Главная » 2012»Июль»5 » Основные направления совершенствования физкультурно-спортивного воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений
11:57
Основные направления совершенствования физкультурно-спортивного воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений
В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа” и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507р ведется работа по модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания по ряду направлений.
Введение третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Физическая культура как обязательный предмет представлен на всех ступенях школьного образования и ведется с первого класса.
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
введен обязательный третий час преподавания физической культуры (за
счет переноса одного часа из регионального в федеральный компонент).
Цель введения третьего урока физической культуры – увеличение объема
двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств,
совершенствование физической подготовленности, привитие навыков
здорового образа жизни.
Минобрнауки России письмом от 08.10.2010 № ИК1494/19 направлены в
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в
сфере образования, методические рекомендации с разъяснением подходов к
разработке содержания третьего часа физической культуры.
В СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”,
вступивших в силу с 1 сентября 2011 г., увеличена максимально допустимая
недельная нагрузка в образовательных учреждениях (далее – ОУ) на 1 ч
(за счет введения третьего часа физической культуры). Это позволило
внести в приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 изменения,
увеличивающие предельно допустимую недельную нагрузку на 1 ч (приказ
Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994).
Министерством образования и науки РФ (далее – Министерство) проводится ежегодный мониторинг для
выявления проблем, связанных с введением третьего часа физической
культуры в образовательных учреждениях субъектов РФ, и разработки
методических и организационных мер, направленных на их решение.
В 2010/2011 учебном году обязательный третий час занятий физической
культурой был введен на ступенях начального, основного и среднего
(полного) общего образования в 56,3, 56,5 и 50,1% школ соответственно.
С 2011/2012 учебного года по информации регионов планировалось введение
третьего часа физической культуры в 98% школ на всех ступенях общего
образования.
Предмет "Физическая культура” является основой физического воспитания
обучающихся. В настоящее время преподавание физической культуры
осуществляется в соответствии:
с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами
для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Начиная с 2011/2012 учебного года, преподавание физической культуры на
ступени начального общего образования осуществляется в соответствии с
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373.
С 2015/2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного
общего образования, а с 2020/2021 учебного года – на ступени среднего (полного) общего
образования.
Переход на ФГОС может
осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования, после
утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности
образовательных учреждений к их введению: в 5-х классах – с 2012/2013
учебного года, в 10х классах – с 2013/2014 учебного года.
Совершенствование содержания урока "Физическая культура”
Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к
преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному
изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со
стороны обучающихся и их родителей, так и со стороны педагогов.
Урок физической культуры должен стать инструментом развития
двигательной активности обучающихся средствами различных видов спорта,
способствовать овладению основами технических действий, приемов и
физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах деятельности (двигательной, игровой и
соревновательной).
ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре
предусматривают возможность учета интересов школьников, их состояния
здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в
будущем в большом спорте.
Министерством в конце 2010 – начале 2011 гг. был проведен мониторинг
опыта работы, накопленного в регионах, по разработке и использованию
инновационных учебных программ, методик и технологий физического
воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных
учреждениях. Сформированы база инновационных программ, методик и
технологий преподавания этого предмета, а также статистический банк
данных новаторской деятельности ОУ в целом по стране (на основе
информации из всех субъектов РФ).
По результатам анализа представленной информации 5755 учреждений
используют в своей работе по физическому воспитанию обучающихся инновационные методики
(в т. ч. 2262 городских ОУ и 3493 сельских ОУ), что в среднем от общего
числа общеобразовательных учреждений страны составляет 11,1%. Наилучшим
образом физкультурно-спортивное воспитание поставлено в Краснодарском
крае, Пензенской, Воронежской и Ивановской областях,
Кабардино-Балкарской Республике и Ханты-Мансийском автономном округе.
Сегодня урок физической культуры должен стать творческой площадкой учителя.
При разработке новых учебно-методических комплексов, программ
необходимо учитывать вектор современных изменений и требований.
