Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою жизнь.
Ч. Кеттерлинг
Главная цель общего образования —
формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать
свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических
условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах
общества. Сужение интересов, связанных с профессиональным и
самоопределением, должно проходить по мере взросления ученика. В
дальнейшем, получая профильное образование, учащиеся будут уточнять,
изменять, достраивать свой профиль, их выбор все более тесно будет
связан с профессиональным самоопределением.
Общим стержнем для системы координат предпрофильной подготовки
и профильного обучения являются основные виды деятельности. Когда
учащийся приступит к обучению в старших классах, присвоенные им в
качестве культурных образцов исследовательская деятельность и
проектирование станут средством освоения профильных и элективных курсов.
Выбор, сделанный по поводу четырех других видов деятельности, ляжет в
основу выбора профильных курсов, а выбор предпочтительного объекта своей
деятельности – в основу выбора элективных курсов.
Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:
- Информационная работа. Информирование
учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства,
знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую
очередь, расположенными на данной территории, информирование о
программах профильного обучения, реализуемых различными
общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и
прогнозах развития рынка труда территории. В результате реализации
данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы
для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с
такого рода ресурсами.
- Реализация содержания предпрофильных курсов, позволяющих
учащемуся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой
деятельности. В результате реализации данного направления учащиеся
получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования
предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой
деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.
- Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории,
включающее консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов,
организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания,
соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это
направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9 класса с
необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений
деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей
будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является
связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими
направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.
В результате реализации данного направления учащиеся принимают
принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном
или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и
рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу
затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.
Администрация образовательного учреждения получает общую картину
удовлетворенности личных запросов учащихся в отношении курсов по выбору,
эффективности преподавания каждого курса, материал для прогнозирования и
проектирования дальнейшей деятельности в рамках предпрофильной
подготовки и организации профильного обучения.
Содержание курсов по выбору определяется на уровне образовательного
учреждения с учетом запросов учащихся, особенностями местных рынков
труда, возможностей образовательного учреждения или сети,
образовательного потенциала социо-культурной среды. Образовательное
учреждение должно предложить учащемуся исчерпывающий набор курсов,
который определяется всеми возможными сочетаниями типов деятельности и
объектов воздействия (см. Таблицу 1).
Их число, таким образом, оказывается избыточным по отношению к тем четырем курсам, которые обязан освоить каждый учащийся.
Таблица 1.
Объекты воздействия
Виды
деятельности
|
Человек-человек
|
Человек-материальный
объект
|
Человек – художественный
образ
|
Человек – знаковые системы
|
Человек – окружающая среда
|
Изобретательство
|
|
|
|
|
|
Творчество
|
|
|
|
|
|
Производство
|
|
|
|
|
|
Управление\обслуживание
|
|
|
|
|
|
Исследование
|
|
|
|
|
|
Проектирование
|
|
|
|
|
|
Таким образом, центральное место в процессе самоопределения учащегося занимает получение опыта в выборе самого
широкого, универсального плана: приоритетного для него вида
деятельности и объекта приложения этой деятельности. Так же, как это
будет сделано при организации профильного обучения, в 9-м классе для
подростка создаются условия для осуществления осознанного выбора.
Курсы по выбору могут реализовываться в различных формах: урок,
практикум, погружение и т.п. Их продолжительность может быть различной
(от 7 до 28 учебных часов), но они должны укладываться в рамки одной
четверти, с тем, чтобы после проведения промежуточной аттестации
учащийся мог выбрать другие курсы. Целесообразно завершить работу по
курсам по выбору по окончании III четверти.
Следует заметить, что все средства психологической или
педагогической диагностики применяются для того, чтобы предоставить
учащемуся и его родителям качественный, профессиональный анализ его
деятельности в рамках предпрофильной подготовки, который мог бы быть
использован как вспомогательный материал при обосновании выбора формы
продолжения образования и\или профиля обучения. Полученные результаты не
могут быть использованы для отбора детей на тот или иной курс или
выдачи готовых рекомендаций, а тем более предписаний, касающихся формы
продолжения образования или профиля.
Реализация образовательных программ курсов по выбору может
осуществляться силами одного образовательного учреждения, силами группы
(сети) образовательных учреждений, связанных договорными отношениями, с
привлечением образовательных ресурсов учреждений дополнительного и\или
профессионального образования.
Предпрофильная подготовка в 9 классах
планируется как новая для российской школы педагогическая система,
которой отводится особое место в целостном учебном процессе.
Предпрофильная подготовка - это не самостоятельная система. Она
является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет
подготовительную функцию. Она нужна для того, чтобы учащиеся могли
определиться в выборе будущего профиля обучения или пути получения
профессии. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится
процесс обучения девятиклассников.
Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися курсов по
выбору. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение
учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор.
Предполагается, что система предпрофильной подготовки обеспечит
школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В
течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый
девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей
ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы,
соответствующие разным профилям.
Предпрофильное обучение
строится на основе индивидуализации учебного процесса, что
обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным
учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуальных
траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в
содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным
учреждениям района. |