Цели педсовета:
- проанализировать деятельность школы по предупреждению неуспеваемости учащихся;
- на основе обобщения опыта и изучения выводов
психолого-педагогической службы школы выявить основные причины
неуспеваемости детей и способы решения данной проблемы;
- побудить учителей и учеников к активной деятельности по повышению
качества образования и уровня знаний школьников на всех ступенях
образования.
Задачи:
- выявить основные причины неуспеваемости и определить меры ее профилактики;
- определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Оформление: афоризмы по теме педсовета, выставка
учебно-методической литературы. Оборудование: интерактивная доска,
раздаточный материал, пять ноутбуков и головной компьютер, соединенные в
сеть.
Подготовительный этап:
- проведение психолого-педагогического исследования причин неуспеваемости школьников путем анкетирования;
- наблюдение и анализ работы учителей на уроках со слабоуспевающими детьми; анализ результатов анкетирования педагогов;
- подбор и изучение литературы по теме педсовета;
- подготовка актового зала.
Ведущие: педагог-психолог, зам. директора по УВР.
Ход педсовета
Учителя рассаживаются за столы по группам (всего 5 групп, в шестую
входят ведущие). В каждой группе выбираются руководители. На каждом
столе: нарисованное на бумаге изображение шляпы (красной, черной,
желтой, зеленой, синей), листы бумаги (по 3 шт.) на стол, ноутбук.
Зам. директора по УВР: "Сегодня педсовет пройдет в форме деловой игры,
просим принять активное участие. Тема сегодняшнего педсовета...
(выводится на мониторы)".
СЛАЙД:
Гипотеза. Если
учитель своевременно и профессионально грамотно сможет
оказывать психолого-педагогическую помощь неуспевающим детям, уменьшится
и отставание по
ряду предметов.
I. Работа в группах
Педагог-психолог: "Неуспевающие ученики - одна из главных проблем
любого учебного заведения, можно сказать, вечная головная боль
педагогов. Как же быть с ними? Сегодня мы все вместе попробуем ответить
на этот вопрос. А поможет нам в этом одна притча..."
Примечание. Текст притчи выводится на мониторы.
Зам. директора по УВР: "В одной стране жил старик, который делал шляпы.
Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, т. к. все
считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и
шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут
обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, они ничего
не нашли, кроме сундука с шестью шляпами - белой, черной, синей,
красной, зеленой, желтой. Сыновья решили, что это очень дорогой заказ и
покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали они
заказчика, ждали, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод,
что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый
сказал: "Возьму белую шляпу, т. к. белый - благородный цвет". "Возьму
черную, -сообщил второй, - строгий стиль меня всегда привлекал". Третий
взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел
сиять, как солнышко, излучать тепло - и взял желтую шляпу. Пятый очень
любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, - он
взял себе зеленую шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное - и
выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь
встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу,
научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и
события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание
на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший
красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это
нравилось, кому-то - нет. Брат, который взял желтую шляпу, находил во
всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя
некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат,
раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о
которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть
масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и
подсказать, куда двигаться дальше".
На экраны выводится заставка:
Педагог-психолог: "Давайте и мы сегодня примерим эти шляпы и попробуем
разобраться с проблемой неуспеваемости учеников. Обладатели белой шляпы
будут излагать только факты, никаких эмоций и чувств; красной -
проанализируют проблему с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи
с проблемой неуспеваемости в школе; черной - попытаются предостеречь
нас, найти возможные риски и опасности; желтой -будут искать только все
самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой -
постараются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам
креативные идеи. Группа под синей шляпой будет анализировать все
услышанное и предлагать варианты решения проблемы".
Примечание. Группа "синяя шляпа" в ходе работы групп перемещается
по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в
обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение педсовета.
Работа в группах - 15 минут (можно на это время включить тихую
спокойную классическую музыку). Результаты работы представляются в конце
педсовета.
II. Сообщение от педагога-психолога о знаменитых двоечниках (10 минут)
Уинстон Черчилль. Испытывал неприязнь к процессу обучения с
самого юного возраста. В своих мемуарах он писал: "Впервые образование
предстало передо мной в виде зловещей фигуры гувернантки. К этому дню
надлежало тщательно подготовиться посредством изучения книги "Чтение без
слез". Каждый день мы с моей няней в муках продирались сквозь книгу,
причем я находил этот процесс не только ужасно утомительным, но и
абсолютно бесполезным. Мы так и не добрались до конца, когда роковой час
пробил и гувернантка появилась на пороге детской. Помнится, я сделал
то, что до меня в схожих обстоятельствах делали сотни угнетенных
страдальцев: ушел в бега".