Классический урок многим обучающимся неинтересен, особенно в старшей
школе, где делается опора только на традиционные формы его проведения.
Министерство проводит целенаправленную работу с рядом всероссийских
спортивных федераций. Главная цель этой работы – совершенствование урока
физической культуры через использование элементов различных видов спорта, а также повышение квалификации учителей с помощью лучших методистов и тренеров.
Заключены соглашения о взаимодействии с Национальной федерацией
бадминтона России, Всероссийской федерацией художественной гимнастики,
Федерацией фитнес-аэробики России, Российским футбольным союзом,
Федерацией спортивного ориентирования России. Ведется работа по
подготовке соглашения о взаимодействии с Федерацией спортивной борьбы
России. Использование положительного опыта спортивных федераций – это
возможность превратить школьную физическую культуру в интересный и
востребованный предмет.
С учетом полученных из регионов материалов и опыта всероссийских
спортивных федераций Министерство приступило к работе по созданию
учебно-методического комплекса для обеспечения предметной области
"Физическая культура”. Большую помощь в этом оказывает экспертный совет
Минобрнауки России по совершенствованию системы физического воспитания в
образовательных учреждениях Российской Федерации.
В 2011 г. экспертным советом были рассмотрены и рекомендованы для
использования в образовательном процессе ОУ по учебному предмету
"Физическая культура” следующие программы:
"Физическая культура. Гимнастика”;
Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола.
С участием экспертного совета
подготовлены и направлены в регионы Рекомендации по разработке учебных
программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Для апробации в образовательном процессе ОУ в течение II полугодия 2011/2012 учебного года направлены:
Программа для обучающихся 8–11х классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики;
Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений.
По информации, представленной регионами, апробация программы по
фитнес-аэробике проходит в 28 регионах (220 ОУ), а по бадминтону – в 30
регионах (342 ОУ).
В июне 2012 г. экспертным советом рекомендована для использования в
образовательном процессе модульная программа третьего урока физической
культуры для
1–11х классов общеобразовательных учреждений. Для апробации в течение
2012/2013 учебного года рекомендована программа интегративного курса
физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на
основе регби.
Физическая культура для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
По данным официальной статистики Минздравсоцразвития России, снижается
количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах.
В 2010 г. в сравнении с 2005 г. вырос показатель общей заболеваемости детей в возрастных группах:
от 0 до 1 года – на 2%;
от 1 года до 14 лет – на 7%;
от 15 до 17 лет – на 19,3%.
К окончанию школы отмечается значительный рост числа хронических
заболеваний среди старшеклассников: в 7,7 раза – костно-мышечной
системы; в 6 раз – системы кровообращения; в 2,2 раза – мочеполовой
системы; в 2 раза – органов зрения и т. д.
Все это требует серьезной работы с детьми, отнесенными по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе. В настоящее время вопросы
организации работы с обучающимися данной категории регламентированы
письмом Минобразования России от 31.10.2003 № 1351263/123 "Об оценивании
и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе для занятий физической культурой”. Вместе с тем уже в
2011 г. экспертным советом Минобрнауки России по совершенствованию
системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской
Федерации была рассмотрена и рекомендована для использования в
образовательном процессе Программа для обучающихся I–IV классов
общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе А.
Рабочей группой, созданной при НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков ФБГУ "НЦЗД” РАМН, разработаны методические рекомендации
"Медико-педагогический контроль за организацией занятий по физической
культуре обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья”, которые были
одобрены на заседании экспертного совета 30 мая 2012 г. и направлены в
регионы для использования в работе.
Вместе с рекомендациями в регионы направлены Программы для обучающихся
V–IX и X–XI классов общеобразовательных учреждений, отнесенных к
специальной медицинской группе А, также рекомендованные экспертным
советом для использования в общеобразовательных учреждениях.
Развитие школьных спортивных клубов
Система образования видит свою задачу в том, чтобы обучающиеся имели
полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не
только через урочную, но и внеурочную деятельность.
