Главная » 2012»Июль»17 » Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС
18:34
Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС
Предлагаемый перечень понятий и их трактовка в большинстве своем
основываются на нашей авторской позиции и личной точке зрения на тот или
иной вопрос современного образования.
За 25 лет научной, аналитической, экспертной и организационной
деятельности в сфере образования мы вы-работали содержание понятий, без
которых не смогли бы заниматься своей профессиональной деятельностью.
Понятия - это не только основные средства понимания того, что говорят и
делают другие люди, не только способ договориться и делать общее дело,
но и способ преобразования ситуации, возможность увидеть перспективу и
реализовать ее в действии. Очевидно, что знакомство с текстами, в
которых описывается содержание тех или иных понятий, не может и не
должно приводить к немедленному усвоению этого содержания читателем и
изменению его сознания, видению ситуации и действию в ней. Главное не в
том, чтобы что-то усвоить, а в том, чтобы возникли новые вопросы к себе и
сомнения.
Далее мы рассмотрим содержание следующих понятий:
Системно-деятельностный подход в образовании.
Урочная и внеурочная деятельность.
Компетенция.
Универсальные учебные действия.
Оценивание в образовании.
Оценка качества образования.
Самооценка учителем своей образовательной деятельности.
Основной смысл добавления к термину "деятельность" термина "система"
означает, что в педагогической практике в соответствии с содержанием
федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
основного общего образования метапредметные образовательные результа¬ты -
регулятивные, познавательные и коммуникативные - должны достигать¬ся в
комплексе, в системе.
Основные цели системно-деятельностного подхода:
научить учащихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь
определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую
специальность или профессию;
помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им
успешно социализироваться в современном мире. Например, умения,
связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в
группе, организацией своей деятельности, грамотностью чтения (пониманием
текстов), работой с числами, использованием компьютерных технологий и
т. д.; • создавать ситуации возможного выбора учащимися направлений или
областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соответствии с их
индивидуальными особенностями. Системно-деятельностный подход в
образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание
учителем всех необходимых условий для включения учащихся в
самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую
деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем
опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы,
проблемы, материала, самостоятельный поиск недостающей информации и
обращение к учителю за помощью по мере необходимости.
ДОКУМЕНТ
Пункт 5 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Урочная деятельность - это в подавляющем большинстве образовательных
учреждений (далее - ОУ) не деятельность, а, по меткому замечанию
Давыдова В.В., "урочная работа", ориентированная на усвоение учащимися
предметной информации (знаний, умений и навыков). Однако во ФГОС задана
ориентация на достижение учащимися, в первую очередь,
метапредметных образовательных результатов.
В ближайшей перспективе в ситуации существования единого
государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством
учителей-предметников полноценной самостоятельной мотивированной
деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации
единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется
реальная возможность организации исследовательской, про¬ектной
деятельности учащихся, в процессе которой они будут достигать требуемых
метапредметных результатов.
ДОКУМЕНТ
Пункт 13 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
13. Основная образовательная программа основного общего образования
реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. <.. >
Таким образом, внеурочная деятельность, в отличие от дополнительного
образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение
учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе
реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.
Часто задается вопрос: "Есть ли разница между
компетентностью и компетенцией?"
Термин "competence" означает "способность, умение", а термин
"competent", который переводится как "компетентность", имеет следующие
значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда
следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека
(полно-правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то,
чем чело¬век обладает (способности, умения).
Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации
той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках
самостоятельно справиться с какими-то проблемами. Проявляются они также
только в деятельностных ситуациях (коммуникативные - в ситуациях
дискуссии, выступления и т. д.,
исследовательские - в процессе реализации учащимися исследовательских проектов),
где сам учитель или внешний эксперт может определить тот или иной
уровень их достижения при помощи известных критериев и показателей.
На сегодняшний день не существует единой принятой всеми классификации
компетенций. Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе
три больших класса:
Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.
Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации.
Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.
Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные
универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут
использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и
гарантируют успешную социализацию молодого человека в обще¬стве),
обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых
компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения
вместе с постоянной самооценкой его результатов.
Согласно ФГОС универсальные учебные действия делятся на:
Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной.
Познавательные - способы и методы научного познания в рамках
естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного
рода интеллектуальными операциями.
Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.
ДОКУМЕНТ
Пункт 8 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования: <...> • метапредметным, включающим освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
по-строение индивидуальной образовательной траектории; <...>
В деятельностном или компетентностном подходе к обучению оценивание может быть использовано со следующими целями:
стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные
результаты (например, использование накопительной системы баллов);
помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в
какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не
знают и что не умеют делать;
констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;
фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
поддерживать высокую самооценку учащихся;
мотивировать учащихся на достижение успеха;
побуждать учащихся к приложению усилий;
приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.
В таком подходе оценивание является одним из средств управления всем
процессом обучения учащихся для достижения запланированных
образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства.