В 9 лет Уинстон был определен в частную школу. Там он по-настоящему
понял (причем не столько умом, сколько иными, менее благородными частями
тела) почем фунт лиха. Двоечников били регулярно и от души, а Уинстон
стабильно находился в хвосте класса. Учителя постоянно находили его в
каком-нибудь укромном уголке с книжкой не по возрасту. Однако готовить
уроки, работать на занятиях и вообще хоть как-то стараться Черчилль
категорически отказывался. Через два года он продемонстрировал
практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой.
Впрочем, ненадолго. В тринадцать лет страдальца снова отдали в частную
среднюю школу. К этому времени он уже кое-как научился имитировать
процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками. Однако
Черчилля по-прежнему считали одним из самых слабых учеников и вместе с
остальными «тупицами» отстранили от изучения латыни и древнегреческого,
назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая,
что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевскую премию по
литературе, они, кажется, пошли ему на пользу.
Андрей Тарковский. Он пошел в первый класс московской
школы № 554 в 1939 г. Не успел втянуться, как началась война, эвакуация к
родственникам в захолустный Юрьевец, голод и прочие ужасы. Мать,
растившая сына в одиночку, явно не справлялась. В старших классах
Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой. Со всеми
положенными приключениями он доставал модную одежду и американскую
музыку в послевоенной Москве. "У меня была удивительная тяга к улице -
со всем ее "разлагающим", по выражению матери, влиянием, со всеми
вытекающими отсюда обстоятельствами, - вспоминал мэтр. - Улица
уравновешивала меня по отношению к рафинированному наследию родительской
культуры". Если посмотреть его аттестат, то можно заметить, что
"родительской культуры" хватало только на четверку по литературе.
Историю, а также большинство точных наук Андрей натянул на трояк, а по
химии и черчению в документе красуются двойки. В 1951 г. будущий
режиссер поступил в Московский институт востоковедения (видимо,
пользуясь пониженным интересом сверстников к востоковедению), однако уже
через год бросил учебу и занялся обогащением своего жизненного опыта.
Оноре де Бальзак. По воспоминаниям писателя, главной его
проблемой в детстве была нелюбовь матери. Мадам Бальзак (вышедшая замуж
за богатого старика по расчету) бодро взялась выхаживать первого
ребенка сама - и он прожил чуть больше месяца. Так что второго, Оноре,
тут же, без разговоров отдали кормилице. С тех пор малыш фактически не
видел матери. Из уютного деревенского домика кормилицы мальчик сразу же
перекочевал в Вандомский колледж-интернат - нечто среднее между тюрьмой и
монастырем, откуда воспитанников не забирали даже на каникулы.
Обиженный на весь мир Оноре решил, что хуже уже не будет, и с головой
погрузился в свой внутренний мир, игнорируя все внешние раздражители. На
уроках он с отсутствующим видом сидел и смотрел в окно, мыча что-то
невразумительное, когда его спрашивали. "Раздражители", естественно,
раздражались все больше и регулярно отправляли «лентяя и тупицу» в
холодный чулан под лестницей, где воспитанникам надлежало отбывать
наказание. Там маленький Бальзак преспокойно доставал из-за пазухи
книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил это наказание за
возможность посидеть в тишине и спокойствии. Незаметно пролетело семь
лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал
грозные письма отца и читал запоем в чулане. В конце концов
продолжительное сидение на холодном полу довольно серьезно подорвало
здоровье мальчика: он сильно похудел, стал совсем вялым и однажды после
долгой болезни чуть не впал в кому, как написали его родителям монахи.
Пришлось Бальзакам забрать юного наследника домой. Впоследствии он
побывал еще в двух учебных заведениях, нигде не выделяясь особенными
успехами. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему
возможность самостоятельно устраивать свою судьбу, что, как мы знаем,
было на редкость прозорливо.
Иосиф Бродский. Учение в советской школе презирал.
Причем активно. Он не был заторможенным мечтателем, скрывавшимся на
последней парте, - он слыл задирой и хулиганом, который отказывался
отвечать на уроках с таким явно выраженным снисхождением к учителям, что
те его терпеть не могли. "По своему характеру - упрямый, настойчивый,
ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания
выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет
неряшливые, грязные, с надписями и рисунками», - писал классный
руководитель Иосифа при переводе его в пятый класс. В шестом классе
Бродский начал просто уходить с уроков. Он бродил по улицам, и "фасады
ленинградских домов рассказывали о египтянах, греках и римлянах больше,
чем любые учебники". Дома его ругали, особенно отец. Однако человек,
который вернулся с фронта, только когда сыну исполнилось восемь лет,
имел на него очень мало влияния. За годы безотцовщины маленький Иосиф
привык нести ответственность за свои поступки. В седьмом классе он
получил четыре годовые двойки - по физике, химии, математике и
английскому. Остался на второй год, а затем и вовсе бросил школу.
Примечание. В ходе доклада также можно рассказать о В.В.
Маяковском, Р. Брэнсоне, К.Э. Циалковском, Т. Эдисоне, Л.Н. Толстом,
А.П. Чехове.
