Главная » 2013 » Январь » 15 » Обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профкомпетентности средствами непрерывного образования
12:55
Обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профкомпетентности средствами непрерывного образования
"Как только вы становитесь лидером, главными факторами в вашей работе
становятся другие люди. И ваша задача - ходить вокруг них со стаканом
воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к вашей
команде как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть
вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей". Джек Уэлч
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали
условия для перестроечных процессов в сфере образования – это внедрение
ФГОС, переход к международным системам оценивания результатов
образования, процессы оптимизации и создания новых типов школ, активное
внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских
программ и учебников. Данные направления преобразований были четко
заданы в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа».
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые
образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным
изменениям в системе педагогического образования.
Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с
чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном,
подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о
профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре
педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя
обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и
интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога,
возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических
ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи,
ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно
творит свою собственную деятельность. Именно поэтому работе с кадрами в
Акбулакской СОШ №3 всегда уделялось особое внимание.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» Д.А.
Медведев отметил, что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему
новому, понимающие детскую психологию и особенности развития
школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам
найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в
себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам
школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность
школы будущего.
Коллектив ОУ понимает что сегодня учитель должен быть креативным,
владеющим современными образовательными технологиями, эффективно
взаимодействующим с семьями обучающихся, открытым новшествам,
мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и
профессиональному развитию.
Однако реальное внедрение заложенных в «Нашей новой школе» идей во
многом зависит от готовности и способности учителя к их воплощению.
Поэтому сегодня перед администрацией ОУ, педагогами стоят следующие
задачи: - - обеспечение оптимального вхождения работников образования в
систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС;
освоение новой системы требований к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими
ресурсами, необходимыми для выполнения социального заказа общества.
Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю
жизнь. Этот процесс протекает в особо созданной образовательной среде в
различных формах.
Цель управленческой деятельности: создание в школе высокого уровня
познавательной среды, широких и разнообразных оснований для
самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждым
педагогом.
Ожидаемые результаты: обеспечение высокого уровня готовности
педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной
компетентности средствами непрерывного образования.
Теоретическая база опыта.
Данный опыт базируется на Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа», федеральной целевой программе развития образования на
2011-2015 годы, региональных и районных программах «Педагогические
кадры» и «Диссеминация передового педагогического опыта».
Сущность и основные направления опыта работы.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – важное звено
системы управления школой. Поэтому одним из направлений в работе
заместителя директора по УВР с педагогическими кадрами является процесс
оценивания результатов труда учителя. В течение нескольких лет по
итогам внутришкольного контроля создана база данных учителей школы.
Обобщение этой информации позволило в целом определить квалификацию
каждого учителя, наметить пути профессионального роста, но и
заниматься перспективным планированием формирования педагогического
мастерства через организацию непрерывного образования педагогов.
Центром определения профессиональной компетенции педагога, а значит,
проектирования и организации дифференцированного дополнительного
образования стал методический совет школы, у которого изменились
функции: от общих тем члены методического совета перешли к адресной
помощи, к работе с каждым учителем. Для организации этой деятельности
была разработана система работы, основными принципами которой являются:
развитие личности учителя через мотивацию к профессиональному росту;
целостность и аналитичность в оценке педагога, школьников и их совместной деятельности;
личностно-ориентированный подход к учителю;
мотивация педагогических работников;
гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
перманентный (непрерывный) мониторинг труда учителя, оценка и
последующее повышение квалификации, что делает процесс практически
непрерывным.
Дальнейшая работа идет по пути модульного построения на основе
интеграционно-аналитической базы данных, созданной в школе. Были
продуманы и объединены формы, методы, разнообразные виды работ с
учителями. Так, например, используются следующие формы методической
работы:
тематические педагогические советы (в форме мозгового штурма деловой игры и т.д.);
работа методического совета (как элемент развития внутренней
информационной системы, информирования коллектива о новинках в
педагогической прессе, что позволяет всегда держать коллектив в центре
событий);
работа учителей в школьных и районных методических объединениях
(и, как следствие, внесение передовых идей в деятельность коллектива
ОУ);
открытые уроки (бинарные, интегрированные, уроки – семинары и другие);
творческие отчёты учителей – предметников, классных руководителей и воспитателей;
предметные недели (как элемент популяризации предметов);
семинары;
методические оперативки;
единые методические дни.
В результате создания системы работы с педагогическими кадрами стали
эффективнее диагностико-аналитическая и планово-прогностическая функции
администрации. Ежегодно в конце учебного года на заседании
методического совета анализируется профессиональная деятельность каждого
педагога, его рост и способность устранять «западающие» аспекты
деятельности, рассматриваются перспективы их дальнейшего развития и
роста.
Проблемный анализ становится основой годового планирования работы школы
- проектирования задач научно-методической деятельности, тематики
заседаний педагогических советов, совещаний, методических оперативок, а
также планирования повышения квалификации педагогов.
Основными путями повышения квалификации в школе являются:
1. - Заочное обучение в ВУЗах тех педагогических работников, у которых нет высшего педагогического образования.
