В словарях, справочниках, учебниках по педагогике можно найти
различные определения понятия "семья", но все они сходятся в одном -
главное назначение семьи - воспитание детей.
В современном обществе нельзя строить дом или мост, лечить людей,
выполнять административную работу, преподавать различные предметы, не
имея соответствующего образования, и только наиболее ответственное
дело - рождение детей, формирование их психики, воспитание - отдано на
произвол слепого случая. Общество вмешивается лишь тогда, когда ошибки
(если они были совершены) уже поздно исправлять. Молодые люди,
вступающие в брак и планирующие иметь детей, не задумываются над тем,
что они создают персональную среду жизни и развития ребенка, качество
которой определится рядом параметров, в том числе и
социально-культурным, зависящим от образовательного уровня родителей и
их участия в жизни общества.
Педагогическая культура родителей — это составная часть общей
культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт
воспитания детей в семье. Родители должны обладать знаниями по
социологии, психологии, педагогике, физиологии детей - следовательно,
если родители хотят воспитать всесторонне развитую личность, они,
прежде всего, должны узнать ее со всех сторон.
Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и
результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других
институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у
родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется
вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно
сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности.
Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует
действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и
соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и
противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, которые
приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение
жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно
влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного
ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, которую на сегодняшний день может, и должна, оказать школа. Нынешние
родители в условиях экономического кризиса большую часть времени
проводят в добывании "хлеба насущного", считая своим основным долгом
накормить и одеть своих детей. На общение с подрастающим поколением не
хватает ни сил, ни времени, не говоря уже о чтении книг с советами по
воспитанию.
В настоящее время уровень педагогической культуры некоторых
родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на
результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне
воспитанности детей. Кроме того (не будим лукавить), именно
педагогический коллектив в первую очередь страдает от неадекватного
поведения детей, вызванного зачастую педагогической некомпетентностью
их родителей.
Организация работы педагогического лектория для родителей – дело не
простое. За 15 летний период административной работы (зам. директора по
воспитательной работе и по социальной защите) накопился некоторый
опыт, которым и хочу поделиться.
В качестве подготовительного этапа начинающему
организатору педагогического лектория для родителей необходимо
ознакомится с уже имеющейся литературой по «теории вопроса». По данной
теме опубликовано достаточно книг и статей, неограниченны возможности
Интернет. Современная наука предлагает различные модели, виды, формы, технологии, вариативные программы, а так же основные принципы организации
педагогического просвещения родителей. Намеренно не предлагаю список
литературы. В современном информационном потоке выбор очень велик.
Читайте, выбирайте «свое». Читайте, начиная с учебников по педагогики и
психологии. Обязательно познакомьтесь с основными андрагогическими
принципами (андрагогика - раздел теории обучения, раскрывающий
специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым
субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой
деятельностью со стороны профессионального педагога). Учить взрослых
людей – целая наука!
Итак...
Делай раз: Как и в любом деле, с начало необходимо
определиться с целями лектория, который вы собираетесь организовать.
Они могут быть различными, как простыми, так и очень «высокими».
Реально смотря на возможности родителей и учителей, и принимая во
внимание изложенные выше взгляды на проблему, мы с коллегами поставили
следующие цели:
- вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей;
- обеспечивать единство воспитательных воздействий школы и семьи;
- обобщать и распространять положительный опыт воспитания;
- предостерегать родителей от наиболее распространенных педагогических ошибок.
Делай два: Создаем группу единомышленников,
которые примут участие в работе лектория. Это, конечно, психолог,
логопед, социальный педагог, врач, опытные педагоги, зам. директора по
ВР, зам. директора по СЗ и тп. Мы должны четко представлять, какого рода
информацию мы можем качественно преподнести родителям, каким
потенциалом обладает педагогический коллектив. Конечно, наводим
контакты с различными «институтами воспитания и просвещения»,
работающими с родителями. Это психологические и коррекционные центры,
организации системы профилактики различного рода. Хочу порекомендовать
сотрудников института гигиены. Содержательные лекции, опытные лекторы.
Первое массовое заседание лектория для родителей учащихся 1-х классов –
лекция о гигиене первоклассника (питание, режим, действия родителей в
такой сложный период жизни всей семьи и ребенка в частности).
Делай три: Выбираем форму проведения встречи. В
нашей школе 1120 учащихся. Соответственно около 2000 родителей. Дети
разного возраста и конечно проблемы, с которыми сталкиваются родители,
различны. Мы создали 4 группы родителей (или 4 лектория), дифференцируя
по возрасту учащихся: начальная школа, 5-6 кл., 7-8 кл. и 9-11 кл. В
зависимости от темы занятия выбираем форму проведения. Чаще всего это
групповая консультация или обмен мнениями. Но может быть и массовая
лекция (когда дискутировать особо не о чем, а есть необходимость
приобретения знаний по определенной теме (смотри пример выше)).
Делай четыре: Определяемся с темами, выявляем проблемы. На последнем в учебном году родительском собрании прошу родителей выбрать из предложенных тем наиболее для них актуальные. Беседуя с
родителями, классными руководителями, учителями предметниками,
психологами определяем проблемы, которые необходимо обсудить в
следующем году.
Делай пять: Выбираем способы оповещения и приглашения родителей. На первом в учебном голу родительском собрании знакомлю с темами и примерными датами проведения встреч. В начале каждого месяца помещаем объявления на школьном сайте, на стенде для родителей, передаем информацию через классных руководителей. Некоторых родителей в тактичной форме приглашаем письменно.
Делай шесть: Готовим информацию по теме. Главная задача педагога, заключается в том, чтобы занятия лектории для родителей не превращались в назидательные лекции. Очень важно умело и тактично вовлечь родителей в диалог, вызвать желание у слушателей рассказать об имеющемся опыте. При подачи материала необходимо использовать наглядные средства (презентации, плакаты и др). По возможности, знакомить родителей со статистическими данными или результатами анкетирования. Обязательно приготовить материал, который родители могут унести с собой (буклеты, памятки, советы, схемы и пр.)
Делай семь: Подведение итогов. Анализ
проведенной работы, ее результаты, выявление положительного и
отрицательного на всех этапах работы помогают определить «тактику» и
«стратегию» дальнейших действий.
И еще один момент. Первоначально, предлагая родителям после занятия
оставить запись в «Книге отзывов и предложений», я преследовала 2 цели.
Первая – это одна из форм фиксации проделанной работы для различного рода отчетности. Вторая – это возможность определения следующих тем заседаний лектория. Но в дальнейшем оказалось, что, во-первых: мы предлагаем родителям провести рефлексию
и задуматься над вопросами «Что это было? Зачем это было? Что во мне
изменилось?» и, во-вторых: очень приятно (опять же не будим лукавить),
читать благодарности за свой труд, это придает силы и желание сделать еще больше. |