Индивидуальному развитию обучающегося и объективной оценке его
учебных достижений придается первостепенное значение в современном
школьном образовании. Для повышения качества образования необходимо
осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов,
преодоление психологического барьера у преподавателей и обучающихся по
отношению к ЕГЭ, составление банка тестовых заданий и обработка
результатов их выполнения. Для решения этих задач в гимназии в 2003 г.
была создана служба педагогического аудита как элемент структуры
общешкольной службы сопровождения "Учитель".
К задачам службы педагогического аудита гимназии относятся:
- осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов;
- определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирования по учебным предметам;
- подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения материала;
- проведение педагогического аудита с использованием разнообразных
форм и методов, способствующих выявлению наиболее одаренных детей во
всех подразделениях гимназии;
- формирование у учащихся навыков выполнять срезовые, контрольные работы и проходить итоговую аттестацию в форме тестов;
- помощь методистам в определении основных направлений
индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов
педагогического аудита;
- преодоление психологического барьера по отношению к ЕГЭ у
учителей, помощь в непрерывном повышении их профессионального уровня и
выявление трудностей в преподавании учебных предметов;
- формирование пакетов материалов для проведения переводных экзаменов в 4–8-х и 10-х классах;
- выработка организационно-методических рекомендаций, направленных
на устранение недостатков, обнаруженных по итогам анализа результатов
педагогического аудита учебного процесса.
Служба педагогического аудита принимает участие в разработке и
апробации новых подходов к организации службы сопровождения "Учитель",
дает администрации ОУ необходимую информацию для оптимизации процесса
обучения, способствует накоплению и пропаганде опыта аудита, знакомит
педагогов с общемировыми тенденциями развития тестирования.
Формирование службы педагогического аудита происходило в несколько этапов: подготовительный, становления, развития.
Подготовительный этап включал в себя подбор материала и
составление банка данных. Регулярно проводимое в течение всего учебного
года тестирование по различным предметам позволило своевременно выявить
погрешности обучения в отдельных классах и параллелях, а также составить
индивидуальный путь сопровождения особо талантливых и мотивированных на
обучение детей. Анализ результатов тестирования помог установить
причины упущений в учебном процессе и оказать методическую помощь
преподавателю. Эта задача решалась совместно с заместителями директора
по предметам.
Большое внимание на данном этапе уделялось правильности составления тестов, которые должны были отвечать ряду требований:
- быть однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
- пригодными для быстрой математической обработки результатов;
- стандартными.
На этапе становления разрабатывалась документация,
совершенствовался механизм работы гимназического аудита. Проведение
регулярных и систематических проверок, анализ их результатов помогали
администрации гимназии своевременно принимать меры организационного
характера и правильно расставлять кадры.
В период развития службы педагогического аудита ее штат увеличился, что позволило создать два отдела: начальной школы; основной и средней школы.
Независимое инспектирование – одно из основных направлений работы
службы педагогического аудита – дает возможность проследить уровень
подготовки учащихся по предметам в течение учебного года, своевременно
обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.
В конце учебного года служба педагогического аудита разрабатывает:
- концепцию проведения тестирования на следующий учебный год. Для
этого проводятся консультации с методистами, фиксируются и обсуждаются
их предложения по проведению предметного тестирования в определенных
классах с учетом тематического планирования и новых нерешенных проблем,
составляется план аудита на год;
- процедуру проведения тестирования. При этом анализируются затруднения, устраняются ошибки и неточности в процедурных вопросах.
Итоги тестирования анализируются и обсуждаются с
учителями-предметниками, руководителями методических объединений,
классными руководителями, затем определяются дальнейшие направления
совместной работы службы педагогического аудита и учебной части.
Параллельно разрабатываются рекомендации.
Механизм проведения тестирования
- Составление предварительного графика тестирования и выработка
концепции его проведения в следующем учебном году на основе заявок
заместителей директора ОУ по предметам.
- Корректировка графика тестирования в начале учебного года.
- Составление плана на четверть на основе тематического планирования с учетом графика тестирования.
- Собеседование с учителями-предметниками, классы которых будут тестироваться.
- Согласование тем тестирования с заместителями директора ОУ по предметам.
- Поэтапный подбор материала для тестирования и его корректировка.
- Определение времени тестирования (весь урок, 20 мин).
- Назначение дат тестирования.