III. Сообщение зам. директора по УВР о школьной неуспеваемости (20 минут)
Неуспевающие ученики - одна из главных проблем любого учебного
заведения, можно сказать, вечная головная боль педагогов. Как же быть с
ними? Я считаю, что залогом успеха в помощи неудачливому школьнику может
быть лишь индивидуальный подход, основанный на грамотном анализе причин
его неуспешности.
СЛАЙД
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным
требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков,
формировании опыта творческой деятельности и воспитанности.
Она ведет к педагогической запущенности, под которой понимается
комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям
общества.
Примечание. Слайды проектируются на экране для того, чтобы ведущий не
проговаривал абсолютно весь текст. Его часть можно опустить,
предоставляя возможность участникам педсовета самим прочитать
(поработать, а не быть пассивными слушателями; кроме прочего, экономится
время).
Проблема неуспеваемости детей и поиска способов ее предупреждения
издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд
разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего он вслед за Аристотелем
настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение,
стремление к знанию, что всех их можно учить. А сегодня мы наблюдаем
лавинообразный рост неуспеваемости школьников. Каждая школа решает эту
проблему по-своему. Нет общего понимания, а главное - единой стратегии.
Мировая школа представляет лишь два подхода к решению этой проблемы.
Первый - перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение
осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй -
оставление на второй год, что, как давно доказано, не оправдывает себя
ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.
Важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в
младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с
каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также
выявление причин неуспешности обусловлено необходимостью поиска путей
преодоления данной проблемы. В контексте неуспешности ученика мы чаще
всего выделяем его неуспеваемость.
СЛАЙД
Неуспеваемость - отставание в учении, когда школьник не овладевает на
удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями,
предусмотренными учебной программой. Одно из важных средств
предупреждения неуспеваемости - разноуровневое обучение. Основной смысл
его заключается в адаптации учебного процесса к познавательным
возможностям и интересам каждого ученика.
Вопреки распространенному мнению, неуспеваемость школьников далеко не
всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием
учиться. В педагогической практике при неправильном дифференцировании
причин неуспешности к отстающим ученикам применяется довольно скудный
набор средств. Это...
СЛАЙД
либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения,
либо различные формы дисциплинарного давления на ученика.
Данные средства, как правило, оказываются не только малоэффективными,
но и вредными, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А
эти причины могут быть различны: в основе может лежать несколько
взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в
учебной деятельности. Неуспеваемость школьников в том числе закономерно
связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в
которых протекает их развитие. Итак, говоря о неуспешности ребенка, не
можем не использовать термин «отставание».
СЛАЙД
Отставание - это невыполнение требований процесса, который служит определением уровня умственного развития ребенка.
Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнений
требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из
моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить
некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание
учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.
Примечание. Следующий слайд открывается постепенно.
СЛАЙД
Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспешности
-недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных
процессов, неготовность детей к напряженному интеллектуальному труду в
процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих
сверстников).
Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная
причина слабых знаний, и устранить ее порой бывает очень трудно. К этой
категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Они
возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются. Что скрывать: приходится
работать с такими детьми в обычном классе. Однако при надлежащем
индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна.
И спасибо тем учителям, которые, работая с подобными детьми, создают в
классе такой микроклимат, при котором эти дети не чувствуют своего
отличия от других в умственном развитии, когда исключается всякое
унижение и презрение к ним.
СЛАЙД
Еще одна субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые
наши ученики, -низкий уровень развития у них навыков учебного труда
(невнимательность на уроках, неполное понимание излагаемого материала).
Для каждого второго ученика данной группы именно отсутствие необходимых
навыков учебного труда и неорганизованность являются главными причинами
неуспешности. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся
особое внимание уделяется выработке привычки к учебному труду. При этом
особенно важны целенаправленное и согласованное сотрудничество всех
учителей, их индивидуальная работа с конкретными учениками и, конечно,
помощь родителей. Одна из форм работы с учащимися в данном случае -
подготовительные консультации перед изучением новой темы.
СЛАЙД
Другая распространенная причина неуспешности - нежелание ребенка
учиться из-за отсутствия положительных стимулов к самому процессу
учения.
Нежелание учиться может возникнуть по разным причинам. Все они сводятся
в основном к трудностям учения. Например, ребенок не умеет, не может
заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается
объективной трудностью предмета для школьника. В этом случае всеми
доступными средствами следует стимулировать его, показывать ему
радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту
предмета, развивать интерес к нему. Нотации, наказания, жалобы родителям
зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Нежелание учиться порой
может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному
конкретному предмету. Ребенок может быть способным и мог бы неплохо
успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Не забывайте,
бывают случаи и личной неприязни ученика к учителю. Стойкая нелюбовь,
неуважение к педагогу сильно мешают мобилизации усилий ребенка, порождая
неуспешность, неуспеваемость. Но жизненный опыт и педагогический долг
должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Встречаются иногда и
такие учащиеся, для которых...