Меняется само назначение оценки и оценивания. Оценка начинает
использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для
стимулирования улучшения качества достижений учащегося. Она используется
как эффективное средство получения учащимся обратной связи относительно
степени своего продвижения к требуемым образовательным результатам, как
средство самооценивания. Оценка и оценивание становятся одним из
основных средств управления образовательным процессом в целом и
индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, что
предполагает налаживание связей между следующими основными процессами:
оценка - программа улучшения -реализация - оценка. Использование такой
структуры в образовательном процессе получило название "петли качества"
учебного процесса.
ДОКУМЕНТ
Пункт 12 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой
оценки освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования должны
учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и
способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
<.>
В первую очередь следует отметить, что
оценка качества образования
не сводится только к оценке конечного результата относительно заданной
нормы требований. Оценивается не только вся система управления процессом
достижения результата, но и способы определения требований к
результату, и процесс проектирования путей их достижения. Назначение
системы оценки качества образования состоит не во внешнем контроле, не в
проверке достижения требуемых результатов или стандарта, а в создании
условий для совершенствования образовательных систем.
Существует четыре
группы критериев, с помощью которых можно оценить качество образования:
Критерии, по которым оценивается деятельность управления.
Наличие в ОУ педагогических условий (т. е. условий, создаваемых в
учебном процессе учителями), необходимых для достижения намеченных
образовательных результатов.
Сами образовательные результаты.
Уклад жизни в ОУ, обеспечивающий достижение миссии ОУ (характер
взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса,
досуг, клубная жизнь и т. п.).
Самооценка учителем своей профессиональной деятельности осуществляется
при помощи тех или иных критериев, по которым сам учитель может
определить, действительно ли то, что он делает в классе, направлено на
достижение учащимися требуемых образовательных результатов. Таким
образом, сначала определяется, какие образовательные результаты являются
приоритетными. Затем определяются те педагогические условия, создание
которых является необходимым условием достижения требуемых результатов.
Далее определяются те показатели, которые позволяют судить о том, что
действия учителя действительно направлены на достижение учащимися
требуемых результатов, т. е. на создание заранее определенных условий.
Оценка деятельности учителя внешними экспертами также может
осуществляться по этим же критериям. В приложении представлены примерные
показатели эффективности деятельности учителя в системе управления
качеством образования.
ДОКУМЕНТ
Пункт 7 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: <.. > •
сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в
том числе общественных организаций, объединений и профессиональных
сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в
образовательных учреждениях; <...>
Приложение
Примерные показатели эффективности деятельности учителя в системе управления качеством образования
Область компетентности
Показатели
Планирование своей деятельности
1.Определяет свои цели как образовательные результаты учащихся.
2.Образовательные результаты формулирует в идеологии обучения компетенци-
ям (умениям), ориентируясь на социальные ожидания и требования к образова-
тельным результатам выпускника.
3.Использует критерии, показатели и процедуры их оценивания.
4.Определяет педагогические средства их достижения в учебном процессе (мето-
ды, приемы, технологии).
5.Определяет предметный и прочий материал, на базе которого будет происхо-
дить освоение требуемых умений (компетенций).
6.Составляет сценарий учебного занятия.
7.Осуществляет рефлексию проведенного занятия (плюсы и минусы).
8.Определяет свои возможности и необходимость в дополнительном обучении
Создание развивающей среды и управление обучением
1.Использует задания и ситуации, позволяющие учащимся с разными способно-
стями получать удовлетворение от учебы и достигать максимальных результатов.
2.Поощряет за попытки сделать что-нибудь самостоятельно.
3.Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную
мотивированную деятельность учащихся.
4.Включает учащихся в ситуации (деятельность), необходимые для освоения тех
или иных умений (коммуникативных, проектных, исследовательских и т. д.).
5.Создает условия для проявления собственной инициативы.
6.Позволяет учащимся находить свое место в коллективной работе сообразно
своим интересам и способностям.
7.Создает ситуации открытого и критического обсуждения разнообразных мате-
риалов.
8.Критерии оценивания делает ясными и понятными для учащихся
Развитие компетентности в предметной области
1.Знаком с последними достижениями в своей предметной области.
2.Участвует в научных конференциях
Развитие
компетентности в области создания развивающей среды и управления
обучением (освоение новых методов и приемов обучения)
1.Посещает занятия своих коллег и обсуждает их.
2.Осуществляет демонстрацию своих занятий и их критическое обсуждение.
3.Участвует в работе творческих мастерских и проблемных групп.
4.Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путем участия в проек-
тировании и реализации проектов, в т. ч. исследовательских
Отношения с людьми
1.Способен предложить конструктивный совет и критику.
2.Способен позитивно воспринимать конструктивные советы и критику.
3.Способен оказывать поддержку коллегам и учащимся.
4.Ему доверяют коллеги, родители и учащиеся
Внеурочная деятельность
1.Организует внеурочную деятельность учащихся (спортивную, исследовательскую,
туристическую, ремесленную и пр.).
2.Доступен для учащихся, родителей и коллег во внеурочное время.
3.Участвует в общественной жизни школы, района
Вклад в развитие школы
1.Участвует в выборных органах и в принятии важных для школы решений.
2.Является наставником для молодых учителей.
3.Разрабатывает и демонстрирует приемы и методы организации занятий, на-
правленных на реализацию нового содержания образования