В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.
Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения
Положительные стороны
|
Отрицательные стороны
|
Систематичность обучения
|
Шаблонное построение, однообразие
|
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
|
Нерациональное
распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь
первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней
предполагается за счет домашних заданий
|
Организационная четкость
|
Отсутствие самостоятельности
|
Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога
|
Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом
|
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
|
Слабая обратная связь.
Усредненный подход.
Отсутствие индивидуального обучения
|
Особенности нетрадиционных уроков
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала
и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся,
повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту
запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и
приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности
педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
- присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
- кроме программного, используется и внепрограммный материал;
- организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
- занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
- в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
- дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- требует серьезной предварительной подготовки.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями
необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность
учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к
учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная
форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно
включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные
виды коллективной и групповой работы учащихся.
Творческие принципы нетрадиционных уроков:
- в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
- необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
- основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
- важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
- нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
- педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
- необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
- Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической
теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие
виды нетрадиционных уроков:
- уроки-экскурсии;
- уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-
- суды);
- уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
- бинарные уроки;
- уроки-исследования;
- уроки взаимообучения учащихся;
- уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
- уроки-семинары.
Поговорим подробнее о некоторых видах нетрадиционных занятий.
Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является
реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на
природе, в музее, на
улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.
Готовя урок-экскурсию, педагог должен:
- определить его содержание, цель, задачи, довести их до учащихся;
- грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;
- продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.
При подборе объекта(ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим показателям (критериям):
- Познавательная ценность для обу-чающихся.
- Выразительность (внешняя вырази-тельность самого объекта или взаимодей-ствие экскурсионного объекта с окружаю-щей его средой).
- Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу).
- Месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство подъезда к нему).
Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно
педагог останется организатором и руководителем познавательной
деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.
Если экскурсию будет вести сам педагог, то для подготовки ему нужно:
1. Интересно сформулировать тему урока-экскурсии.
2. Подобрать литературу и интернет-ресурсы для подготовки материала.
3. Самостоятельно ознакомиться с объектом показа (научиться легко
ориентироваться на местности, хорошо узнать расположение залов, если
экскурсия будет в музее).
4. Составить маршрут экскурсии.
5. Подготовить текст экскурсии.
6. Сделать комплект "шпаргалок" (портфель экскурсовода). В "шпаргалки" можно внести следующую информацию:
- наименование объекта;
- историческое событие, с которым связан объект, дата события;
- краткое описание объекта (автор, дата сооружения, создания, дата реставрации);
- охрана памятника (на кого возложена);
- интересные факты, предания, связанные с объектом.
7. Составить методическую разработку.
8. Провести без группы пробную экскурсию.
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели,
возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе
экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также
урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по
плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор
наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу",
причем показ объектов занимает ведущее место. По отношению к показу
рассказ на экскурсии вторичен. Он может предварять показ объектов,
сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Убедительность
рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. Рассказ
педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.
В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание темы:
- встречи учащихся с участниками событий;
- прослушивание звукозаписей;
- участие обучающихся в ритуальных действиях.
Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог
совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное,
включает полученные знания в общую систему изученного по теме, разделу;
выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и оценки
учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии,
рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит
глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания: написать
сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски
газет, стенд, электронную презентацию, составить коллекции, подготовить
раздаточные материалы для уроков, выставок, музеев учебных заведений.
Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся,
включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания
успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают
способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, -
проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать
деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности,
кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства,
учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также
развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе,
инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность
глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию,
ситуацию и т. д.
Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:
- развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная, освоение диалектики общения;
- функция самореализации;
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;
- функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений.
Технология проведения урока-игры состоит из нескольких этапов.
Этап подготовки урока-игры начинается с разработки сценария - условного
отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная
цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной
задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание
ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов.
Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия,
обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты
материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная
информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам
за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками
игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию
роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять
активность, нарушать регламент и этические правила поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права
вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости
от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых
позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию
работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит,
диагност, аналитик.
Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на
установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в
различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации
коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.
Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить ее окончание. Для
деловой игры обязательно ее завершение, связанное с принятием
необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса
принятия решений.
Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся
старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки
решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления
изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям,
развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра
должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных
позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые.
Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации,
предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и
т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое
совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, должен содержать
описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой
участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные
роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность
людей и отношения между ними.
Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с
содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями,
которые возникают в ходе игры.
Существует три типа ролевых игр:
- прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;
- стратегические симуляции - принятие решений в определенных
условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д.
- собственно ролевые игры: участники игры получают различные
индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в
предполагаемых условиях.
При использовании такой технологии занятия проводятся в форме либо
суда, либо собеседования (например, "начальник отдела кадров" принимает
на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося ролевого общения
(диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь
учащихся в процесс обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры
обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться
взаимодействовать с людьми, решать конфликты.
Ролевая игра, как и любая активная технология, имеет как положительные черты, так и недостатки.
Плюсы и минусы ролевых игр
Преимущества ролевых игр
|
Недостатки ролевых игр
|
"Обучение
через действие" - один из самых эффективных способов обучения и
приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и
сохраняются в течение долгого времени
|
Суть
успешной игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько,
насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий
нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической
деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут
достигнуты
|
В заключение урока - ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход
решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в
данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если
начнут дискуссию "зрители", а закончит педагог, сделав критический
разбор итогов ролевого общения, отметив достижения и неудачи.
Наблюдения могут быть более эффективными, если будет осуществлена
видеозапись ролевой игры, а в случае необходимости - использована для
обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а
также для консультирования.
Метод ролевых игр позволяет ученику оказаться на месте другого
человека, посмотреть как бы со стороны на себя и своего "героя", чью
роль он исполняет. Это имеет большое значение для выбора эффективного
сценария поведения в будущем.
Дискуссия
- это обмен мнениями по тому или иному вопросу,
проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее
существенной чертой является сочетание взаимодополняющего диалога и
обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
При проведении дискуссии важно договориться о коллективной
солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает
свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять
напряженностью дискуссии и обучать сотрудничеству.
Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и
стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных
группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с
целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач.
Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах
обучения, в т. ч. в лекциях.
Лекции-дискуссии
проводятся разными способами:
- выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему;
- выступает один преподаватель, но с разных позиций;
- выступает один преподаватель и учащиеся;
- учащиеся дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если
участники дискуссии представляют определенные группы, что приводит в
действие социально-психологические механизмы формирования
ценностно-ориентированного единства, коллективистской идентификации,
которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности.
Например, дискутируют сторонники и противники неформальной молодежной
субкультуры.
Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе
высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в
коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко
следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль. Скорее
данный метод эффективен для использования в старших классах. Дискуссия
не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умение спорить,
доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует
толерантность.
Бинарный урок
основывается на межпредметных связях, интеграции
предметов, предполагает использование сплава из различных
педагогических технологий. Является важным этапом в формировании
мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или
несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так
называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть
предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы
запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно
воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки
являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в
настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования
коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развить, недостаточно
насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать
коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность
мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с
тем чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в
центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются подобные условия
развития учащихся.
Порядок подготовки бинарных уроков:
1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более
дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого
урока. Так, например, в практике общеобразовательной школы для бинарных
уроков были соединены следующие предметы и подобраны следующие темы:
мировая художественная культура и география - тема урока "География
народных промыслов"; география и экология - тема урока "Климатические
пояса Евразии и адаптации организмов"; физика, экология - тема урока
"Влияние температуры и ветра на состояние окружающей среды"; математика и
информатика -"Вычисление площади поверхности и объема цилиндра";
русский язык и история - "Призыв к Правде, Добру и Справедливости в
повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" и т. д.
2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в
котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать,
что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не
дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны
задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный
материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и
умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть
результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и
удовлетворение.
3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.
Бинарный урок помогает в решении следующих задач:
- развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
- расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
- интегрирует знания из разных областей;
- способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
- служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
- развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что
подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и
во внеурочное время;
- развивает аналитические способности и изобретательность;
- обладает огромным воспитательным потенциалом;
- позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Трудности при планировании бинарного урока:
-
- Теоретически недостаточно хорошо разработана технология
проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать
наобум, учиться на собственных ошибках.
- Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить
часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.
- Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под
расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.
- Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.
Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:
- профессиональные знания будущих специалистов формируются в
комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает
представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты;
- форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна.
Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность
учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить
о развивающем эффекте обучения;
- бинарные уроки повышают потенциал учащихся, ведут к осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и
делать выводы;
- такие уроки дают возможность учителю самореализовываться в
творческом процессе, способствуют формированию профессиональных
компетенций студентов.