- Изменение расписания при административном тестировании, которое проводится в целой параллели (8-х или 9-х классов одновременно).
- Проведение тестирования.
- Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов с
учителями-предметниками, заместителями директора ОУ по предметам,
классными руководителями, сотрудниками учебной части.
- Выработка рекомендаций по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся.
- учителям-предметникам по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся;
- классному руководителю по взаимодействию с родителями.
На начальном этапе работы службы педагогического аудита при
проведении тестирования возникали трудности психологического характера:
присутствие независимого контролера вызывало негативную реакцию
учителей. Поэтому большое значение придавалось разъяснительной работе с
педагогами, цель которой – успокоить учителя и заверить в том, что
главная цель службы – помочь обнаружить и восполнить пробелы в знаниях
учащихся по определенным темам или разделам учебного предмета, а не
найти промахи в работе учителя.
Одно из основных условий успешного проведения педагогического аудита –
конфиденциальность. Даже при неблагоприятных результатах тестирования
на совещаниях методических объединений речь идет только о тенденциях, но
не о конкретных результатах. Тем самым снимается напряженность в
отношениях учителя и аудитора.
В 2005 г. гимназия стала городским ресурсным центром, на базе
которого ежегодно проходят семинары для руководителей городских ОУ.
Сотрудники службы педагогического аудита делятся опытом работы, активно
обсуждают вопросы подготовки выпускников к ЕГЭ, адекватной оценки
качества образования, планирования и индивидуальной работы с особо
одаренными детьми, процедуры и механизма проведения тестирования.
С сентября 2006 г. гимназия сотрудничает с городской лабораторией мониторинга качества образования (далее – лаборатория).
Задачи совместной деятельности заключаются в следующем:
- апробация методик оценки качества школьного образования;
- развитие системы тестовых заданий по предметам;
- разработка методологии взаимодействия системы мониторинга и методической службы гимназии.
Одно из направлений совместной работы – исследование объективности
выставления отметок учителями-предметниками в классах, где проводилось
тестирование. Сотрудники лаборатории мониторинга составляют схемы,
показывающие разницу в рейтингах тестовой и школьной отметок ученика по
предмету за определенную четверть.
ПРИМЕР
Результаты разницы в рейтингах тестовой отметки и отметки ученика по
предмету оформляются в виде таблицы, где: "+" – показатель завышения
отметки по предмету; "–" – показатель заниженной отметки.
Класс ____
|
Ф. И. обучающегося
|
Учебные предметы
|
Русский язык
|
Математика
|
…
|
…
|
Иванов Иван
|
+
|
|
|
|
Петров Петр
|
|
–
|
|
|
Федоров Федор
|
–
|
+
|
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
По результатам анализа объективности выставления отметок регулярно
проводится индивидуальная работа с учителями-предметниками, выявляются
проблемы, которые мешают объективно оценивать знания учащихся.
Совместно с заместителями директора ОУ по предметам вырабатываются
рекомендации для устранения пробелов в знаниях учащихся. Учителя
получают информацию о темах, которые необходимо повторить и затем
дополнительно проконтролировать знания обучающихся.
На протяжении нескольких лет итоговая аттестация в выпускных (9-х и
11-х) и переводных (7-х и 10-х) классах гимназии осуществляется в форме
тестов в строгом соответствии с положением о проведении ЕГЭ.
Для успешного прохождения обучающимися итоговой аттестации в гимназии:
- разработаны и утверждены требования к экзаменационному материалу;
- проводится тщательная проверка выполнения программ в выпускных классах;
- изучаются профессиональные интересы учащихся 9-х и 11-х классов;
- регулярно проводятся консультации выпускников и учителей выпускных классов по вопросам подготовки к итоговойаттестации.
Тренировочные тесты, выполняемые учащимися, способствуют повышению
количества баллов при сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Зная типы
заданий, правила оформления, ученик практически не тратит время на
изучение инструкций по заполнению бланков ЕГЭ и выполнению
экзаменационной работы. Кроме того, обучающиеся психологически готовы к
успешной сдаче тестов, т. к. формирование навыков выполнения срезовых и
контрольных работ в тестовой форме начинается с первого класса.
В настоящее время независимая экспертиза качества образования
проводится в гимназии на всех ступенях обучения. Положительный эффект от
созданной службы педагогического аудита очевиден, а деятельность
педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников. |