Наверное, нет такого педагога и классного руководителя, который не задумывался бы о том, какими средствами "вооружить" учащихся
для того, чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы
материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты
познания, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный
потенциал. В качестве одного из эффективных способов решения этой важной
задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных навыков.
Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее
эффективных методов и технологий проведения работы по развитию у
школьников учебных навыков мы занимались более десяти лет. В результате
была подготовлена комплексная программа развития учебных навыков для
обучающе развивающей работы с учащимися разных возрастных групп под
объединенным названием "Академия мышления". Содержание программы может
быть реализовано в самых разных формах: специальные курсы, факультативы,
серии классных часов, отдельные занятия.
Весьма продуктивно осваивать и применять предлагаемые приемы и
методы непосредственно на уроке или при подготовке учащимися домашних
заданий. Это позволит не только значительно повысить эффективность
урока, но и существенно расширит его развивающие возможности. Ниже
представлены фрагменты занятий из обучающего марафона по развитию
учебных и интеллектуальных навыков у старшеклассников.
Занятие № 1. Школьный урок как возможность для саморазвития
Учитель (классный руководитель): Дорогие
ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важной части нашей жизни,
той, что протекает здесь в школе на уроках. Мало кто задумывается над
тем, что каждый урок – это 40 минут жизни! За день эти минуты незаметно
складываются в 5–7 часов, за неделю – как минимум в 30–40! Этим временем
можно распорядиться по-разному. Можно "пересидеть", проговорить с
соседом, промечтать. А можно использовать для совершенствования своих
способностей, подготовки к профессиональной карьере, при этом хорошо
усваивая материал и обеспечивая себе ресурс времени для занятия любимым
делом. Я думаю, что многие из вас при подготовке домашних заданий
частенько ловили себя на мысли о том, что совершенно ничего не
запомнили на уроке и дома все приходится разбирать заново. Выходит –
время, потраченное на уроке, прошло даром. Более того, на разбор
материала дома придется затратить его еще столько же, а то и больше. А
можно было бы использовать его для изучения дополнительной литературы
или же для занятий по душе.
Есть ли у вас какие-нибудь собственные рецепты по повышению эффективности своей работы на уроке?
(Рассматриваются варианты, предложенные школьниками.)
Конечно, все начинается с постановки цели. Давайте посмотрим,
есть ли разница между целями учеников во время проведения учителем
опроса:
- Только бы не спросили сегодня.
- Получится ли сегодня ответить лучше, чем вчера?
Какие чувства испытывает первый ученик и как они, скорее всего, отразятся на его дальнейшей работе?
(Ответы учащихся.)
Сравните две установки:
- Я сегодня приготовился, мне нужно ответить, чтобы получить пять.
- Я сегодня хорошо приготовился и постараюсь ответить так, чтобы меня слушал весь класс.
А теперь рассмотрим эти две установки в отношении дополнительных вопросов:
- Ну кто их за язык тянет!
- Задали вопрос, значит мой рассказ интересен. В следующий раз постараюсь спровоцировать вопрос от одноклассников.
Действительно, ответ у доски можно рассматривать не только
как возможность получить хорошую оценку, но и как тренировку жизненно и
профессионально значимого умения. Речь идет об умении выступать перед публикой,
отстаивать свою точку зрения, излагать группе свое видение проблемы.
Это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха
практически в любой профессии! Где же это особенно важно?
(Рассматриваются ответы учащихся.)
А как быть, если вас все-таки не спросили и к доске вышел
другой ученик, получивший возможность развивать свое ораторское
мастерство и шанс заработать хорошую отметку? И в этом случае есть поле
деятельности для самосовершенствования и развития не менее значимых
способностей. Речь идет об аналитической деятельности. Развивать
указанные способности в рассматриваемом случае можно посредством
рецензирования прослушиваемого ответа. Заметьте, что при этом вы еще и
повторяете учебный материал, а не просто пережидаете, пока кто-то
работает.
Рецензию можно озвучить или же учесть ее результаты для
улучшения своих устных ответов. Можно договориться с одноклассниками и
обмениваться рецензиями на ответы друг друга. В этом случае
результативность вашей работы существенно возрастет, особенно при
подготовке одного-двух вопросов для того, чтобы задать их устно
отвечающему. Предварительная договоренность снимет блокирующий эффект
неожиданности, а качество работы на уроке существенно возрастет.
Согласитесь, во многих ученических коллективах ответ у доски является
серьезнейшей проблемой для ребят. В ваших силах сделать так, чтобы
каждый момент урока "работал" на ваше развитие, на вашу будущую карьеру.
Примерную схему рецензирования устного ответа на уроке вы можете увидеть в памятке, которая лежит у вас на столах.
Я предлагаю вам заняться рецензированием в течение недели и на
следующем нашем занятии обменяться впечатлениями и результатами.
Занятие № 2. Организация работы с дополнительными источниками информации
Еще один известный вам способ повысить качество своей работы на
уроке – это использование в учебной подготовке дополнительных
информационных источников.
Какими дополнительными источниками пользуетесь вы?
Какие сложности возникают при работе с ними?
Есть ли у вас какие-то свои секреты по организации работы с
дополнительным материалом, чтобы он пригодился не только для
предстоящего урока, но и остался в памяти для дальнейшего применения?
В условиях ограниченного времени урока при необходимости
обращения к дополнительным источникам информации целесообразно
использовать алгоритм, предложенный разработчиками системы скорочтения.
Согласно этому алгоритму работа с материалом должна организовываться по
блокам, которые мы несколько расширили и дополнили:
1. Автор. Желательно знать не только фамилию автора, но и его имя и отчество.
2. Источник информации. Хотя при
устном ответе достаточно указать только наименование источника (название
книги, статьи из журнала или газеты, где она опубликована, телепередачи
и т. д.), в вашем распоряжении должны быть полные данные о нем.
3. Проблема. Краткая формулировка сути
проблемы, рассматриваемой автором, либо ее простое обозначение,
например: "статья посвящена проблеме восстановления лесов".
4. Фактографическая основа. Перечисление основных фактов, на которые ссылается автор. Здесь важно не допустить замены фактов на предположения и домыслы.
5. Особенности излагаемого материала
(например, автор приводит множество разнообразных примеров,
статистического материала, описывает события с позиции их участника и т.
д.).
6. Критика (свои замечания и ссылки на
авторитетные источники). Что вы сами думаете по поводу прочитанного или
увиденного, с чем согласны, в чем сомневаетесь, какие аспекты остались
непонятыми, с чем готовы поспорить? Встречались ли вам материалы,
подтверждающие или опровергающие выводы этого специалиста?
7. Новизна и возможности использования на практике. Чем
отличается работа автора от известных вам ранее публикаций по проблеме
(возможно, того же автора). Что в изученном материале имеет практическую
значимость и каковы возможные сферы его применения.
Попробуем провести анализ небольших газетных текстов по предложенной схеме.
(Учащиеся разбиваются на группы, члену каждой из которых
раздается одинаковый вариант газетного материала для того, чтобы
эффективнее организовать групповое обсуждение полученных результатов.
Далее нескольким ученикам предоставляется возможность озвучить свои
аналитические заключения с групповым обсуждением, вопросами и
дополнениями.)
Приведенный алгоритм весьма эффективно использовать как для
работы с текстом и его анализа, так и в качестве опорной схемы при
ответе или дополнении к ответу на уроке. Однако стоит потренироваться на
основе этой схемы давать как краткую справку по дополнительному
источнику, так и его развернутый анализ. Это умение,
как показывает практика, благоприятно сказывается не только на устных
ответах, но и на качестве написания рефератов, сочинений, проведении
исследовательских работ.
По такому алгоритму можно вести архивные записи дополнительных
учебных материалов, которые в последствии могут пригодиться при
подготовке к контрольным работам и экзаменам. Есть и другие формы
фиксации результатов работы с информационными и литературными
источниками.
Однако эти формы больше подходят для сбора материала при ведении
научно-исследовательской работы или при подготовке к написанию
сочинения.
Бывают ситуации, когда вам необходимо подготовить небольшие
сообщения или доклады каждому по своей теме. В этом случае эффективность
поиска материала возрастет, если у каждого из вас в табличной форме
будет представлена информация обо всех разрабатываемых группой или
учащимися класса темах.
Тема, разработчик, контактный телефон
|
Источник информации (название книги с выходными данными)
|
Номера страниц, где есть информация по данному вопросу
|
|
|
|
|
|
|
Как показывает практика, занимаясь поиском информации по своей
теме, мы нередко встречаем много материала, относящегося к темам
одноклассников. Работа с такой таблицей позволит оперативно сообщать
друг другу о наличии тех или иных статей в литературных источниках или
на интернет-сайтах. Используя этот способ организации учебной
подготовки, можно не только помочь друг другу хорошо подготовиться к
уроку или собрать материал для исследовательской работы, но и укрепить
командный дух класса.
При подготовке устного ответа или доклада можно воспользоваться
памяткой "Технология подготовки к докладу" и так называемой "картой
сообщения".
Занятие № 3. Составление планов и схем учебных текстов
Продолжая разговор о методах повышения эффективности учебной
деятельности, нельзя не отметить умение составлять планы и схемы учебных
текстов. Сегодня мы рассмотрим одну из разновидностей образных схем,
позволяющих воссоздать последовательность действий, ход какого-либо
события. Весьма эффективный способ такой работы с текстом получил образное название "Паучок".
