Общие положения
Воспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.
Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.
Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.
Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.
В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».
Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.
Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
Наполняемость классов
В соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:
25 и более обучающихся:
в общеобразовательных и вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях;
в образовательных учреждениях для
детей дошкольного и младшего школьного возраста;
в группах учреждений начального,
среднего и высшего профессионального
образования.
20 и более человек:
в общеобразовательных
школах-интернатах;
в образовательных учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
в оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении;
до 12 человек:
в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
для слабовидящих и поздноослепших
детей;
для детей, имеющих тяжелые нарушения
речи;
для детей, имеющих задержку
психического развития;
для умственно отсталых детей;
до 10 человек:
в специальных учебно-воспитательных
учреждениях для детей и подростков с девиантным
поведением;
в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
для слабослышащих и позднооглохших
детей с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;
для имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата;
для глубоко умственно отсталых;
до 8 человек:
до 6 человек:
до 5 человек:
Цели и задачи деятельности классного
руководителя
Цель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося.
Задачи классного руководителя:
1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.
В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.
1. Организационно-координирующие
Разработка плана деятельности
классного руководителя исходя из анализа,
состояния и перспектив развития классного
коллектива. Прогнозирование результата
воспитывающей деятельности.
Установление контактов с родителями
(законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования).
Взаимодействие с педагогическими
работниками и иными работниками
общеобразовательного учреждения.
Организация в классе
образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива.
Организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий.
Стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе через
систему дополнительного образования детей
(вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
посещение театров, выставок).
Взаимодействие с общественными
организациями, советом ветеранов, заслуженными
работниками образования.
Защита, сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей:
– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.
Организация изучения обучающимися
правил по охране труда, правил дорожного
движения, безопасного поведения в городе, в быту,
на воде.
Обеспечение охраны и защиты прав
обучающихся, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей). Сотрудничество с
социальным педагогом.
Выявление, учет и работа с детьми
социально незащищенных категорий.
Работа с детьми, подростками и
семьями, находящимися в социально опасном
положении.
Содействие профессиональному
самоопределению выпускников, осознанному выбору
ими профессии.
Ведение документации: классного
журнала, личных дел обучающихся, осуществление
проверок дневников, разработок методических
материалов мероприятий.
Еженедельное проведение классных
часов и родительских собраний раз в четверть.
Организация дежурства по классу,
образовательному учреждению, столовой,
коллективная уборка школы, помощь детей в
ремонте образовательного учреждения.
Соблюдение санитарного состояния
прикрепленного кабинета.
Забота о внешнем виде воспитанников.
Оперативное извещение администрации
школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
оказанию первой доврачебной помощи.
Взаимодействие с каждым обучающимся
и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные
Регулирование межличностных
отношений между обучающимися.
Установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися.
Содействие общему благоприятному
психологическому климату в классе.
Оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств. Помощь в
решении проблем, возникающих в общении с
товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические
Изучение индивидуальных
особенностей обучающихся и динамики их развития.
Направление самовоспитания и
саморазвития личностей обучающихся.
Определение состояния и перспектив
развития классного коллектива.
4. Контрольные
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
индивидуальные (беседы, консультации,
совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы
самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные
виды деятельности в соответствии с задачами,
стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации
образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние
условия;
обеспечивать целостность содержания,
форм и методов социально значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки деятельности
классного руководителя
1. Критерий результативности
Отражает уровень социального развития
обучающихся:
уровень общей культуры и дисциплины,
гражданской зрелости, нравственности,
воспитанности учащихся;
успеваемость учеников класса
(высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
повышения (с учетом реальных возможностей
класса);
комфортный психологический климат
обучающихся.
2. Критерии деятельности
Позволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:
– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.
– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.
– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.
– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.
|