Психолого-педагогическая типология общего отставания в
учении у младших школьников включает три поведенческих типа:
А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности.
В: дети с низкой эффективностью учебной деятельности,
В: дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и
низкой эффективности учебной деятельности.
Тип А. Доминирующим мотивом поведения у детей данной
группы является проблемность в самоутверждении в активной, практически
осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Как
правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и
ребенок поэтому стремится утвердить себя в различных видах внешкольных
занятий.
Тип Б. Причинами недостаточного развития познавательных
способностей обычно служат либо бедность чувственного и речевого опыта
ребенка, обусловленного низким культурным уровнем родителей, недостатком
родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе,
либо микропоражения в коре головного мозга, либо и то и другое вместе.
Тип В. Обычно эти два признака (дети с сочетанием низкой
интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности) неуспеваемости ребенка
объединены определенными причинно-следственными связями, возможно также
одновременное их проявление. В соответствии с этими вариантами учащиеся
данного типа могут быть разделены на три группы.
Отличительным признаком первой группы является обусловленность
низкой интенсивности учебной деятельности предшествовавшей ей низкой эффективностью.
Другие специфические признаки: низкий уровень развития познавательных способностей
(в первую очередь — мышления и речи) как результат недостаточного внимания к
ребенку со стороны родителей. В начале обучения в первом классе наблюдаются
старательность, переживание неудач в учении, в дальнейшем, однако, такое
отношение сменяется равнодушием, тупой пассивностью; отношения с учителями,
родителями и сверстниками, как правило, спокойные.
Отличительной чертой второй группы детей является
обусловленность низкой эффективности учебной деятельности ее низкой
интенсивностью на начальном этапе обучения. Источник последней — это либо несформированность
мотивов учения на начальном его этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой
сферы.
Особенностями учащихся третьей группы являются
одновременные и независимые проявления низкой интенсивности и низкой
эффективности с первых дней обучения в школе. Специфические признаки: тотальная
психологическая неготовность к школьному учению, ярко выраженная психическая
инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но другие сферы
личности. |