Схема "Паучок" подойдет, если в учебном тексте много описаний
происходящих событий, которые необходимо самостоятельно осмыслить и
сделать выводы. Ход работы будет выглядеть следующим образом. Берем лист
бумаги, в его центре кратко обозначаем название темы и заключаем его в
овал – это тело паучка. По ходу чтения "паучок обрастает ножками, на
ножках появляются башмачки". Например, мы читаем о главном действующем
лице какого-либо события. От нашего овала – тела рисуем в сторону ножку –
стрелку (можно ее назвать "кто?"), которую заканчиваем меньшим овалом –
башмачком. В него вписываем имя главного героя – участника события.
Далее по ходу чтения появляются другие стрелки с
названиями-вопросами: "откуда?", "куда?", "зачем?", "мотивы и цели",
"где?", "как?", "чем закончилось событие", его итог. В овалах-башмачках
записываем очень краткие ответы на вопросы стрелок. Содержание вопросов
может варьироваться в зависимости от особенностей темы.
От нижней точки тела паучка проводим вниз линию, которую
подписываем "причина-сигнал" (что стало сигналом для выхода паучка из
укрытия? т. е. что спровоцировало возникновение этого события?).
Вокруг паучка обводим круг – первый круг паутинки и подписываем
его "ближайшие последствия события". На окружности – "паутинке"
размещаем точки с условными обозначениями ближайших последствий
рассматриваемого события.
За первым кругом рисуем еще один – "отдаленные последствия
события". Обозначаем эти последствия условными значками на второй линии
"паутинок". Таким образом, наш паучок оказывается в центре двух
окружностей.
Из их центра проводим радиусы – "нити, на которых закреплена
паутинка". Каждая такая линия означает какое-то центральное историческое
событие, центральное научное открытие и т. д., с которыми так или иначе
связаны рассматриваемые действия.
Прочитав параграф, внимательно рассматриваем схему, стараясь понять, все ли важное мы отметили.
Ну а теперь остается лишь закрыть схему и попробовать восстановить ее по памяти.
Учиться работать со схемой "Паучок" мы будем на небольших текстах по истории.
(Учащимся раздаются тексты, при этом желательно, чтобы их
оказалось не более чем по два-три одинаковых на класс. Школьники
работают. Тренинг заканчивается обсуждением полученных образных схем и
общей рефлексией.)
Памятка
Как рецензировать ответ ученика на уроке
Приложение 1
- Излагался ли материал последовательно, по плану? Какие моменты ты выделил бы особо, на чем стоило заострить внимание?
- Достаточно ли полным был ответ? Какие важные, на твой взгляд, детали "выпали" из ответа?
- Доказательными ли были объяснения? Какими аргументами и
примерами (в том числе из дополнительных источников) их можно было бы
усилить?
- Сделан ли обобщающий вывод?
- Какие допущены ошибки?
- Была ли речь ученика грамотной и выразительной?
В зависимости от учебного предмета в ходе рецензирования
обращается внимание и на другие специфические особенности: помнит ли
ученик теорему, читал ли художественное произведение, дополнительную
литературу, умеет ли работать с географической картой и т. д.
Внимательно следи за ходом опроса, закрепляй в памяти уже
известный материал и обязательно думай о том, как ты построил бы свой
ответ, какие еще факты включил бы в него, как изменил бы его
последовательность, какой сделал бы вывод.
Памятка
Технология подготовки к докладу
Приложение 3
Подготовка доклада и выступление с ним позволяют приобщиться к
самостоятельной работе, научиться говорить перед аудиторией, что
является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека.
Первый этап – готовим "карту сообщения"."Карта сообщения"
включает в себя первую и последнюю фразы сообщения, а также опорный
сигнал (или план) остального текста. Первая и последняя фразы должны
быть выучены наизусть! Почему? Потому, что это – типичные места сбоя
речи. Кто не слышал этих "ну…", с которых начинают часто свою речь не
только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы –
заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно
стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово…" или "На
этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы".
Второй этап – отработка регламента. Его
цель – научиться "чувствовать время". Если есть договоренность, что
выступление займет 5–7 мин, то докладчик обязан соблюсти регламент с
погрешностью ± 20 с. Для развития "чувства времени" удобно использовать
таймер или, еще лучше, песочные часы.
Если тема "не вмещается" в отведенное время, доклад лучше
дробить. В этом случае материал представляет команда. Например, один
участник докладывает о целях проекта, его актуальности и перспективах
реализации; другой – анализирует ресурсное обеспечение и т. д.
Третий этап (не является обязательным) – подготовка к докладу с затруднениями.
Речь идет об усложненном тренинге, позволяющем в будущем
легко адаптироваться в реальной (не учебной) обстановке. На этом этапе
репетируется выход из затруднительного положения в середине выступления,
когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т. п. Для этого заранее
отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или
"Простите, я оговорился". Иногда целесообразно "закладывать" такие сбои
при учебной подготовке доклада или презентации проекта. Например, во
время выступления кто-то специально сбивает выступающего вопросом.
Необходимо научиться спокойно и адекватно реагировать на такие явления и
связно продолжить свою речь даже после самых "агрессивных атак"
слушателей. |