Главная » 2013»Июнь»14 » Организация методической работы в школе, ориентированной на внедрение ФГОС
08:40
Организация методической работы в школе, ориентированной на внедрение ФГОС
Место методической службы в условиях введения ФГОС
Для обеспечения массового перехода школ на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) [ФГОС
начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897] необходима
консолидация усилий, прежде всего педагогов и руководителей
образовательного учреждения (далее – ОУ), чему призвана содействовать
работа методической службы школы.
Основная цель методической работы – способствовать
предоставлению и развитию качественных образовательных услуг на основе
эффективного взаимодействия субъектов образовательной деятельности с
учетом сегодняшних потребностей заказчика и тенденций завтрашнего дня.
Поэтому методическую работу в школе мы представляем как деятельность, с
помощью которой педагогический коллектив приводит систему своих
возможностей в соответствие с потребностями рынка образовательных услуг и
запросами заказчика, как сегодняшних, так и с учетом тенденций их
изменений в "зоне ближайшего развития" ОУ. На фоне возросшей потребности
в совершенствовании образовательного процесса необходима серьезная
психологическая, методическая, технологическая подготовка, которая
возможна только в условиях системной деятельности методической службы.
Место методической службы в системе управления внедрением ФГОС,
ориентирующего нас на создание определенных условий, развитие
образовательного процесса и достижение значимых результатов, показано на
рисунке. Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и
реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и
образовательным процессом, реализующим основную образовательную
программу (далее – ООП) школы и обеспечивающим результаты
образовательной деятельности.
Матричная структура методической службы школы
Модернизация системы образования привела к пересмотру всех направлений
деятельности школы, в т. ч. и методической службы. Два года назад в
рамках реализации проекта "Оптимизация организационной структуры
образовательного учреждения как фактор управленческого обеспечения
инновационного развития школы" административная команда СОШ № 2 г.
Ярославля изменила в т. ч. и структуру методической службы учреждения.
Сегодня методическая служба в школе – это своего рода сервисная служба,
что, с нашей точки зрения, более корректно отражает ее назначение:
работать на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной.
Методическая служба нашей школы имеет матричную структуру (табл. 1).
Матричная структура методической службы школы позволяет нам выделить
"стержень сервиса" – предметно-методический, определяющий работу
предметных методических объединений учителей и обеспечивающий реализацию
ООП школы на стабильно высоком уровне. Именно поддержка активности
этого сервиса позволяет обеспечить качественную подготовку педагогов в
режиме изменения содержания и технологий преподавания предметов при
внедрении ФГОС.
Сквозная поддержка педагогов через маркетинговый, мониторинговый
сервисы, в свою очередь, объединяет сотрудников единой технологической
цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с
опорой на маркетинговые исследования и данные мониторинга.
Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы позволяют, с одной
стороны, получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме
сопровождения и наставничества, с другой, воспользоваться
образовательными ресурсами ОУ как системы управляемых знаний (далее –
СУЗ). СУЗ педагогов становится основой формирования СУЗ обучающихся.
Основные сервисы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные сервисы методической службы школы
Сервисы
Цель
Сервисные средства
Оценка удовлетворенности
Предметно-методический (основной)
Внедрение эффективных технологий обучения и воспитания.
Разработка программ по индивидуальным траекториям повышения мастерства учителей.
Внедрение в учебные программы ФГОС.
Сопровождение молодых специалистов
Педагогические советы.
Теоретические семинары "Факультатив педагогу".
Семинары-практикумы.
Мастер-классы.
Вебинары.
Малые педагогические советы по параллелям, классам.
Портфолио учителя.
Наставничество для молодых педагогов.
Проектная деятельность.
Папка общего доступа для учителя в системе "Электронная школа"
Отчет о самооценке школы:
внешняя экспертиза;
мониторинг системы удовлетворенности;
мониторинг социализации личности обучающихся в учебной среде, среде сверстников;
педагогометрия;
мониторинг потребностей педагогов школы
Маркетинговый
Исследование запросов родителей обучающихся на образовательные услуги, предоставляемые школой.
Прогнозирование изменений образовательного процесса, адекватное изменениям окружающей среды
Анкетирование обучающихся, родителей, социальных партнеров.
Исследования организационной культуры школы.
Изучение рынка труда.
Внешняя оценка деятельности
Консалтинговый
Повышение профессионализма педагогов.
Индивидуально-методическая поддержка в режиме консультирования и коррекции
Консультирование учителей в решении злободневных профессиональных проблем.
Повышение
востребованности библиотечного фонда, медиаматериалов, методматериалов,
электронной библиотеки для повышения профессионального мастерства
учителя
Действующий методический кабинет.
Наличие УМК по предметам.
Медиабиблиотека.
Электронная библиотека
Мониторинговый
Получение
аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий
промежуточный контроль состояния и результативности образовательного
процесса
Мониторинг исследований через анкетирование.
Опрос участников образовательного процесса.
Проведение срезовых работ по полугодиям.
Результаты ГИА и ЕГЭ
Методическая работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой:
приказ об организации методической работы в школе;
положение о методическом совете школы;
положение о методическом объединении учителей-предметников;
положение о наставничестве;
положение о творческой группе учителей (приложение).
Формы работы с педагогами в рамках сервисных служб
Работа школьной методической службы связана с созданием поля для
профессионального роста учителей, с укреплением коллектива через
развитие профессиональных и межличностных контактов. Сегодня востребован
не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества
учителя могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично
организованного образовательного процесса в школе, при условии, если
педагог учится искать свое профессиональное лицо. Поэтому методическая
работа в школе выстраивается таким образом, чтобы каждый учитель видел
проблемы своей школы, обеспечивал не только необходимый сегодня
результат, но и мог стремиться к позитивной динамике его в будущем.
