Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса
И заместитель директора школы, и учитель в условиях
интенсификации и оптимизации управления начальной школой должны повышать
научный уровень анализа и самоанализа урока. Поможет в этом составление
технологической карты урока.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования
урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной
деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность
обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его
ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов
и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в
основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его
системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде
технологической карты дает возможность максимально детализировать его
еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной
деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого
этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и
форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно
используются учителями. С помощью технологической карты можно провести не только
системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать
технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект
учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на
задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и
деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно
предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Пример технологической карты урока
Приложение1
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________.
2. Класс: ________________. Дата: ______________. Предмет: русский язык . № урока по расписанию: _________________________.
3. Тема урока: "Слова с непроизносимыми согласными" _ _________.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме_____________________________________________________.
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести
способ проверки данной орфограммы, развить коммуникативные навыки jбучающихся ________ ________ __ .
Характеристика этапов урока
Этап урока
|
Время, мин
|
Цель
|
Содержание учебного материала
|
Методы
и приемы работы
|
ФОУД*
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Организационный
|
1
|
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
|
–
|
–
|
–
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Постановка темы и цели урока
|
8
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
|
На доске написаны слова "гру…ный", "грустный" и текст по пунктам:
Признаки орфограммы.
Какие бывают непроизносимые согласные.
Как проверить?
Словарь.
Проверь себя
|
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
|
Ф
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого
конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи
урока, составляет совместно с обучающимися план урока
|
Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят
взаимо-оценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют,
почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и
задачу урока
|
Освоение нового материала
|
Непроизносимые согласные
|
11
|
Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные
|
Те же слова на доске, правило в учебнике
|
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
|
Ф
|
Указывает объект наблюдения
|
Называют "опасные" сочетания звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву "л"
|
|
Способ проверки
|
|
Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфо-граммы
|
Для сравнения предлагается слово "грусть", правило в учебнике
|
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
|
Ф, П
|
Организует подводящий диалог, уточняет правило
|
Записывают однокоренные существительные, выделяют
корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике,
сравнивают и добавляют [сл' ]
|
Проверка понимания способа действия
|
На доске слова: "ярос…ный", "вкус…ный"
|
Доказательство
|
Ф
|
Дает образец короткого доказательства
|
Объясняют написания слов
|
Первичное закрепление нового материала
|
9
|
Освоение способа проверки
|
Листы со словами
(3 набора с разными словами). Пример одного набора слов: "чес…ный", "вкус…ный", "лес…ница", "хвас…ливый"
|
Самостоятельная работа, рефлексия, контроль
|
Г
|
Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
|
По очереди вписывают букву, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию
|
Выявление словарных слов
|
Слова "лестница", "праздник", "чувство"
|
Хоровое чтение
|
Г
|
Помещает слова
на доску
|
Читают хором с листов групповой работы
|
Самопроверка
|
4
|
Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы
|
Пять слов с листов групповой работы и одно новое слово
|
Диктовка, самопроверка, самооценка
|
И
|
Диктует слова
|
Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку
|
Подведение итогов
|
2
|
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
|
План на доске, составленный
в начале урока
|
Рефлексия, контроль
|
Ф
|
Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
|
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
|
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в
работу_______________________________________________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Приложение 2
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Проверяет готовность обучающихся куроку.
Озвучивает тему ицель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель сранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
Побуждает квысказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
вработу на уроке.
Диктует.
Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
- взаимопроверку;
- коллективную проверку;
- проверку выполнения упражнения;
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения;
- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
- самостоятельную работу с учебником;
- беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся квыводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
|
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение втетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова сизучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Читают изапоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения впаре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят втексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение иопределяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
- самооценку;
- самопроверку;
- взаимопроверку;
- предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала икак они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | |