Главная » 2012»Август»18 » Опыт управления методической работой в контексте компетентностного подхода
11:18
Опыт управления методической работой в контексте компетентностного подхода
В контексте программы модернизации содержания российского образования к личности заместителя директора по УВР, НМР
предъявляются требования, ориентированные на его оптимальную
теоретическую подготовку и высокий уровень компетенций в области
управления УВП. Концепция модернизации образования определила основные
направления и этапы важного процесса развития нашего общества –
"подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование
принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и
необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и
умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и
управления образованием.
Актуальность заявленной проблемы очевидна. Система отечественного
образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на
основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала
отвечать современным требованиям и реалиям и тем более в опережающем
режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные
исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учёными.
Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому
относиться к организации методической работы в школе. Обновление
образования требует от педагогов уверенного владения современными
педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических
умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь педагоги,
достигшие определённого уровня профессионального развития, могут
осознанно и активно включаться в поиск или в процесс освоения и введения
инноваций в практику. Создание имиджа современного педагога, повышение
его педагогической компетентности являются основным направлением
методической работы в ОУ. Инертный, неразвивающийся учитель никогда не
воспитает творческую созидательную личность. Традиционная методическая
работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя
посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах,
технологиях и умений за счёт копирования их в свое деятельности. Новые
ценности методической работы определяются исходя из новой цели:
подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности,
социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации,
самоорганизации. Такая переориентация методической работы определяет
необходимость нового качества формируемых в её процессе
профессионально-личностных характеристик, профессиональной
самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.
В приоритетном национальном проекте "Образование" определённый
акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода.
Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой
Российской образовательной парадигмы, включением России в Болонский
процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой
тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. Е.Я.Коган
считает, что "компетентностный подход должен привести к глобальным
изменениям: от изменения сознания до изменения методической базы". В связи с объективно изменившимися условиями, я считаю, что
главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке
человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Закономерен вопрос:
может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать
успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет! На наш
взгляд, именно компетентностный подход обеспечивает адекватное
построение образовательной деятельности в соответствии с государственным
заказом.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является
профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует
требованиям инновационной педагогики? Какой труд учителя можно
считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным
является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне
осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение,
реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и
воспитании учащихся. От уровня профессионализма педагогов, их
способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты
социально-экономического и духовного развития общества. Уже одно это
требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной
методической работе. В соответствии с этими требованиями можно
определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:
Первый подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма
через оказание помощи МО, отдельным педагогам в организации
деятельности на уровне школы, с учётом педагогического стажа, уровня
профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Этот
вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы
работы:
повышение профессионального и культурного уровня педагога;
стимулирование его служебной и общественной активности;
совершенствование педагогического и методического мастерства на
основе идей педагогов – новаторов и творческих работ педагогов;
приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе
доступных и понятных ему методик. Практические формы научно-методической
работы: конференции, лектории, методические семинары, работа временных
творческих групп, дискуссии, организация курсов повышения квалификации,
работа МО, Школы молодого педагога, обобщение передового педагогического
опыта.
Второй подход. Развитие профессионализма через курсы повышения
квалификации без отрыва от производства с получением документа
государственного образца.
Третий подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации,
учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Это
вариант реализуется через следующие формы работы:
- участие в городских педагогических конференциях с публикацией статьи о работе педагога;
- участие в фестивале "Открытый урок", в конкурсе "Учитель года", "Классный классный" и др.
Школьная методическая служба призвана донести до каждого учителя
основные направления и принципы модернизации образования, создать
условия для непрерывного освоения профессиональных знаний. Любое
обновление школы требует кадрового потенциала. Именно повышение
компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий
повышения качества образования. У педагогов повысилась потребность в
самообразовании. Они стали больше читать методической литературы,
нормативные документы, осваивают информационные технологии.