2. - Курсы повышения квалификации всех видов в Институте повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,
Региональном центре развития образования.
3. - Аттестация педагогических работников.
4. - Дистанционные курсы и дистанционное обучение.
Новые ценности методической работы в нашей школе определяются исходя
из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной
деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации,
самоактуализации и самоорганизации.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня
педагогического мастерства учителей рассматривается не только как
процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного
проникновения в сущность новых технологий.
Всю работу в нашей школе мы планируем так, чтобы были созданы
условия, при которых происходит формирование и развитие личности
учителя, его профессиональный рост.
Для организации непрерывного образования педагогов используются разнообразные формы работы:
работа по темам самообразования;
участие в творческих группах по интересам;
участие в конкурсах профессионального мастерства;
постоянно действующий режим консультирования;
-регулярное информирование о новациях в образовании.
Хочется отметить, что работа в режиме малых творческих групп - одна из
самых продуктивных форм обучения педагогов, так как в состав каждой
группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Тем более, что в школе
сегодня налажена работа в команде, где каждый знает свой функционал и
осознает единую цель развития ОУ.
Особую роль в организации методической работы в школе играет
целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с
ними в значительной степени отличается от организации работы с
педагогами, долгое время успешно работающими в школе; делает молодого
учителя владельцем секретов мастерства, накопленного поколениями
педагогов нашей школы. К традиционной системе наставничества добавилось
инновационное индивидуальное консультирование.
Оперативное обновление современной системы образования без надёжной
фундаментальной подготовки и переподготовки не решает возникающих
проблем. Современная действительность вызывает необходимость замены
формулы "Образование на всю жизнь" формулой "Образование через всю жизнь",
требует создания качественно новой образовательной среды на всех
уровнях с соответствующей системой организации непрерывного образования
педагогов.
Результат такой системы повышения квалификации – принятие учителями
новой парадигмы отечественного образования, их профессиональная
готовность к реализации основных направлений современного образования.
Результативность системы работы с кадрами.
Благодаря созданной системе, в школе сформирован высокопрофессиональный
педагогический коллектив, постоянно стремящийся к непрерывному
образованию и повышению собственной успешности: 80% педагогов имеют
высшее образование, 80% - квалификационные категории (15% - высшую
категорию, 55% - первую категорию, 11% - вторую категорию). С 2009 по
2011 годы повысили квалификационную категорию 11 педагогов, прошли
обучение на курсах базового повышения квалификации и проблемных курсах
по актуальным вопросам современного образования 43 педагога. За 2012 год
обучение на очных и дистанционных курсах на базе ИПК и ППРО ОГПУ, РЦРО,
МИОО, Академии АйТи, Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ прошли 36 педагогов (70%). Это
способствовало тому, что внедрение инновационных технологий стало
двигаться менее болезненно, учащиеся показывают достаточно высокие
результаты на ЕГЭ, ГИА, увеличивается количество учителей, успешно
участвующих в профессиональных конкурсах.
Четыре педагога стали победителями конкурса лучших учителей
общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального
проекта "Образование". За последние три года 2 педагога стали
победителями районного конкурса по обобщению и распространению
передового педагогического опыта, 2 педагога – победителями конкурса
авторских и модифицированных программ, 4 педагога – победителями в
районном конкурсе "Мастер педагогического труда по физической
культуре", 1 педагог – в районном этапе конкурса "Мой лучший урок". В
2008 году учитель физики занял 2 место в районном конкурсе "Учитель
года", в 2010 году два педагога заняли 1 и 2 место в районном конкурсе
"Фестиваль педагогических идей". В 2012 году 2 педагога стали
победителями районного этапа Всероссийского конкурса "Мой лучший урок", 1
педагог – победителем конкурса «Мастер педагогического труда» в
номинации "Преподаватель – организатор ОБЖ".
Активно участвуют педагоги и в дистанционных конкурсах, таких как
«Открытый урок для Президента России», Всероссийский конкурс «Молодой
учитель», Всероссийский конкурс «Мультимедийный урок в школе»,
Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», конкурс молодых учителей
математики и физики «Династия» и других. В 2011 году 10 педагогов
приняли участие во II Всероссийской олимпиаде педагогического мастерства
«Педолимп», из них 4 стали лауреатами.
Благодаря качественной организации учебно-воспитательного процесса, на
протяжении нескольких лет школа является пилотной площадкой для ОУ
района по решению научно-педагогических и организационно-методических
вопросов. Опытом своей работы педагоги школы делятся не только на
школьных и районных семинарах, но и на сайтах педагогических сообществ в
Интернете, принимают участие в Международной научно-практической
интернет – конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра»,
августовских интернет – педсоветах.
Большая кропотливая работа с педагогическими кадрами в вопросе
повышения квалификации, профессионального мастерства, формирования
ключевых компетенций направлена, прежде всего, на повышение качества
образования. Именно такой ориентир задан в национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведевым: «В конечном счете, мы
должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное
образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая
задача».