Эффективность введения и реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования зависит,
главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и
родителей к сотрудничеству в новых условиях.
Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) целесообразно
пересмотреть целевые установки деятельности администрации
образовательного учреждения (далее - ОУ), педагогов и родительской
общественности. Только осознание необходимости совместных действий по
стратегическому планированию достижения качественно новых результатов
образования и ориентация на инновационные перспективы развития
современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях
системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное
пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое
сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд
рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней,
и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования,
снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов,
сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы
особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ
к введению ФГОС.
Попытаемся описать, в чем именно, с нашей точки зрения, заключается
эта неготовность и какими могут быть эффективные пути решения данной
проблемы (проблем) на уровне ОУ.
Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку
введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации,
пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов
позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей
ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделим три группы проблем:
общие, личностные и системные.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
- к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а
не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии
ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной
усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем
теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии
организации образовательного процесса, типологии уроков, организации
проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и
неаудиторной занятости и т. п.;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной
организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами,
навыков командно-проектной работы и др.;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в
деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных
функций.
Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и
педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований.
Перечислим их ниже.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования (далее - ООП):
- отсутствие умений и навыков стратегического планирования;
- недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход);
- неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о
качественных изменениях в организации образовательной деятельности по
достижению планируемых результатов, их оцениванию и т. д.
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- отсутствие/недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума;
- замкнутость управленческой деятельности с ориентацией на
административную функцию (авторитарный стиль руководства, отсутствие
командной работы).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в
соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП (в
частности, личностным и метапредметным);
- неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников.
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и
педагогов, и администрации ОУ через системное сотрудничество на уровне
всех структурных подразделений школы.
Изменения в деятельности ОУ в условиях введения ФГОС
С введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех
участников образовательной деятельности ОУ к подходам и идеологии ее
организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ.
Обозначим некоторые возможные пути, позволяющие эффективно решить
проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению
ФГОС (табл. 1).
Таблица 1
Возможные пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС
Участники образовательного процесса
|
Пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС
|
1
|
2
|
Родители обучающихся
|
Осознание необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды ОУ
|
Вовлеченность в процесс разработки ООП школы
|
Определение модели организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся
|
Администрация ОУ
|
Приведение локальных актов ОУ и должностных инструкций в соответствие с требованиями ФГОС
|
Своевременность и логическая последовательность разработки ООП
|
Формирование финансово-экономических знаний и базовых навыков
|
Педагоги ОУ
|
Активное участие во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС
|
Теоретическое и практическое осмысление идеологии и методологии ФГОС
|
Развитие практики непрерывного профессионального образования
|
Эффективность обеспечения введения ФГОС
Решение большинства проблем, возникающих при введении ФГОС, зависит
не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность
же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько четко будут
спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие
результаты с их помощью будут достигнуты.
Организационные мероприятия по подготовке к введению ФГОС должны способствовать:
- формированию в ОУ инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения введения ФГОС;
- методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях введения ФГОС;
- подготовке и поддержке педагогического сообщества, школы и
административного корпуса к профессиональной деятельности в условиях
введения ФГОС;
- информационному просвещению общественности и семьи.
В табл. 2 представлен пример плана деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС.
Таблица 2
План деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС
Мероприятие
|
Срок
|
Исполнитель
|
Ответственный
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обеспечение реализация ФГОС
|
Работа постоянно действующего семинара по вопросам реализации
ФГОС
|
В течение учебного года
|
Руководители методических объединений (далее -МО) учителей-предметников
|
Заместитель директора по УВР
|
Заседания рабочей группы по внедрению ФГОС
|
1 раз в четверть
|
Руководитель рабочей группы
|
Проведение обучающих, проблемных семинаров по
вопросам реализации ФГОС по результатам диагностики участников
образовательного процесса
|
По отдельному плану
|
Руководители МО учителей-предметников
|
Работа по новым предметным линиям учебников, системам, УМК
|
Обучение по инновационным УМК в начальной школе
|
В течение учебного года
|
Руководитель МО учителей начальных классов
|
Заместитель директора по УВР
|
Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения по инновационным УМК в начальной школе
|
Изучение новых предметных линий учебников, систем, УМК, обеспечивающих преемственность в основной школе
|
По плану работы МО учителей-предметников
|
Руководители МО учителей-предметников
|
Организация внеурочной деятельности
|
Организация участия обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах
|
В течение учебного года
|
Педагоги, руководители МО учителей-предметников
|
Заместитель директора по УВР
|
Участие обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах, конкурсах, фестивалях и т. п.