Мастерство, имидж современного педагога формируется через постоянную,
систематическую профессиональную работу на местах. Следовательно,
методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования
членов педагогического коллектива школы.
Таким образом, применяя новые формы работы, мы создаём условия для самореализации и самовыражения педагогов, для роста их профессионального мастерства.
Большинство из них сегодня уже умеют взять ответственность на себя,
проявить инициативу, выйти с предложениями на педсовет по оптимизации
образовательного процесса в школе. Использование компетентностной модели
в образовании предполагает принципиальные изменения в организации
учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и
преподавателей, что можно проследить на примере нашей общеобразовательной школы.
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня
– это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать
значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами
педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только
теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией,
наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение
для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован
педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на
уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны
быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной
подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его
необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого
качества образования не достичь.
Исходя из темы работы школы, МО планирует методическую работу. Тема
работы МО обсуждается с учителями. Им дано право выбора образовательных
программ. В планировании методической работы продумывается создание
условий: содержательных, психологических, технологических,
диагностических. Идет апробация содержания, совершенствование технологий
с учетом творческого проявления личности каждого ребенка. Данные
направления работы по самообразованию педагогов отражены в темах
творческих групп учителей. Творческие группы учителей подвижны.
В связи с выбором единой методической темы школы тематика направлений и
задач творческих групп учителей закономерно изменяется.
Содержание методической работы представлено следующими направлениями работы:
управленческая деятельность
инновационная деятельность
профессиональное самообразование педагогического коллектива
формы работы по распространению педагогического опыта
Содержание методической работы
Управленческая деятельность
Инновационная деятельность
Профессиональное самообразование педагогического коллектива
Формы работы по распространению педагогического опыта
планирование методической работы
апробация программ, адаптирование к условиям школы
психолого-педагогические консультации
компьютерная презентация опыта
прогнозирование потребностей педагогов
помощь учителям в организации их исследовательской деятельности
теоретические, научно- методические семинары
школьный
банк педагогических достижений (по номинациям: творческие работы
учителя, сценарии уроков, сценарии внеклассных мероприятий)
организация мониторинга качества образования
пополнение банка инноваций
семинары- практикумы
методический день
работа над индивидуальной творческой темой
творческие недели
работа в творческих группах
предметные методические недели
индивидуальное самообразование
конференции в школе
создание видеотеки
сборники печатных работ на уровне школы
публикации педагогов
участие в городских, областных и Российских конференциях
Многие учителя успешно создают и применяют в своей деятельности презентации, проекты, видеоролики,
создают раздаточные материалы, и не только создают сами, но и
привлекают к этому учащихся, что, несомненно, говорит о профессиональном
движении педагогов.
Поэтому возникла идея создания модели организации деятельности
педагогов в рамках проблемно-поисковых групп, где организуется
совместная профессиональная деятельность членов педагогического
сообщества, удерживаются возможности обнаруживать и нарабатывать
личностно-ориентированную педагогическую культуру, обобщить
педагогический опыт, выработать и применить новые способы
педагогического действия. Группы в рамках проектов работают над темами.
Одним из результатов этой деятельности стали: публикации творческих
работ учителей в методических изданиях; участие в научно-практических
мероприятиях (конференциях, семинарах), участие в проводимых конкурсах
научно-исследовательских работ по проблематике школьного образования.
Итоги своей работы представляют структурные подразделения методической
службы в творческих отчетах. Представляется и педагогическая продукция
учителей: наглядные пособия, раздаточный материал, разработки уроков,
внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся, диаграммы
количественной характеристики обученности школьников по предметам и как
следствие – определяется качество работы учителя, его продвижение,
профессиональная компетентность.
Наряду с достигнутыми положительными результатами существуют проблемы,
которые необходимо решить с целью повышения эффективности
научно-методической работы:
продолжить поэтапный переход к новому уровню образования на основе информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к
использованию нетрадиционных форм непрерывного образования в
межкурсовой период, позволяющих оптимизировать педагогическую
деятельность.