Человек в процессе обучения не в состоянии овладеть всеми знаниями,
которые ему потребуются для жизни и работы. Возникает необходимость в
интенсификации традиционного обучения, поиске резервов умственного
развития обучающихся, в формировании у них навыков самостоятельной
познавательной деятельности. Именно уроки-исследования могут помочь в
решении этой задачи.
Неправильно отождествлять понятия
исследовательская деятельность и урок-исследование.
Исследовательская деятельность - понятие широкое, почти не ограниченное
временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом.
Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с
решением учащимися (при поддержке педагога) творческой,
исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам
результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановка проблемы;
- повторение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
- обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися
функционального навыка исследования как универсального способа получения
новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому
являются личност-но значимыми, а значит, прочными), развитие
исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции
учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом
урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт
(знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
Не каждый урок можно сделать уроком-исследованием. К такому виду
деятельности необходима большая теоретическая подготовка, которую
обучающиеся должны получить на традиционных учебных занятиях по изучению
и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. На
уроке-исследовании перед обучающимися ставится проблема, и они при
непосредственном участии педагога или самостоятельно должны исследовать
пути и способы ее решения, т. е. построить гипотезу, наметить и обсудить
способы проверки ее истинности, аргументировать, провести эксперименты,
наблюдения, проанализировать их результаты, порассуждать, доказать.
Это, например, могут быть задачи на самостоятельное "открытие" правил,
законов, формул, теорем, самостоятельное выведение закона, формулы,
открытие способа доказательства.
Знания, полученные учеником самостоятельно путем проб и ошибок,
перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и
действий, останутся в его памяти надолго. Педагог при такой форме урока
станет организатором исследовательского поиска. Поставив проблему,
педагог должен раскрыть направления ее решения, рассуждать вместе с
обучающимися, высказывать предположения, обсуждать их вместе,
опровергать возражения, доказывать истинность. Таким образом, он будет
демонстрировать подросткам путь научного мышления, заставит их следить
за движением мысли к истине, сделает их соучастниками научного поиска. В
структуре урока-исследования можно выделить следующую
последовательность действий:
- актуализация знаний;
- мотивация;
- создание проблемной ситуации;
- постановка проблемы исследования;
- определение темы исследования;
- формулирование цели исследования;
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной
работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных
фильмов и т. д.);
- интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
- подведение итогов урока; домашнее задание.
Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать
его интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что
учащиеся затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную
информацию, снизив тем самым степень проблемности.
Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме
- Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
- Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.
- Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
- Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.
- Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная,
тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и
осмысливание форм и методов его проведения.
- Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но
и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и
учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Педагог при организации исследования может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
- подвести молодых людей к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
- столкнуть противоречия в практической деятельности;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных
позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога,
родителя, врача и т. д.);
- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- поставить конкретные исследовательские задачи, например, с
недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в
постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными
ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия,
которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести
научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить
свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей
страны.
Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого
обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу,
но редко кому это удается. Изучение разных способов организации
взаимоконтроля и взаимообучения позволило разработать авторскую методику
так называемых
уроков общения.
На таком уроке каждый учащийся должен изучить материал вместе с
соседом по парте. Ребята будут читать учебник, сами отвечать на вопросы,
разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах
решать другие, проверяя друг друга. Первые из подготовившихся пар будет
опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников,
которые примут участие в опросе остальных.
Методика проведения урока
взаимообучения учащихся:
1. Начинается урок взаимообучения с рассаживания учащихся таким
образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные
по своей подготовке и по скорости работы.
2. Педагог сообщает, как будет организовано занятие, а также
представляет (на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые
необходимо дать ответ в ходе изучения материала, и дополнительные
задания.
Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию
(удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке.
Инструкция может выглядеть так:
- прочти заданный пункт учебника;
- подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;
- помоги подготовиться своему соседу;
- ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на вопросы, исправляя ошибки;
- сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;
- во время подготовки говори очень тихо.
3. Ученики приступают к работе. В это время педагог должен обходить
класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости
индивидуальную помощь.
4. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал педагогу.
5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и указывает, кого они будут опрашивать.
6. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать
ассистентами и опрашивать других учащихся по указанию педагога.
Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал.
7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее
подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным
заданием (задачей) и выполнить их.
Уроки взаимообучения обучающихся необходимы для развития у них самостоятельности, общительности, ответственности.
|