Впервые в ФГОС предусмотрена организация внеурочной деятельности, в т.
ч. Физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для
ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
Важное место в развитии внеурочной физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности Минобрнауки России отводит созданию школьных
спортивных клубов, которые призваны осуществлять работу:
по пропаганде здорового образа жизни;
привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;
организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;
проведению физкультурных и спортивных мероприятий;
подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.
Определение содержания урока физической культуры и программ обучения по
данному предмету должно происходить при участии школьного спортивного
клуба.
В августе 2011 г. в субъекты РФ были направлены методические
рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в
общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России
№ МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568).
С 1 января 2012 г. вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от
04.12.2007 № 329ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего
образования школьных спортивных клубов, неявляющихся юридическими
лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и
спортом, развития и популяризации школьного спорта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.04.2012 № 284 "О
внесении изменения в Положение о Министерстве образования и науки
Российской Федерации” на Минобрнауки России возложены полномочия по
определению порядка деятельности школьных спортивных клубов. В настоящее
время Министерством ведется работа по сбору и анализу информации о
создании и организации деятельности школьных спортивных клубов в
субъектах РФ. Лучший опыт будет использован при разработке приказа
Минобрнауки России "О порядке деятельности школьного спортивного клуба”.
Соревновательная деятельность
Важным направлением внеурочной физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы является соревновательная деятельность, проведение
физкультурных и спортивных мероприятий.
Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России видят свою
задачу в создании целостной системы физкультурных и спортивных
мероприятий в Российской Федерации. Их проведение на региональном и
муниципальном уровнях, а также на уровне ОУ будет способствовать
приобщению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и
спортом. Для этого в марте 2011 г. совместным решением утвержден
Порядок формирования Всероссийского сводного календарного плана
физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся, в соответствии
с которым ежегодно будет формироваться Всероссийский сводный
календарный план.
Ключевыми мероприятиями внеурочной физкультурно-спортивной деятельности
школьников являются всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания” (далее – Президентские состязания) и всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры”
(далее – Президентские спортивные игры), которые проводятся в
соответствии с Указом Президента РФ от 30.07.2010 № 948 "О проведении
всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников”, начиная с 2011
г.
Во исполнение этого указа совместным приказом Минобрнауки России и
Минспорттуризма России от 27.09.2010 № 966/1009 утверждены Порядок
проведения Президентских состязаний и Порядок проведения Президентских
спортивных игр. Разработана нормативная и методическая база для
проведения этих мероприятий (Положение о Президентских состязаниях;
Положение о Президентских спортивных играх; Методические рекомендации о
проведении в 2011–2012 годах школьного, муниципального и регионального
этапов Президентских состязаний и Президентских спортивных игр).
Совместными приказами Минобрнауки России и Минспорттуризма России
утверждены состав всероссийского организационного комитета по проведению
всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников, а также образцы
дипломов и медалей победителей, свидетельств участников всероссийского
этапа Президентских состязаний, образцы дипломов и медалей победителей и
призеров, свидетельств участников всероссийского этапа Президентских
спортивных игр.
Президентские состязания – тестовое мероприятие по определению уровня физической подготовки школьников.
Важно, чтобы каждый обучающийся с 1го по 11-й класс участвовал в этом
мероприятии. В Президентских состязаниях нет одного победителя.
Во всероссийском этапе определяют 12 победителей среди городских
классов-команд и 12 победителей среди сельских классов-команд.
Президентские спортивные игры – это массовый школьный спорт, первые
проявления навыков и умений детей в основных олимпийских видах спорта.
Основными их целями и задачами являются:
определение лучших команд общеобразовательных учреждений,
сформированных из обучающихся одного ОУ, добившихся наилучших
результатов в наиболее развитых и популярных летних и зимних олимпийских
видах спорта;
привлечение обучающихся к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
В играх принимают участие обучающиеся ОУ с 5-го по 11-й классы.
