Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных
упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося
на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы.
Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку
младших школьников.
Специфика обучения в школах полного дня:
- весь образовательный процесс проходит в основном в школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;
- уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;
- существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.
Организация выполнения учебных заданий – важный элемент
педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Методике
организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства
самоподготовкой учащихся придается большое значение.
От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и
навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению,
формирование познавательной активности и самостоятельности. Педагог
школы полного дня или воспитатель группы продленного дня способен помочь
учащимся в организации самоподготовки.
Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны соблюдаться следующие условия:
- подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);
- правильная постановка домашнего задания;
- правильная организация самоподготовки, предусматривающая
последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы,
учитывающая специфику каждого предмета;
- разработка системы выполнения заданий на уроке;
- творческий подход к использованию режимных моментов (проведение
самоподготовки в период проявления повышенной работоспособности – с 15
до 16 ч);
- использование учебно-материальной базы школы.
К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:
- создание необходимых условий для занятий самоподготовкой
(классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные
пособия, справочники, словари и т. д.);
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;
- оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
- обучение рациональным приемам учебного труда;
- обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
- формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
- поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
- представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
- назначение учащихся-консультантов.
Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема
рационального использования времени, которое отводится на выполнение
домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.
Структура самоподготовки:
- вводная часть;
- самостоятельная работа;
- подведение итогов.
Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребенка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.
Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.
Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной
частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает
положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное
задание.
Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки
требует соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок
самоподготовки требования подразделяются на
организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.
Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- подчинение указаниям воспитателей;
- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
- соблюдение правил запрета и разрешения.
Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным
ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы
поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Правила запрета:
- нельзя опаздывать на самоподготовку;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- недобросовестно выполнять задания;
- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.
Правила разрешения:
- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- выходить из класса на время;
- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищам;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
- заучивать стихотворения и т. д.
Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения
гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы
детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит
основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков
поведения.
Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
- регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;
- чистота оконных стекол;
- недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
- использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание классных комнат;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток;
- особое отношение к ослабленным болезнью детям;
- устранение шумовых раздражителей;
- предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке учащихся:
- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;
- самостоятельное выполнение заданий учащимися;
- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.
Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения
учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к
ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов
восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями
развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и
т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно
включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в
течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность
учащихся оказывают музыкальные паузы.
В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).
Приложение
ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"
Общие рекомендации:
- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
- начинай самоподготовку в определенном порядке;
- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
Рекомендации к решению задач:
- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
- повтори условие задачи и ее вопросы;
- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
- подумай, по какому плану будешь решать задачу;
- проверь ход решения, ответ.
Рекомендации к списыванию текста:
- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
- выдели орфограммы в списываемом тексте;
- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги;
подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным
текстом.
Рекомендации по заучиванию стихотворений:
- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь
стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и
выражения;
- громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти
2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить
себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
- перед сном еще раз повтори стихотворение;
- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
|