В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток.
Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что
ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти
верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую
воспитательную систему.
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает
невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому
воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном
развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных
установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых
потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях.
Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс
противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с
другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные
действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к
учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет
владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия
неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность,
наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции
отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти
индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее
позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в
процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно
выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному
руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать
"изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это,
например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие
духовного контакта |
- Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
- Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
- Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
- Деликатно, тактично затронуть тему
естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить
потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении
повседневных жизненных проблем
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В
таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей
характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие
духовных связей с детьми |
- Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
- Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
- Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
- Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
|
Семьи, характеризующиеся педагогической
неграмотностью родителей.Родители не понимают детей, обнаруживают полное
незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение
семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
- Сформировать у родителей потребность в
педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение
их в систематическую работу школы с родителями.
- Пробудить интерес к самообразованию.
- Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному
благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами,
излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
- Изменить жизненную ориентацию родителей.
- Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
- При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям
завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто
наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и
жестокими |
- Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
- Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
- Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
|
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
- дисфункциональные семьи
(многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из
родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать –
несовершеннолетняя);
- семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);
– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
- социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
- с нарушениями в сфере общения;
- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
- с односторонним умственным развитием;
- с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
- неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
- неудовлетворенные своим положением в семье;
- с преобладанием связей с дезорганизаторами;
- с надломленной психикой;
- с избыточной энергией, не нашедшей применения.
- В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей.
- Они обусловлены:
- недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
- недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
- недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
- низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
- недоработками классных руководителей и
педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в
кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во
внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
- повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
- освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
- объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы
(медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное
пространство города;
- привлечение к решению проблем воспитания родительской
общественности, Комитета общественного самоуправления (далее – КОС),
отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОДН);
- введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.
Программа воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи"
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы
школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и
преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в
рамках системного подхода, предполагающего: организацию
предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств
ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую
диагностику.
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и
внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с
обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной
деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств,
возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений
воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей
школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций
по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной
самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного
поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и
неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми,
семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и
ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер
взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения,
социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их
улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с
целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную,
общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в
другие группы, компании, объединения; направленность этих групп,
характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
- составление карточек с указанием: фамилии, имени,
отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости,
характера, поведения, общественной активности, состава семьи,
педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных
проблем;
- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
- установление характера педагогической запущенности,
отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых
качеств;
- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются
последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не
умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой,
трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном
этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо
подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового
режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями,
изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и
выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость
стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и
недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых,
несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения
относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость,
негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
- подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
- учить различать истинную и ложную красоту человека;
- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
- формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
- правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
- создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
- организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к
самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений,
необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между
пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами
и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
- общение в микрогруппах ближайшего окружения;
- деятельность, направленную на самопознание и
самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном
самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных
целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения,
основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать
его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками.
Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны
соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом
"Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический
подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно
противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности,
вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности
состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение,
щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции
(Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими
приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях
учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
- провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
- поставить задачи воспитательной работы;
- выделить основные разделы плана.
Примерные планы работы с педагогически запущенными детьми
В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень
|
Средняя ступень
|
Старшая ступень
|
1. Работа с коллективом учащихся.
|
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
|
1. Работа с коллективом учащихся.
|
2. Деятельность, направленная на выявление
педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела,
классное самоуправление и т. д.
3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими
|
2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами
|
2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа
|
Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственный
|
1. Организация педагогической помощи
|
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
|
В течение года
|
Классный руководитель
|
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
|
Постоянно
|
Администрация, учителя-предметники
|
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".
|
По расписанию
|
Учителя-предметники
|
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.
|
В течение года
|
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
|
1.5. Формирование положительной "Я-концепции".
|
В течение года
|
Классный руководитель, психолог
|
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей
|
В течение года
|
Классный руководитель, психолог, администрация
|
2. Организация медицинской помощи
|
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими
врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин
психофизиологического, неврогенного характера.
|
Систематически
|
Фельдшер, родители
|
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
- анкетирование учащихся 1–11-го классов, родителей;
- заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
- заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";
лекции для родителей:
- "Психология ранней наркомании" 6–7-й кл.;
- "Проба наркотика – шаг в пропасть" 9-й кл.;
- "Сигарет, не приносящих вреда, – нет" 5-й кл.;
- "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".
|
В течение года по планам классных рукоководителей
|
Классные руководители, фельдшер, психолог
|
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации
|
В начале года
|
Классный руководитель, врач
|
3. Организация психологической помощи
|
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
|
В течение года
|
Психолог
|
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
|
В течение года
|
Психолог
|
3.3. Психологическое консультирование с целью
помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно
было бы решить.
|
Систематически
|
Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей
|
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.
|
Систематически
|
Психолог
|
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей
|
1 раз в неделю
|
Психологи школы и наркодиспансера
|
4. Организация свободного времени
|
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.
|
В течение года
|
Классный руководитель
|
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.
|
Сентябрь – октябрь
|
Классные руководители, старший вожатый, одители
|
4.3. Изучение читательских интересов, запись в
библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в
составлении списка интересных и необходимых для развития книг.
|
Сентябрь
|
Библиотекарь
|
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.
|
В течение года
|
Классные руководители
|
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.
|
В течение года
|
Классный руководитель, старший вожатый
|
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
|
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь
|
Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый
|
Таблица 4
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
|
В течение года
|
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
|
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
|
По мере выявления
|
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН
|
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
|
В течение года
|
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
|
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений
|
1 раз в полгода
|
Администрация
|
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
|
Сентябрь – октябрь
|
Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР
|
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
|
1 раз в месяц
|
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)
|
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей
|
По мере необходимости
|
Администрация, классные руководители
|
8. Психологический тренинг "Толерантность"
|
1 раз в неделю
|
Психологи школы и наркодиспансера
|
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
|
По мере необходимости
|
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
|
10. Изучение положения подростка в коллективе
|
По мере необходимости
|
Классные руководители, психолог
|
11. Консультации для детей и родителей
|
Систематически
|
Администрация, психолог, врач
|
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений
|
1 раз в месяц
|
КОС, ОДН, администрация
|
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей
|
Систематически
|
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог
|
14. Единый день отказа от курения
|
Ноябрь
|
Классные руководители, зам. директора по ВР
|
15. Единый день профилактики правонарушений
|
Декабрь
|
Администрация, классные руководители
|
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"
|
Март
|
Администрация, классные руководители
|
17. Всемирный день здоровья
|
Апрель
|
Администрация, классные руководители
|
Методическое обеспечение программ воспитания
Для повышения качества воспитательной деятельности по
профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо
методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении
также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
1. Работа МО классных руководителей
|
В течение года
|
Зам. директора по ВР, руководитель МО
|
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"
|
1 раз в четверть
|
Руководитель творческой группы
|
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
|
Апрель
|
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО
|
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН
|
В течение года
|
Администрация
|
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике
|
1 раз в четверть
|
Библиотекарь
|
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета
|
Октябрь
|
Зам. директора по ВР
|
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании
|
Декабрь
|
Заместители директора по ВР и УВР
|
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности
|
Сентябрь
|
Администрация
|
Реализация программы развития воспитательной работы
предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в
образовательных учреждениях:
- создание условий приоритетности воспитания в процессе
образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных
компонентов в системе образования;
- интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей,
руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с
семьей и сверстниками подростков;
- снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
- создание нормативно-организационных, управленческих
условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания
подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к
созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных
качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".
|