Система семейного воспитания в последнее время претерпевает
значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом
негативных факторов, произошло разрушение ее статуса как воспитательного
института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует
взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Прервалась и преемственность педагогической традиции. Родители нередко
проявляют неграмотность в вопросах воспитания и развития детей.
Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но
и неблагоприятный психологический климат, неумение строить
внутрисемейные отношения. Все это отрицательно влияет на духовное и
психологическое развитие ребенка.
Многие сложные проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей,
могут быть решены в семье, особенно если родители стараются установить
тесные взаимоотношения с ними, выступают в роли верных друзей и
товарищей, прислушиваются к их мнению и стараются помочь исправить
недостатки поведения.
Семейный клуб ДТДМ "Хорошево" создан для оказания помощи родителям в преодолении различных трудностей.
Этапы становления семейного клуба:
- Создание почвы для творческой семейной деятельности.
- Обеспечение сотрудничества в группах: начинающие семьи
занимаются по разным направлениям с теми, кто уже овладел
соответствующими навыками и умениями.
- Каждая семья выходит на уровень творчества в том виде деятельности, который заинтересовал больше всего.
Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных
условий для воспитания, личностного роста и развития ребенка,
возрождению семейного воспитания.
Задачи:
- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- воспитание и формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной социальной деятельности;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание родителям психологической помощи в осознании
собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих
преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с
ребенком.
Основным средством реализации данной системы является создание и
функционирование специфической воспитательной среды, под которой
понимаются педагогически целесообразно организованная форма и время
жизнедеятельности членов семейного клуба, где происходит личностное
развитие и самоутверждение.
Принципы воспитательной системы семейного клуба:
- гуманизм и демократизм воспитательных отношений;
- ориентация на общечеловеческие ценности и опора на традиции семейного воспитания;
- личностно ориентированный подход;
- преемственность.
Основные направления работы семейного клуба:
- составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера
занятости, образовательный и социальный уровень, сфера увлечений и т.
д.);
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и детей;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании и алкоголизма, в
предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами,
вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую
деятельность, направленную на повышение их авторитета;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением, организации образовательного
процесса;
- активное включение в работу с семьей педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, психологов;
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Деятельность семейного клуба
Направление работы
|
Формы
|
Содержание
|
Социально-педагогическое:
социализация и адаптация в современном обществе, создание условий
для развития через освоение различных видов деятельности
|
Консультации,
семинары для родителей (психолого-педагогическое просвещение,
раскрытие сущности той или иной проблемы воспитания)
|
Школа для родителей дошкольников
|
Индивидуальное психологическое сопровождение
|
Адаптация детей, не посещающих детский сад к занятиям в школе
|
Психолого-педагогичекая диагностика развития ребенка
|
Семейные
лектории (анализ воспитательных явлений, ситуаций, механизм поведения
ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного
воспитания, формирование нравственности, гражданственности)
|
Просмотр и обсуждение семейных фильмов
|
Чтение и обсуждение литературы
|
Интерактивные игры, тренинги, беседы, диспуты, круглые столы
|
Театрально-психологические
гостиные (знакомство с разнообразными сюжетами жизни и способами
решения различных жизненных ситуаций)
|
Устранение/избегание конфликтных ситуаций в семье и обществе
|
Культурно-историческое:
формирование основ нравственности, духовности, чувства прекрасного,
внутренней и внешней гармонии через передачу культурного
коллективного опыта народов во всех сферах деятельности.
