Деятельность заместителя директора по начальной школе всегда была
многогранна и ответственна. Успех ученика в средней и старшей школе, а
значит, успех образовательного учреждения в целом – это качественная и
слаженная работа всего педагогического коллектива в начальной школе под
руководством администратора. На сегодняшний день портрет заместителя
директора по начальной школе, отвечающий требованиям времени, кратко
можно представить так: менеджер образования, профессионал своего дела,
владеющий нормативно-правовой базой, а самое главное – понимающий
перспективы развития образования в целом и адекватно реагирующий на
изменения в обществе.
Проработав год в "пилотном режиме", можно смело говорить о том, что
качественные изменения затронули все стороны жизни не только начальной
школы, а деятельности всей школьной системы вообще. Новые задачи
начальной школы не могли не найти отражения в основной образовательной
программе ступени, а также в планировании и содержании ее деятельности
по всем направлениям.
В привычный уклад "началки" и план внутришкольного контроля были внесены следующие изменения:
Мониторинг формирования не только предметных знаний, но и общеучебных универсальных умений и навыков
Во главу угла сегодня ставятся метапредметные результаты:
универсальные учебные действия, которые обеспечивают то самое "Умение
учиться", которого так не хватает современному выпускнику школы. Наряду с
усвоением предметного содержания мы должны сформировать эти компетенции
по требованиям ФГОС . Проблема, к сожалению, заключается в отсутствии
на сегодняшний день диагностических материалов по измерению
универсальных учебных действий.
Мониторинг урочной и внеурочной деятельности детей . Внеурочная
деятельность учащихся - это неотъемлемая часть ООП. Она реализуется как в
первой, так и во второй половине дня и не должна быть в отрыве от
учебной, преследуя единые цели и задачи по формированию различных
компетенций учащихся.
Таблица №1. Внеурочная деятельность на примере УМК "Перспективная начальная школа"
Внеурочная деятельность
|
Связь с учебными предметами
|
Формирование УУД
|
Результаты занятий по годам обучения
|
Курс "Мы и окружающий мир"
|
Окружающий мир
Литературное чтение
|
Умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в различных
источниках
|
1год: пособие "Определитель растений родного края"
2 год: пособие "Опыты, наблюдения, эксперименты"
3год: пособие "Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов"
4 год: альбом "Родной край – часть великой России"
|
Мониторинг использования учебного и компьютерного оборудования. В
планировании учителей в разделе "Использование ИКТ-средств" произошло
существенное количественное изменение: это и использование проекторов,
интерактивных досок МИМИО и МАК-буков, учебных пособий "Спектра",
электронных микроскопов, различных датчиков и просто расходных
материалов. Все это оборудование подлежит строгому учету, планированию и
использованию практически на всех уроках в начальной школе.
Таблица 2. Пример календарно-тематического планирования
Класс
|
Предмет
|
Тема / Кол-во часов
|
Предметный результат
|
Метапредметный результат
|
Использование учебного оборудования
|
Использование компьютерного оборудования
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация образовательной среды НШ. Объемное понятие, которое
начинается с составления учебного плана и рабочих программ по предметам,
подготовки АРМ учителя, продумывания коррекционной работы с детьми с
особыми образовательными потребностями, зонирование классов и рекреаций,
учет и использование материальной базы учреждения, заканчивая
санитарными условиями и приветливыми лицами охранников и обслуживающего
персонала. Создаваемая раньше стихийно в классах учителем и учащимися,
сегодня - это одно из требований реализации ФГОС.
Ответственный подход к расстановке кадров и повышению квалификации
педагогов. Каждый педагог, начинающий свою работу по новым стандартам
должен в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации, по
формированию в первую очередь ИКТ-компетенций и знаний особенностей
Стандарта второго поколения. Сегодня невозможно по-новому учить детей ,
живущих в огромном информационном поле и владеющими уже на момент
поступления в 1 класс определенными знаниями и умениями в этой области,
если сам учитель не владеет этим. Помимо этого, каждый педагог в
учреждении в идеале должен быть на своем профессиональном месте с
максимальным использованием личного потенциала и возможностей.
Работа учителей в информационных пространствах является важным
ресурсом педагогической работы и одновременно фактором, повышающим
квалификацию. На сайте www.nachalka.seminfo.ru учителя имеют возможность
продемонстрировать проекты учащихся, поделиться опытом и пообщаться со
своими учениками и родителями посредством интернет-ресурсов.
Транслирование опыта через открытые уроки и мастер-классы не только для
коллег, но и для родителей, дни открытых дверей, семинары по проблемам,
работа внутришкольного и межшкольного объединений, работа в творческих
группах и профессиональных сообществах - важная часть любой
педагогической системы.
Анализ деятельности учителя и учащихся со стороны администратора
должен быть направлен на формирование предметных и метапредметных знаний
и компетенций на основе системно-деятельностного подхода, заложенного в
Стандарте. Умение учителя точно определить задачи урока и деятельность
учащихся на каждом этапе с формированием необходимых компетенций, отход
от жесткой структуризации урока, предоставление учащимся свободы в
выборе заданий, постановке учебной задачи, выборе средств добывания
информации и ее предстваления, развитие навыков самоконтроля и
коммуникации в учебной деятельности и многое другое должно войти в
практику современной школы.
