При составлении тематического планирования на учебный год материал
курса разбивается на блоки-модули (пример разбивки учебного материала на
блоки-модули по биологии представлен в табл. 1).
Таблица 1
Разбивка учебного материала на блоки-модули по биологии
Тема блока
|
Кол-во часов
|
Максимальное кол-во баллов
|
Тема модуля
|
Зачеты
|
Дополнительные баллы
|
Блок 1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
|
10
|
100
|
Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи
|
|
|
Возникновение жизни на Земле
|
+
|
Презентации учащихся
|
Блок 2. Учение о клетке
|
18
|
100
|
Химическая организация клетки
|
+
|
Семинар
|
Метаболизм - основа существования живых организмов
|
|
Семинар
|
Строение и функции клеток
|
+
|
Семинар
|
Блок 3. Размножение и развитие организмов
|
|
|
Размножение организмов
|
|
Презентации учащихся
|
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
+
|
Семинар
|
Блок 4. Основы генетики и селекции
|
22
|
100
|
Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков
|
+
|
Семинар
|
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за
выполнение всех обязательных заданий по теме, - 100. Обязательные
задания включают:
- устный ответ на уроках - 10 баллов (соответствует оценке "5");
- активная работа на уроке - 5 баллов;
- выполнение проверочного теста - 10 баллов (за максимальное количество правильных ответов, предусмотренных в тесте);
- лабораторная работа - 10 баллов;
- дополнительное сообщение по теме - 10 баллов;
- контрольная работа - 20 баллов;
- рубежный тест - 20 баллов;
- устный зачет - 30 баллов.
Помимо выполнения обязательных заданий по курсу, учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:
- ведение тетради в соответствии с единым орфографическим режимом - 10 баллов (в конце полугодия);
- выполнение сообщения с презентацией - 20 баллов за каждое сообщение, т. к. таких форм работы бывает немного.
Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в
течение всего полугодия, необходимо вводить не только поощрительные
баллы, но и штрафные:
- за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 5 баллов;
- опоздание на урок - минус 2 балла;
- не выполненное домашнее задание - минус 5 баллов.
Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие:
- "отлично" - 80-100 баллов;
- "хорошо" - 60-79 баллов;
- "удовлетворительно" - 45-59 баллов;
- "неудовлетворительно" - менее 45 баллов.
Распечатанные индивидуальные листы учета баллов учащиеся вклеивают в свои рабочие тетради (табл. 2).
аблица 2
Индивидуальный лист учета баллов учащегося
Тема модуля
|
Тема урока
|
Количество баллов за урок
|
Дополнительные баллы
|
Общая сумма баллов за тему
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В сводной ведомости индивидуальных листов учета баллов учащихся
проставляются баллы за работу всего класса (табл. 3). По мере
прохождения темы подсчитываются баллы и строятся диаграммы рейтинга
учащихся:
- по неделям (текущий рейтинг - сумма баллов, набранная учащимися по всем видам работ);
- по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль);
- по окончании полугодия или года (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или год).
- Таблица 3
Сводная ведомость индивидуальных листов учета баллов
Ф. И. учащегося
|
Дата
|
Тема модуля
|
Тема урока
|
Количество баллов за урок
|
Дополнительные баллы
|
Общая сумма баллов за тему
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг учащегося зависит от количества баллов, набранных как при
прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и
промежуточного контроля), так и при итоговом контроле (по завершении
изучения блоков).
|