В последние годы общество возвращается к
осознанию первостепенной значимости
образования для личности и государства. Качеству
подготовки школьников уделяется все больше
внимания. Поэтому одной из задач развития
образования является изменение структуры
содержания образования. В России впервые
проводился столь масштабный эксперимент. В 2001
году в него вступило без малого две тысячи
образовательных учреждений, почти 200 тысяч
учащихся.
Цели эксперимента:
Охрана и укрепление физического и психического
здоровья, обеспечение их эмоционального
благополучия.
Развитие ребенка как субъекта отношений с
людьми, с миром и с собой, предполагающее:
- побуждение и поддержку детских инициатив во
всех ее видах деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- поддержание оптимистической самооценки и
уверенности в себе при безотметочной системе
обучения;
- расширение опыта самостоятельного выбора;
- формирование учебной самостоятельности
/желание и умения учиться, то есть постоянно
расширять границы своих возможностей/;
Сохранение и поддержка индивидуальности
каждого ребенка. [2]
Для себя мы выделили две основных цели, по
которым была выстроена работа в течение 4-х лет
работы в эксперименте. Это отработка
безотметочной системы обучения и укрепление
физического и психического здоровья.
Основным направлением сегодняшних реформ
является изменение уклада начальной ступени
образования. Усвоение предметного материала
обучения из цели становится средством такого
эмоционального, социального и интеллектуального
развития ребенка, которое обеспечивает переход
от обучения к самообразованию. Начальная школа
должна стать не школой "школой навыка”, а первым
опытом ребенка в образовании - местом пробы своих
сил, пространством раскрытия личного потенциала
и школой взросления.
Из общих целей начального школьного
образования можно выделить более частные задачи:
- использовать только те образовательные
технологии, которые способствуют физическому и
психическому развитию и поддержанию здоровья
детей;
- создавать учебную общность учащихся и учителя,
организуя совместный поиск новых способов
действия, сотрудничества и понимания;
- обеспечить сбалансированность между поисковой
и исполнительской частью учебной работы
школьников, между совместной и индивидуальными
формами работы. [1]
В августе 2001 года в школе произошло
родительское собрание "Цели, задачи и ожидаемые
результаты эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания в 12-летней школе в
общеобразовательных учреждениях Кемеровской
области”. После которого многие родители
утвердились в выборе обучения своего ребенка
именно в экспериментальном классе. Так же в
августе был составлен экспериментальный учебный
план на основе базисного учебного плана
начальных общеобразовательных учреждений с
русским языком обучения, вариант 2 с сохранением
его структуры и количества часов в каждой
образовательной области. Пятидневная учебная
нагрузка учащихся соответствует требованиям
СанПиН.
В период адаптации мною была проведена
диагностика "Готовность ребенка к школе”.
Приход ребенка в школу, то есть переход от
необязательного обучения, свойственного
дошкольному детству к систематическому, вносит в
жизнь детей существенные изменения, которые при
неблагоприятных условиях могут отрицательно
повлиять на состояние детского организма, и так
далеко от оптимального. Поэтому обращаю особое
внимание на использование игры как структурной
части урока. Чаще я использую дидактические игры.
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу,
которую нужно решить. Объединяет игру и учение и
одинаковый способ действия, который использует
школьник, например, классификацию, сравнение,
анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная
деятельность, имеет коллективный характер. В
процессе игры ребенок учится согласовывать свои
действия с партнерами, получать общий результат
деятельности.
Отсюда вывод: игра с правилами должна
занимать определенное место в начальном
обучении, так как способствует формированию
новой ведущей деятельности – учебной. [3]
Можно ли учить без оценок? Можно. Можно ли
научиться не получая оценок? Тоже можно, при
условии, что учащийся как минимум, получает
некоторое подкрепление своим усилиям и при этом
иметь какую либо потребность в обучении
/необходимость или любопытство, или если процесс
учения связан для него с положительными эмоциями
и т.д./. В начале изучения темы полезно провести
стартовую оценку подготовки учащихся.
Результаты такой оценки в начальной школе можно
отметить с помощью "лесенки достижений”,
поместив фигурку, символизирующую исходный
уровень владения данным навыком, на ту или иную
ступеньку лесенки.