Пример
Для обеспечения современного уровня профессиональной подготовки
педагогов в рамках библиотечно-методического сервиса организуется работа
по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками
методической и специальной литературы, создаются условия для
самообразования учителей. В целях оказания методической помощи учителям в
школе регулярно проводятся теоретические семинары Факультатив
педагогу», семинары-практикумы, мастер-классы, организуется работа по
усвоению знаний, умений, навыков педагогического самоанализа. На
проводимых в школе теоретических семинарах "Методика самоанализа"
учителя знакомятся с разными оценочными вариантами методик, технологий
изучения себя как личности и своей педагогической деятельности, а на
практических занятиях вырабатывается алгоритм самоанализа урока. С
самоанализа урока начинается совместная аналитическая деятельность
заместителя директора школы (линейного менеджера) и учителя. В
результате такого взаимодействия у учителя формируется творческое
отношение к своему труду.
В условиях реализации перепроектирования оргструктуры управления
педагоги стали проводить малые педагогические советы, где обсуждаются
вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса. Новизна состоит в том, что малый педагогический совет
проводится учителями-предметниками. Они сами определяют проблему, тему,
готовят и проводят данное мероприятие, определяют запрос на следующий
педагогический совет, т. е. выступают в роли руководителей
мини-проектов, а линейный менеджер выступает в роли координатора. Таким
образом, реализуется потребность в горизонтальном карьерном росте
учителя, возможность получения одобрения со стороны коллег, признания
администрации, педагоги реализуют потребность в самоактуализации, ставят
перед собой новые задачи, делают шаги для воплощения профессиональных и
личных планов, формируется субъектная позиция у большей части
сотрудников. Решения малых педагогических советов иногда становятся
темой для проведения общешкольного педагогического совета.
Педагогический совет определяет основную стратегию развития методической
деятельности, а в период между работой педагогического совета
методическое сопровождение учителя осуществляет методический совет
школы, который координирует деятельность методических объединений и
творческих групп учителей по реализации проектов, внедрению современных
образовательных технологий, работу по анализу рабочих программ,
организует деятельность по развитию профессионального мастерства
педагогов, пропаганде актуального для наших учителей педагогического
опыта.
Особое внимание методические объединения уделяют формированию умения
учителя освоить систему обратной связи, работать над исправлением
замеченных недостатков. Групповая форма работы учителей-предметников
обеспечивает эффективное обсуждение уроков, анализ результатов
деятельности. В рамках обмена опытом в школе проходят методические дни.
План проведения их таков: сообщение по теме методического дня, посещение
открытых уроков и их обсуждение – это один из путей создания в школе
творческого микроклимата, побуждающего каждого педагога к
профессиональному росту. Сохранив в своей модели методические
объединения учителей-предметников (чье функционирование достаточно
отработано), педагоги стали искать и другие формы для содружества и
сотворчества учителей, развивая, таким образом, и горизонтальные, и
вертикальные связи. Это творческие группы учителей, участвующие в
реализации проектов, занимающиеся внедрением в практику современных
приемов и методов работы, освоением новых педагогических технологий.
Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных
объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными
технологиями обучения.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ о творческой группе учителей школы
1. Общие положения
1.1. Творческая группа педагогов создается на добровольной основе в
рамках методического объединения или из числа педагогов, проявляющих
интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует
улучшению качества образования и создает условия для самореализации и
самоактуализации педагога.
1.2. Результатом работы творческой группы является создание
педагогического продукта творческой деятельности нового качества
(например, авторского курса, методики, педагогического инструментария,
педагогической модели и др.).
1.3. В состав творческой группы могут входить от двух и более человек, независимо от преподаваемого предмета.
1.4. Учителя, входящие в состав творческой группы, освобождаются по
желанию от участия в других видах работы методических объединений.
1.5. Руководитель творческой группы избирается членами творческой
группы из числа педагогов, обладающих организационными способностями,
владеющих методами организации групповой работы.
2. Цели и задачи
2.1. Цели создания и деятельности творческой группы:
создание условий для личностного развития членов творческой группы, их самореализации и социализации;
разработка новых моделей организации образовательного процесса,
педагогической деятельности в соответствии с принципами гуманизации и
культуросообразности;
формирование педагогической и управленческой рефлексии участников
творческой группы. Поиск и систематизация прогрессивных идей,
способствующих модернизации содержания образования, определению миссии
школы и ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса.
2.2. Задачи создания и деятельности творческой группы:
проведение педагогических исследований и аналитические выводы по инновационным направлениям развития образования;
проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам образования;
разработка и апробация программно-методических комплексов,
методик, дидактических средств по предмету, образовательным областям,
направлениям педагогической деятельности;
подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности;
инициация конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, педагогических марафонов и т. п.;
изучение актуального педагогического опыта;
педагогическая поддержка творческих объединений обучающихся.
3. Порядок функционирования творческой группы. Документация
3.1. Творческая группа создается и прекращает свою деятельность по мере
решения стоящих перед группой задач и по инициативе участников группы.
3.2. Группа имеет план работы и оформленные результаты творческого
решения проблем в виде продукта творческой, индивидуальной или
коллективной педагогической деятельности (авторскую программу,
методические рекомендации, памятки, публикации, рабочие программы и
др.).
3.3. Методический и педагогический советы школы оказывают содействие в экспертизе результатов деятельности творческой группы. Авторы:
Р.М. Гайнутдинов, канд. психол. наук, доц. каф. менеджмента ГОАУ Ярославской области "Институт развития образования»"
Е.Н. Шутова, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 2 г. Ярославля, почетный работник общего образования РФ