Работа с родителями
Деятельность Управляющего Совета и широкая информированность
родителей о деятельности учреждения, открытость начальной школы – вот
тот фундамент, на котором сейчас строится образование наших детей.
Изменения отношений с родителями, активное включение их в
образовательный процесс, несомненно, улучшат образовательный и
воспитательный результат обучающихся.
Ежемесячная работа с информационным порталом, локальной сетью
учреждения. Деятельность заместителя директора сегодня неотрывно связана
с информацией в любом ее виде. Сегодня лицо учреждения – это в первую
очередь информационный портал. На информационном портале нашего Центра в
разделе "Начальная школа" можно увидеть всю необходимую для родителей
информацию: нормативно-правовую базу, расписание занятий в первой и
второй половине дня, УМК, по которым работает НШ, советы
социо-психолого-логопедической службы, программа родительского
просвещения в свете введения ФГОС НОО, ссылки на полезные сайты в сети,
информация о конкурсах и многое другое.
Для более рациональной организации работы учителей и заместителя по
УВР начальной школы была создана виртуальная "Учительская начальной
школы" в локальной сети учреждения. В ней содержатся следующие папки:
"План на неделю" , "К уроку", " Папка учителя", "Молодым специалистам", "
Срочная информация". "Конкурсы", " Нормативно-законодательные акты",
"Контроль", "Методическая копилка", "Первый раз в первый класс", " ФГОС
НОО", "Методические письма ОМЦ", "Инклюзивное образование"
Папка "План на неделю" позволяет педагогам и заместителю директора
более успешно осуществлять свои функции, экономно расходуя свое и чужое
время. Каждый педагог знает, какую отчетность и в какой срок он должен
сдать, какие виды административного контроля будут осуществляться на
неделе. Это позволяет снять напряженность и улучшить качество работы
каждого педагога. В других папках учителя смогут найти всю необходимую
им информацию для осуществления своего функционала, в частности:
- "Рыбы" для составления графиков и планов работы
- Образцы документов
- Ссылки на необходимые Интернет-ресурсы
- План работы на неделю, месяц, год
- Нормативно-правовая база
- Методическая литература
Также, используя локальную сеть, каждый педагог и воспитатель
начальной школы может размещать личную документацию (планирование,
графики, анализы, фото- и видеоархивы) учебно-воспитательного процесса
класса.
Таблица 3. Сводная итоговая таблица за четверть. Заполняется автоматически при введении отметок учителем.
Класс 2 А
|
Сводная итоговая таблица за
|
II
|
четверть
|
200_
|
200_
|
уч. года
|
Примечание
|
№ по журналу
|
Фамилия, имя
|
Дисциплина
|
Статус
|
Пятёрок
|
Четвёрок
|
Троек
|
Двоек
|
Русский язык
|
Литературное чтение
|
Математика
|
Окружающий мир
|
Иностранный язык
|
1
|
|
3
|
3
|
3
|
5
|
4
|
С тройками
|
1
|
1
|
3
|
0
|
2
|
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
С тройками
|
0
|
3
|
2
|
0
|
3
|
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Хорошист
|
2
|
3
|
0
|
0
|
4
|
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Хорошист
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Отличник
|
5
|
0
|
0
|
0
|
Всего в классе человек
|
26
|
Учатся (по предметам)
|
Русский язык
|
Литературное чтение
|
Математика
|
Окружающий мир
|
Иностранный язык
|
на отлично
|
5
|
7
|
5
|
7
|
9
|
на 4 и 5
|
18
|
25
|
17
|
21
|
22
|
с тройками
|
8
|
1
|
9
|
5
|
4
|
есть двойки
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Средний балл по предмету
|
3,88
|
4,23
|
3,85
|
4,08
|
4,19
|
Успеваемость в классе
|
100,00%
|
человек учатся на "отлично"
|
11,54%
|
человек учатся в классе на 4 и 5
|
50,00%
|
человек или закончили четверть с тройками
|
38,46%
|
человек с одной тройкой
|
3,85%
|
человек закончили четверть с двойками
|
0,00%
|
Стратегическое планирование деятельности школы, включающее "работу с
персоналом", "маркетинг", "финансово-хозяйственную деятельность" - это
реалии и задача №1 на сегодня для многих школ. Несомненно, эти
направления должны учитываться, прежде всего, в организации повышения
квалификации руководящих кадров. Понимание того, что деятельность школы
переходит на качественно-новый этап - залог движения вверх на
обеспечение государственного заказа в области образования.
Начальная школа всегда была и будет в авангарде любых педагогических
преобразований. Представленный реальный опыт по совершенствованию работы
администрации и педагогического коллектива начальной школы поможет
обновить содержание учебно-воспитательного процесса и обеспечит успешный
переход на новый стандарт образования.
|