По ходу изучения темы индивидуальные
достижения младших школьников удобно
фиксировать с помощью линеечек /Т. Дембо,
С.Рубинштейн/, особенности применения которых
подробно изучены и описаны в книге "Оценка без
отметки” Г.А. Цукерман и др. [4] В тетрадях при
проверке писала слова поддержки "Молодец”,
"Умница”, "Так держать!”, "Будь внимателен”,
"Старайся” и т.д. Считаю целесообразным также
использование так называемую "холистическую
шкалу”, по которой можно оценивать работы по
разным параметрам: аккуратность, правильность,
точность и т.д. Кроме того, этот вид оценивания
развивает у детей самооценку т.к. они сначала
оценивают сами себя, а только потом учитель
делает свои пометки на этой шкале. Текущие
оценки, фиксирующие продвижение младших
школьников в освоении всех умений, необходимых
для формируемых навыков, заносились в
специальный "лист индивидуальных достижений,
который заводила на каждого ребенка. Основные
навыки дети и учитель фиксировали с помощью уже
упомянутых линеечек или, например, закрашивая
определенную клеточку – полностью или частично.
[4]
В ходе эксперимента выработали следующие
критерии оценивания итоговых и контрольных
работ по математике:
- оптимальный уровень – 100% работы выполнено
верно
- допустимый уровень – 80-100% верно
- критический уровень – от 50-80% выполнено верно
- недопустимый уровень – ниже 50%
по русскому языку:
- оптимальный уровень – в работе нет ошибок и
исправлений, работа написана аккуратно, в
соответствии с требованиями каллиграфии;
- допустимый уровень – допущено не более двух
орфографических ошибок, работа выполнена чисто,
но допущены небольшие отклонения от норм
каллиграфии;
- критический уровень – допущено 3-5
орфографических ошибок, работа написана
неряшливо;
- недопустимый уровень – более 5 орфографических
ошибок, работа написана неряшливо.
Для младшего школьного возраста характерна
кратковременность интересов, неустойчивое
внимание, утомляемость длительного восприятия.
Поэтому, по мнению учителей и родителей
безотметочная система снизила у ребят интерес к
обучению. Что мы видим в таблице исследованию
школьной мотивации (таблица №1).
Таблица №1 Динамика школьной мотивации в течение
учебного года
Город, республика Мариинск
Школа МОУ СОШ №7
Класс 1 "б”
Количество детей в классе 19
Программа 2 вариант по системе Л.В. Занкова
Общее количество детей В классе
(n = 19) |
Периоды наблюдений |
октябрь |
декабрь |
апрель |
Ко-во детей |
% |
Ко-во детей |
% |
Ко-во детей |
% |
Суммарный балл 25-30 |
9 |
47,4 |
6 |
31,5 |
4 |
21,1 |
Суммарный балл 20-24 |
10 |
52,6 |
9 |
47,4 |
9 |
47,4 |
Суммарный балл < 14 |
|
|
4 |
21,1 |
6 |
31,5 |
Начиная со 2 класса, школьная мотивация
становится более устойчивой (таблица №2).
Таблица №2
Сводная таблица
Динамика школьной мотивации в течение
учебного года
Город, республика Мариинск
Школа МОУ СОШ №7
Класс 2 "б”
Количество детей в классе 18
Программа 2 вариант по системе Л.В. Занкова
Общее количество детей В классе
(n = 18) |
Периоды наблюдений |
октябрь |
декабрь |
апрель |
Ко-во детей |
% |
Ко-во детей |
% |
Ко-во детей |
% |
Суммарный балл 25-30 |
13 |
72,2 |
9 |
50 |
14 |
78 |
Суммарный балл 20-24 |
4 |
22,3 |
7 |
39 |
3 |
16,5 |
Суммарный балл < 14 |
1 |
5,5 |
2 |
11 |
1 |
5,5 |
Я считаю потому, что появляются новые предметы
и факультативные занятия: информатика,
английский язык, "Конструирование и
математика”, "Флора нашего города”. В 3 и 4
классах добавился 1 час по предмету "Окружающий
мир”. Учащиеся учатся работать с дополнительной
литературой, энциклопедиями, приобретают
первоначальные навыки конспектирования,
оформления рефератов, выступления с сообщениями
перед аудиторией сверстников. Собран материал по
темам:
Очень заинтересовал детей поисковый метод
работы по теме "Великая Отечественная война”,
связанный с историей своей семьи, города,
области. Эти предметы и факультативные занятия
развивали у учащихся кругозор, общую
осведомленность, память, внимание, мышление,
умение логично и последовательно излагать свои
мысли. Готовили ребят к переходу из начальной
школы в основную. У детей появилось
целенаправленное желание учиться, раскрывать
свой внутренний потенциал, проявить себя и свои
способности. Развивается самооценка и
ответственность.