Развитие
чувства гражданственности патриотизма как важнейших духовных и
социальных ценностей, бережного отношения к окружающему миру
|
Подготовка
и проведение семейных праздников (воспитание и развитие
художественного вкуса, путем активного творческого процесса)
|
Традиционные народные праздники
|
Экскурсии,
экспедиции (усвоение элементов социального, исторического опыта,
воспитание нравственно и интеллектуально развитой личности)
|
Изучение исторического и культурного наследия нашего народа; изучение природы нашего края, знакомство с экологией
|
Семья и творчество:
воспитание
сотворчества, сострадания, сочувствия в процессе участия в
коллективных творческий делах, создание ситуации успеха
|
Тематические фестивали и семинары (закрепление и демонстрация полученных знаний и умений)
|
Оформление собранной информации; обсуждение, уточнение спорных вопросов
|
Мастер-классы по различным направлениям (практическое освоение прикладных умений, трансляция приобретенного опыта)
|
Знакомство с различными направлениями декоративно-прикладного творчества; изучение народных промыслов
|
Концерты, конкурсы, викторины, выставки, благотворительные акции
|
Демонстрация приобретенных знаний
|
Спортивно-оздоровительное:
содействие укреплению здоровья и формированию основ здорового
образа жизни; обеспечивает сохранность физического,
нравственного здоровья, развитие здоровой личности
|
Участие семейных команд в спортивно-оздоровительных мероприятиях
|
"Веселые старты”, "Мама, Папа, Я – спортивная семья”, физкультурные праздники
|
Участие в спортивно-туристических мероприятиях округа
|
"Зимние забавы”, "Осенняя тропа”
|
Проектно-исследовательская
деятельность: реализация творческих способностей на основе развития
исследовательских умений и навыков
|
Помощь
в подготовке к участию в конкурсах проектных работ (формирование
умений анализировать и правильно формулировать, оформлять изученный
материал)
|
Консультации, практические занятия по составлению, проведению, оформлению проектных и исследовательских работ
|
Цели и задачи воспитательной семейной работы реализуются через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив деятельности;
- установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, создание единого социокультурного пространства;
- психологическое просвещение родителей, вовлечение их в
педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта
семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;
- привлечение родителей к творческой деятельности с детьми,
активной созидательной воспитательной работе по возрождению национальных
духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм
семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых
по направлениям: патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое,
художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание,
туристско-краеведческая работа.
Ожидаемые результаты работы семейного клуба:
- возрождение традиций семейного воспитания;
- следование принципам здорового образа жизни;
- улучшение микроклимата в семье;
- обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в
подростковой среде.
Дополнительное образование должно содействовать восстановлению
воспитательной функции семьи, ее развитию и укреплению. И только союз
педагогов и родителей позволяет воспитать полноценного человека,
культурную, образованную, высоконравственную личность. Именно такой
плодотворный союз сложился в семейном клубе ДТДМ "Хорошево". Показателем
результативности реализации воспитательной системы семейного клуба
можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие
динамики развития коллектива, включенность участников в происходящий
процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне
занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение
социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании
подрастающего поколения.
В качестве вспомогательных материалов для организации работы семейного
клуба можно предложить несколько методик коррекции детско-родительских и
семейных отношений.
"Семейная фотография"
Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут
вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей,
коммуникаций, для диагностики и коррекции внутрисемейных
взаимоотношений.
На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи
на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению
семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют.
Педагог или психолог просит каждого члена семьи принести определенное
количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное
о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. О критериях
отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения
в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.
На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье.
Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, в течение которых он
представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они
были им выбраны, какое значение они для него имеют и какие чувства
вызывают.
Важным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это
осуществляется. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или
тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия:
серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д.
Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и
рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены
семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также
присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.
Педагог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об
общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно
следующие вопросы:
- Кто эти люди на фотографиях?
- Помните ли вы, что происходило во время съемки?
- Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?
- Кто делал этот снимок?
- Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?
- Расскажите, пожалуйста, об этой комнате.
- Почему люди одеты именно так?
После того как член семьи закончил представление принесенных им
фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о
своих наблюдениях во время показа. Это помогает открыть новые
перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может
продолжаться в течение нескольких встреч. Во время обсуждения психологом
анализируются такие специфические области внутрисемейных
взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские
и женские роли членов семьи.
"Семейная скульптура"
Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе
взаимоотношений в ситуации, сложившейся на данный момент или
представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что
расположение людей и объектов должно физически символизировать
внутрисемейные взаимоотношения в данное время, место каждого индивида в
семейной системе. Каждый член семьи создает живой портрет семьи,
расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на
дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой
картине и проецируется на нее.
Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер,
который способствует снятию разнообразных защит, проекций и обвинений,
зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует
от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления
его, а затем и интерпретации.
Для проведения методики необходима легко передвигающаяся мебель и
предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов
семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и
включать любое число членов расширенной семьи.
Перед началом выполнения задания психолог объясняет присутствующим, что
данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И
это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи
должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений,
изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в
пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к
другу.
Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора,
обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины.
То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы
наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.
Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен
своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему
свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они
поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою скульптуру,
отражающую реальную эмоциональную ситуацию в семье в данный момент.
Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует
треугольники, альянсы и конфликты, которые символически изображаются
скульптором.
После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов.
Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры.
Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена
семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение
этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы.
В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.
В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и
отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей
семье. Например:
- скульптору: "Придумайте название вашему произведению";
- каждому члену семьи: "Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?";
- всей семье: "Удивила ли вас данная скульптура?";
- каждому члену семьи: "Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?";
- всей семье: "Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?";
- скульптору или семье: "Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?".
Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем:
после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру,
отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать
скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты
(скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают
уникальную возможность выразить невербально то, какой они видят
идеальную семью.
Данная техника используется в работе с любой социальной группой,
супружеской парой, с субсистемами: родители - дети, братья - сестры - с
полной семьей.
В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы -
треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а
также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция,
границы. Методика "Семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения,
особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в
тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы, и т. д.
Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их
чувствительности к тому, что происходит в семье, и из-за их
естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими
скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру
выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства,
которые они не должны были бы испытывать.
Метод "Семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной
семейной работе. В этом случае отсутствующих членов семьи можно
заменить предметами. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит
живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести
позитивные изменения в семейную систему.
"Семейная хореография"
Методика "Семейная хореография" является вариантом методики "Семейная
скульптура". Она направлена на отслеживание негативных образцов
поведения и прекращение их действия.
Если термин "скульптура" скорее относится к статике внутрисемейных
взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в
движении), то термин "хореография" больше подходит для описания
динамичного процесса.
Эффективность "Семейной хореографии" связана с тем, что она оказывается
понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно
словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их
решения могут быть представлены в движении и визуально.
Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким
образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в
контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.
Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты,
чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены
семьи должны показать сцену без слов, "оживить" ее и проиграть. После
того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить и
проиграть идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она
видится в данный момент. При этом психолог работает с каким-то одним
членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и
идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько
раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные
поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их
преодоление. Причем советует им при каждом очередном дубле действовать с
всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения,
все лучше и лучше.
После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы
более четко обозначить проблему семьи, педагог может попросить каждого
члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет
суть актуального состояния и положения в семье. Затем по очереди это
делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: "Каково
быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена
семьи по отношению к другим членам семьи?". Данная процедура довольно
гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов
взаимодействий, существующих в данной семейной системе.
Тест
Какой вы родитель?
Инструкция: отметьте фразы, которые вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).
- Сколько раз тебе повторять? (2)
- Посоветуй мне, пожалуйста... (1)
- Не знаю, что бы я без тебя делала (1)
- И в кого ты такой уродился?! (2)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1)
- Ну на кого ты похож(а)? (2)
- Я в твои годы!.. (2)
- Ты моя опора и помощник(ца)! (1)
- Ну что за друзья у тебя?! (2)
- О чем ты только думаешь? (2)
- Какая(ой) ты у меня умница! (1)
- А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
- У всех дети как дети, а ты... (2)
- Какой ты у меня сообразительный(ая)! (1)
Оценка результатов:
5-7 баллов: Вы живете с ребенком душа в душу. Он вас искренне любит и
уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8-10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребенком, вы не
понимаете его проблем, пытаетесь перенести вину за недостатки в его
развитии на него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
|