Главная » 2013»Февраль»4 » Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
18:24
Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" выделены пять основных направлений, определяющих инновационное развитие образовательных учреждений (постепенный
переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры
школьной сети, организация всесторонней поддержки и сопровождения
талантливых школьников, развитие учительского потенциала, обеспечение
здоровья учащихся), даны ориентиры новой системы непрерывного
образования. Решение поставленных перед школой государственных задач
невозможно без учителей, готовых к инновационным преобразованиям.
На протяжении двух последних лет наша школа является муниципальной опытно-экспериментальной площадкой,
работающей по теме: "Создание методической системы работы по
формированию инновационно активной личности педагога и условий ее
функционирования”. Итогом работы за два года стали разработанные:
концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога;
теоретическая модель методической системы работы, позволяющая
организовать внутришкольное управление процессом формирования
инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные
условия для профессиональной самореализации учителя (рисунок);
необходимые условия функционирования предлагаемой методической
системы работы; мониторинг результативности внедрения теоретической
модели в практику общеобразовательного учреждения.
Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе
разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены
авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя "новой" школы
Приложение 1
Модель методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога
Эффективное функционирование предлагаемой методической системы
обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:
Управление процессом формирования инновационно активной личности
педагогов осуществляется за счет внутренних инноваций системного
характера в организации методической работы с учителями-предметниками.
Деятельность по формированию инновационно активной личности
педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный
характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной
деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т. д.
Рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя.
Выстраиванию оптимальной личностной траектории развития
инновационно активной личности педагога способствует системная,
комплексная, многоаспектная диагностика.
Положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению
инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление
интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно
взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в
психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах.
Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели
формирования инновационно активной личности педагога определяется через
организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной
деятельности, включающего:
графическую зависимость, отражающую динамику изменения
профессиональной квалификации педагогов – участников эксперимента (на
начало, середину и конец эксперимента);
сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие
динамику изменений активности и результативности участия школьников в
интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях
разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента);
сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику
изменения методологической активности педагогов – участников
эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских
программ, публикация работ, участие в деятельности проблемных групп,
городских методических объединений, школьных предметных кафедр и т. д.)
(на начало, середину и конец эксперимента);
сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику
расширения партнерских связей школы; реализацию социально значимых
проектов; использование школы как базовой для организации городских
семинаров (на начало, середину и конец эксперимента).
Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную
личность педагога в рамках сконструированной системы, строится на
методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода
образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный
(личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход
и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов – участников эксперимента.
Процесс формирования компетенций, присущих учителю "новой"
школы, рассматривается нами как целостность составляющих его
структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного,
организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и
результативно-оценочного
Таким образом, под системой работы по формированию инновационно
активной личности педагога понимаем такую форму организации методической
работы с учителем, в которой целевые, содержательные, инструментальные и
методологические характеристики трех образующих ее блоков –
"Диагностика", "Развитие" и "Поддержка" находятся в органической
взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЯ концепции развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога
Инновационно активная личность педагога может быть
охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных компетенций, к
которым мы относим предметно- методологическую,
психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую,
акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере
трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий,
медиатехнологий, в области управления системой "учитель – ученик".
Учитель в "новой” школе – творческая личность, яркая
индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и
интересами.
Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога
основан на разработке и последующем внедрении в образовательный процесс
школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые
проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к
выполнению определенного вида деятельности.
Научно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение
педагога на пути его профессионального роста – необходимое условие
формирования инновационно активной личности учителя.
Деятельность педагога по повышению своей профессиональной
компетентности будет более осмысленной, если она осуществляется в
контексте реально существующей, личностно значимой проблемы.
Деятельность по формированию инновационно активной личности
педагога должна предусматривать реабилитационное направление для
педагогов с низкой готовностью к активной инновационной деятельности.
Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения
педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как
органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование
инновационно активной личности педагога.