О сохранении и укреплении здоровья детей
хочется сказать отдельно. При поступлении в 1
класс не было ни одного здорового ребенка. Часть
из них имело по 2 и даже 3 заболевания. Поэтому
введение после второго урока динамической паузы
[5] (согласно СанПиН) благоприятно сказалось на
общей картине здоровья класса. Прогулки
послужили развитию элементов самообслуживания
(одеться, застегнуть пуговицы, переобуться,
завязать шнурки и т.д.) и развитию мелкой
мускулатуры пальцев. Активный отдых, подвижные
игры на воздухе вызывало гораздо больший
положительный эффект в функциональном состоянии
организма. На переменах дети, бегая и прыгая по
колючему коврику, массажировали подошву ног. А мы
все знаем, что на подошве ног находятся нервные
окончания, стимулируя их, улучшается работа всех
органов, в том числе и головного мозга. С февраля
месяца начинали витаминизацию организма. Всем
классом каждый день пили витамины "Ревит” и
"Иод-актив”.
На факультативном занятии "Флора нашего
города” дети узнавали о пользе лекарственных
трав, и каждое занятие заканчивалось фито-чаем.
Все это оказало закаливающее и оздоровительное
влияние на организм школьников. Анализируя
заболеваемость учащихся за четыре года эта
подтверждается тем, что заболеваемость ОРЗ и
ОРВи редки.
В рамках эксперимента в классе проводился
мониторинг благополучия учащихся и учителей.
Велось диагностическое наблюдение за состоянием
психического здоровья в начале и конце года по
поведенческим реакциям. Анализируя карты
наблюдения за учащимися можно сделать вывод, что
большинство учеников успешно справлялись с
учебной нагрузкой, не было перегрузок учащихся.
В заключении хочется отметить, четырехлетняя
начальная школа обеспечивает благоприятную
адаптацию ребенка в школе, позволяет снять
перегрузку обучающихся и обеспечить
благоприятное развитие ребенка с учетом его
индивидуальных возможностей. Увеличение срока
обучения в начальной школе способствует решению
приоритетных целей начального образования –
развитие личности школьника, формирование у него
умений и желания учиться.
Четырехлетнее обучение в начальной школе
оправдывает себя и со стороны комфортности и
адаптации учащихся в 5 классе. У ребят не
снизилась общая и качественная успеваемость,
сохранилось большое желание учиться. (Возможно
это проявление того, что четыре года без
традиционных отметок усиливают желание детей
учиться хорошо и получать отметки в 5 классе)
Над безотметочной системой в начальной школе
считаю нужно ещё много работать, так как форм
стимулирования и поощрения учащихся очень много,
они разнообразны и зависят не только от высокого
профессионализма учителя, но ещё и требуют
больших затрат времени и сил учителя.
Литература
- "Образовательный процесс в начальной, основной
и старшей школе” (Рекомендации по организации
опытно-экспериментальной работы) Москва – 2001 г.,
издательская фирма "Сентябрь”.
- Материалы для организации и проведения
мониторинга эксперимента "Дрофа”, Москва 2001г.
- Методические рекомендации по проведению
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания образования (1 класс четырехлетней
начальной школы) Коллегия авторов под
руководством О.Е. Лебедевой.
- Система оценивания учебных достижений
школьников (О.Б. Логинова).
- "Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы” (Письмо
Минобразования России от 25 сентября 2000г., с
дополнением от 20.04.2001г.).
|