Президентские состязания и Президентские спортивные игры проводятся ежегодно в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.
В 2012 г. в школьном этапе Президентских состязаний приняли участие 8,8
млн обучающихся (71,4%) 1–11х классов из 37,4 тыс. школ, Президентских
спортивных игр – более 4,8 млн обучающихся (68%) 5–11х классов из 34,5
тыс. школ.
Всероссийские этапы соревнований в 2011 г. прошли в федеральных детских
центрах "Океан”, "Смена” и "Орленок”, подведомственных Минобрнауки
России. Во всероссийском этапе Президентских состязаний приняли участие
1864 школьника из 79 субъектов РФ, Президентских спортивных игр – 1520
школьников из 76 субъектов РФ. В 2012 г. всероссийские этапы
соревнований также пройдут в федеральных детских центрах.
Количество и география участников Президентских состязаний и
Президентских спортивных игр свидетельствуют о заинтересованности и
значимости их проведения на всех уровнях. Мероприятия получили
положительную оценку и всестороннюю поддержку со стороны педагогической и
спортивной общественности как основные многоэтапные
физкультурно-спортивные мероприятия с участием школьников всех
возрастов.
Совершенствование спортивной инфраструктуры
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства РФ
от 07.08.2009 № 1101р, важнейшей государственной задачей является
создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести
здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и
спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре.
Современные, хорошо оборудованные, безопасные спортивные залы и площадки –это возможность:
создания необходимых условий для систематических занятий
физической культурой и спортом, привития детям устойчивой мотивации к
занятиям;
выявления и отбора одаренных в области физической культуры и спорта детей и подготовка их для спорта высших достижений;
для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей –
максимально использовать имеющийся у них преподавательский и тренерский
потенциал, внедрять современные методики и технологии физического
воспитания и тренировочного процесса, совершенствовать преподавание
урока физической культуры;
для школ – стать привлекательным местом детского и семейного
активного отдыха в будние и воскресные дни, когда любой желающий сможет
посещать школьные спортивные залы и иные спортивные сооружения.
Федеральными государственными образовательными стандартами
предусмотрено, что в ОУ должны быть обеспечены условия, без которых
невозможно достичь требуемого современного качества организации учебного
процесса по предмету "Физическая культура” и внеурочной
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Речь идет, в
первую очередь, о наличии в ОУ спортивных объектов, прежде всего
спортивных залов, и их соответствии современным требованиям.
Одно из направлений реализации Национальной образовательной инициативы
"Наша новая школа” непосредственно связано с развитием новой современной
школьной инфраструктуры, позволяющей ОУ реализовывать не только
общеобразовательные, но и дополнительные образовательные программы, в т.
ч. спортивной направленности, когда школьные спортивные залы и иные
спортивные сооружения становятся привлекательным местом семейного отдыха
в будние и воскресные дни.
Сегодня многие школы имеют серьезные проблемы и с наличием спортивных залов, и тем более с их оснащенностью и соответствием санитарно-гигиеническим требованиям.
По данным Росстата, на начало 2010/2011 учебного года физкультурные залы были в 42 567 школах (80,5%).
По результатам мониторинга Роспотребнадзора
о готовности общеобразовательных учреждений к 2010/2011 учебному году,
только в девяти субъектах РФ все спортивные залы ОУ соответствовали
санитарным требованиям (Кабардино-Балкарская Республика, Республика
Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Ставропольский
край,Вологодская область, Магаданская область, Ульяновская область,
Ярославская область).
В семи субъектах РФ отмечался наибольший удельный вес школ, в которых
спортивные залы не соответствуют санитарным требованиям (Томская область
– 48,4% таких школ, Смоленская область – 33,3%, Воронежская область –
42,8%, Архангельская область – 31,1%, Камчатский край – 45,8%, Чеченская
Республика – 32,0%, Республика Адыгея – 66,5%).