СЛАЙД
учение потеряло почти всякий смысл.
Но и эта категория неуспевающих небезнадежна.
СЛАЙД
Если учитель в работе постоянно ругает детей и стыдит при всем
классе, часто вызывает родителей, которые их наказывают, то результаты
будут минимальными.
Лучше привлекать таких ребят к помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т. д. Одним словом...
СЛАЙД
нужна продуманная система мер в борьбе за интерес к предмету, а затем и за успешность ученика.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является
недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими
учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную
работу как на уроке, так и вне его, то они постепенно исправляются.
СЛАЙД
Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во
внеурочное и внеучеб-ное время определяют успех борьбы с
недисциплинированностью.
Другой объективной причиной неуспешности считается отсутствие у
школьников способностей к конкретному предмету. Среди них есть и
старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но
неуспевающие, например, по математике или физике. Таким ученикам
бессмысленно постоянно ставить плохие отметки. Они и без запугивания или
наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна
строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильные,
постепенно усложняющиеся задания. К сожалению, пока еще встречаются
семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Отмечу
еще одну причину - назовем ее...
СЛАЙД
профилактическая двойка.
Учитель ставит двойку...
СЛАЙД
за отказ ученика отвечать
известны случаи - и...
СЛАЙД
и за поведение
Такой подход представляется учителю объективным. Но когда подобные
двойки скапливаются, то они, как правило, формируют в личностном плане
ученика новое качество - состояние неуверенности или безразличия к
отметке. Ведь рано или поздно такие школьники, сдав долги, заработают
итоговую тройку. Но четверку им получить уже просто невозможно, хотя
многие из них этого заслуживают.
Так мнимые строгость и объективность порождают неуспешность, равнодушие
к учебе, нежелание трудиться и, как следствие, новые двойки. Понимая,
какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие отметки,
учитель должен находить иные способы оценки невыполненной учеником
работы.
Рассмотрим и другие причины неуспешности. Самая распространенная из них...
СЛАЙД
некачественная работа учителя-предметника
...из-за плохого знания предмета и методики его преподавания.
Неквалифицированное преподавание вынуждает учеников заниматься
самообразованием, а это не каждому по силам.
Есть люди, случайно попавшие в учителя, так и не научившиеся слышать
движение души ученика. Есть педагоги, застывшие в своем развитии, в
которых свет знаний, добра, терпимости давно погас. Есть просто
равнодушные. Будем надеяться, что это редкое явление. Таким образом,
условно разбив на группы названные причины неуспешности, условно
разделим их на...
СЛАЙД
внешние и внутренние.
Внешние причины...
СЛАЙД
1. Социальные (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи и улицы.
Внутренние причины.
СЛАЙД
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Пришло время проанализировать, как у нас решается вопрос неуспеваемости
учеников. Переходя из начальной школы, ребенок попадает в новый мир. Из
родного привычного кабинета он переходит в другое образовательное
пространство: новый коллектив, новые учителя и предметы, разные
кабинеты, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведет
урок, оценивает знания, и часто школьник теряется в этом мире. Понятно,
что большой процент учащихся испытывает дискомфорт, стресс, чувство
незащищенности, неуверенности в себе. Все это не может не сказаться на
успеваемости, на их психологическом здоровье. Именно поэтому сегодня мы
предлагаем вам найти причины неуспеваемости и способы ее преодоления.
IV. Презентация педагога-психолога "Психологическое анкетирование учителей и учащихся" (10 минут)
Инструкция. На мониторы выводятся результаты анкетирования учителей (им
было предложено назвать самого сложного ученика из всех, кого они
обучают, а также определить причину неуспешности) и учащихся - выводятся
анкета и результаты.
На основе результатов анкетирования учащихся педагог-психолог делает
вывод об основных причинах неуспеваемости школьников, называя их.
V. Выступления творческих групп, подведение итогов педсовета (25 мин. - по 5 мин. для каждой группы)
Примечание. По мере выступления каждой группы результаты ее работы
выводятся на мониторы. В заключение участники группы "синяя шляпа"
подводят итог, формулируют и зачитывают решение педсовета, которое затем
выводится на мониторы.
VI. Заключительное слово зам. директора по УВР
"Ну что ж, все группы высказались, выработано решение педсовета, а
теперь послушайте окончание притчи. Обсудив изменения, произошедшие в их
жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и
решили... Как вы думаете, что решили сделать братья? (Варианты ответов)
Братья решили поменяться шляпами, для того чтобы взглянуть на мир с
другой стороны. Так давайте же, коллеги, чаще меняться шляпами, чтобы
научиться смотреть на ситуацию с разных позиций!"
Примечание. В конце звучит песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
|