|
Организация постоянно действующего научно-методического консультирования по реализации в ОУ модели внеурочной деятельности
|
Сентябрь
|
Научный консультант (по согласованию)
|
Работа с одаренными обучающимися
|
Организация работы научного общества учащихся (далее - НОУ)
|
Сентябрь
|
Руководитель НОУ
|
Заместитель директора по УВР
|
Определение тематики исследовательской деятельности НОУ
|
Выбор обучающимися новой темы исследования
|
Октябрь
|
Педагоги-руководители исследования
|
Руководитель НОУ
|
Организация и проведение ученических олимпиад
|
По отдельному плану
|
Руководители МО
учителей-предметников,
учителя-предметники
|
Заместитель директора по УВР
|
Консультация обучающихся научным руководителем по планированию исследовательской деятельности по выбранной проблеме
|
Октябрь
|
Педагоги-руководители исследования
|
Проведение индивидуальных консультаций "Как работать над темой исследования"
|
Октябрь -февраль
|
Научный консультант (по согласованию)
|
Руководитель НОУ
|
Разработка творческих заданий для одаренных детей по предметам учебного плана школы
|
Ноябрь - декабрь
|
Руководитель НОУ, педагоги, руководители МО учителей-предметников
|
Заместитель директора по УВР
|
Отбор лучших исследовательских работ обучающихся для школьной конференции
|
Март
|
Председатель жюри
|
Заместитель директора по УВР, руководитель НОУ
|
Научно-практическая конференция школьников по итогам работы НОУ
|
Апрель
|
Руководитель НОУ
|
Заместитель директора по УВР
|
Анализ деятельности НОУ
|
Май
|
Учителя-предметники, руководители МО учителей-предметников
|
Руководитель НОУ
|
Обеспечение научно-методической базы образовательного процесса
|
Организация систематической работы по
доработке и корректировке рабочих программ педагогов по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности и т. п.
|
В течение учебного года
|
Руководители МО
учителей-предметников,
педагоги
|
Заместитель директора по УВР
|
Организация работы по совершенствованию мастерства педагогов в разработке и написании рабочих программ, в т. ч. авторских
|
Разработка методических и дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов и др.
|
Педагоги
|
Создание электронных образовательных ресурсов, учебных пособий и т. п.
|
Освоение современных педагогических технологий
|
Участие педагогов ОУ в работе семинаров
различного уровня по вопросам внедрения и использования современных
педагогических технологий
|
В течение учебного года
|
Педагоги
|
Заместитель директора по УВР
|
Анализ эффективности применения современных
педагогических технологий в образовательном процессе ОУ через посещение
уроков, мероприятий и др.
|
2 раза в год
|
Руководители МО учителей-предметников
|
Ознакомление педагогического коллектива с
результатами анализа эффективности применения современных педагогических
технологий в образовательном процессе. Рекомендации по применению
современных педагогических технологий
|
Март
|
Научный руководитель
|
Мероприятия по обеспечению условий для введения ФГОС
В качестве основополагающих факторов деятельности по обеспечению введения ФГОС можно определить:
- формирование вокруг системы образования (любого уровня) зоны общественного доверия;
- проектирование наиболее эффективной стратегии управления введением
ФГОС исходя из конкретных специфических особенностей и потребностей:
региона, территории, ОУ, обучающихся.
Эти факторы и определяют три основных направления деятельности по сопровождению введения ФГОС (табл. 3).
Таблица 3
Деятельность по сопровождению введения ФГОС
Содержание деятельности
|
Ожидаемый результат
|
Направление деятельности: повышение квалификации кадров
|
Внутрифирменное (внутришкольное) для педагогов
и членов администрации школы: разработка школьной программы повышения
квалификации с учетом потребностей и запросов обучающихся, специфики ОУ
|
Обеспечение преемственности в формировании и
реализации основных образовательных программ начального и основного
общего образования.
Изменение роли педагога в образовательном процессе:
- педагог-тьютор;
- педагог-консультант;
- педагог-фасилитатор;
- педагог-модератор;
- педагог-аниматор
|
Проведение методических семинаров для руководителей МО учителей-предметников, творческих и проблемных групп
|
Усиление роли методической службы в
сопровождении профессиональной деятельности педагогов, реализующих ФГОС.
Подготовка педагогических и управленческих кадров школы к введению ФГОС
|
Обучение на курсах повышения квалификации,
проводимых на базе институтов повышения квалификации, муниципальных
центров повышения квалификации, стажерских площадок и т. п.
|
Постоянно действующий семинар в рамках реализации ФГОС для педагогов школы по темам:
- "Система оценивания планируемых результатов освоения ООП";
- "Формирование у обучающихся УУД";
- "Формы и методы организации внеурочной деятельности" и т. п.
|
Рост компетентности педагогов в вопросах реализации требований ФГОС.
Осуществление непрерывного образования педагогов
|
Направление деятельности: информационное
|
Осуществление информационной поддержки введения ФГОС средствами Интернета
|
Широкое информирование педагогической и
родительской общественности о ходе введения ФГОС. Разработка программы
информирования родителей о целях и задачах введения ФГОС
|
Сопровождение образовательной деятельности в формате дистанционного консультирования
|
Оказание помощи участникам образовательного процесса в разрешении вопросов, связанных с введением ФГОС
|
Деятельность ОУ в рамках сетевого сообщества, партнерского взаимодействия и т. п.
|
Распространение позитивного практического опыта введения ФГОС (на уровне ОУ)
|
Направление деятельности: проектировочное
|
Проектирование современной системы управления образовательным процессом в условиях введения ФГОС
|
Инновационная система управления образовательным процессом, обеспечивающая эффективность введения ФГОС
|
Проектирование инновационных форм
взаимодействия различных участников образовательной деятельности в
соответствии с требованиями времени
|
Реализация совместных проектов с ОУ микрорайона, области | |