Развитие современной спортивной школьной инфраструктуры является одним
из направлений реализации национальной образовательной инициативы "Наша
новая школа”.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ Минобрнауки
России и Минспорттуризмом России в 2010 г. направлены Методические
указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных
центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной
спортивной работы (письмо Минспорттуризма России от 13.09.2010 №
ЮН0209/4912, Минобрнауки России от 07.09.2010 № ИК1374/19).
На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по развитию физической
культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 г.,
Председателем Правительства РФ было дано поручение высшим должностным
лицам субъектов РФ: принять меры по развитию сети плоскостных спортивных
сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.
В целях оказания регионам содействия в выполнении данного поручения
Минобрнауки России направило Рекомендации по развитию сети плоскостных
физкультурно-спортивных сооружений при общеобразовательных учреждениях, в
том числе межшкольных открытых физкультурно-спортивных сооружений
(письмо от 16.02.2012 № 1933 "О направлении рекомендаций”).
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 утвержден Свод правил
СП 118.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 31062009
"Общественные здания и сооружения”, СНиП 31052003 "Общественные здания
административного назначения”), зарегистрированный Росстандартом
8.02.2012. Документ будет введен в действие с 1 января 2013 г.
В Свод правил вошли предложения Минобрнауки России, предусматривающие
для вновь проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых
общеобразовательных учреждений существенное увеличение составов и
размеров площадей физкультурно-спортивных блоков зданий и пришкольных
территорий.
В актуализированной редакции СНиП удалось принципиально уйти от
традиционных размеров спортивного зала 24 Ч 12 м. Они останутся только в
малокомплектных средних неполных школах (не более одного класса в
параллели). В остальных случаях в зависимости от наполняемости школы
залы могут иметь размеры: 30 Ч 18 м, 42 Ч 24 м, 48 Ч 30 м.
Кроме спортивных залов, в школах должны быть: зал для гимнастики,
подвижных игр, хореографии, фитнесаэробики; тренажерный зал; зал для
занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе.
Существенно увеличены площади школьных открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений: школьный стадион
– от 4200 кв. м до 5260 кв. м в зависимости от численности обучающихся.
Предусмотрены площадки для спортивных игр, подвижных игр, теннисный корт.
В рамках выполнения поручения Правительства РФ от 30.09.2011 №
ВПП166917 Минобрнауки России разработан примерный перечень и
характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для
оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений (далее – Перечень).
Перечень подготовлен для оказания помощи органам исполнительной власти
субъектов РФ и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере
образования, а также общеобразовательным учреждениям по эффективному
расходованию субсидий, направленных на приобретение спортивного
оборудования и инвентаря.
Данный документ рекомендован для использования при выборе (закупке)
современного спортивного оборудования и инвентаря для реализации
основной образовательной программы основного общего образования по
предмету "Физическая культура”, внеучебной деятельности
физкультурно-спортивной направленности, а также для реализации программ
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности, организации деятельности школьных спортивных клубов.
Финансовое обеспечение оснащения школьных спортивных залов и сооружений
современным спортивным инвентарем и оборудованием предусмотрено за счет
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию
региональных систем общего образования и средств, предусмотренных
региональными целевыми программами развития образования.
Конкурс "Олимпиада начинается в школе”
В целях выявления лучшего опыта организации физкультурно-спортивного
воспитания в ОУ, стимулирования ОУ к внедрению инновационных программ,
методик и технологий преподавания физической культуры, организации
внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, создания школьных спортивных клубов, определения и
развития приоритетных видов спорта, развития материально-технической
физкультурно-спортивной базы Минобрнауки России, начиная с 2011/2012
учебного года, проводит открытый публичный Всероссийский конкурс на
лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и
спорт, "Олимпиада начинается в школе”.
Конкурс проводится в два этапа: региональный и всероссийский этап. В
конкурсе могут принимать участие ОУ всех видов в номинациях: "Лучшая
городская общеобразовательная школа” и "Лучшая сельская
общеобразовательная школа”.