Педагогическим коллективам школ приходится сталкиваться с
серьезными задачами и проблемами, требующими длительной и кропотливой
работы, исследований, коллективного взаимодействия. Для решения этих
задач составляется план мероприятий, определяется их содержание, к
работе может привлекаться весь коллектив образовательного учреждения или
отдельные кафедры, творческие группы педагогов.
Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той
или иной проблемы? Когда можно сказать: "Все, эта проблема решена"?
Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на
основе объективного анализа может помочь карта проблем.
Карта проблем и ее назначение
Что такое карта проблем? Это бланк определенной формы, куда
вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа.
Форма карты представляет собой систему ячеек. Проблемы могут быть
сформулированы по следующим направлениям:
- управление школой;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- научно-методическая, опытно-экспериментальная работа;
- учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
- взаимодействие школы с социумом и др.
Проблемы фиксируются в карте в виде предложения, состоящего из
двух частей. Первая часть описывает фактическое состояние объекта,
направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и
др., а вторая часть фиксирует существующее противоречие, проблему,
негативное состояние и т. п. В каждой из проблем намеренно усилено,
обострено противостояние двух ее составляющих. Это дает возможность
заинтересовать педагогов, усилить их восприятие и чувства, мотивировать
на работу с картой проблем. В качестве примера предлагаем карту проблем,
составленную при промежуточном анализе реализации Программы развития
лицея.
Для подготовки карты проблем создается творческая группа, в
которую могут входить члены администрации, заведующие кафедрами, ведущие
педагоги школы, любой член педагогического коллектива. В работе
творческой группы используется метод "мозгового штурма", который
позволяет генерировать множество идей в течение относительно короткого
времени. Полученные в результате штурма наиболее интересные,
перспективные идеи обсуждаются, уточняются их формулировки, усиливается
тональность.
Какие проблемы нужно вносить в карту? Безусловно, те, которые
требуют обсуждения всем коллективом, по которым необходимо создать общее
представление. Анализ таких проблем должен подвести педагогический
коллектив к принятию стратегически важных решений, к новым идеям
развития.
Организация работы с картой проблем в образовательном учреждении
Организовать работу с картой проблем можно на педагогическом
совете в конце учебного года или на педагогическом совете, подводящем
промежуточные или итоговые результаты реализации Программы развития
школы.
Работа с картой проблем включает в себя:
- деление педагогического коллектива на группы, количество
которых зависит от количества и масштаба поставленных администрацией
задач;
- предоставление каждой группе отдельного задания;
- рассмотрение участниками каждой группы в соответствии с
заданием всех проблем и определение 2–5 наиболее актуальных, отметка их в
карте (можно заштриховать нужную ячейку или отметить ее галочкой).
Аргументы и обоснования выбора приводятся устно или фиксируются на
обратной стороне карты. В ходе обсуждения в группе карта может быть
дополнена новой проблемой;
- представление каждой группой результатов своей работы
педагогическому совету; члены других групп могут при этом задавать
уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, дополнять и т. п.
В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой
из задач. Проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы
по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей
развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить,
сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их
выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает
различные оценки групп. Это указывает на необходимость более
пристального ее рассмотрения и изучения.
Результаты анализа проблем могут использоваться:
- администрацией для стратегического планирования,
разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы
структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по
разработке или исследованию проблемы, организации эксперимента;
- заведующими кафедрами для планирования работы;
- учителями для выбора темы самообразования и др.
КАРТА ПРОБЛЕМ,
составленная при промежуточном анализе реализации Программы развития образовательного учреждения
Приложение
Качество образовательных услуг
|
Уровень удовлетворенности учителей условиями работы в лицее выше, чем уровень удовлетворенности обучающихся условиями учебы
|
Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования от 9-го класса к 11-му снижается
|
У большинства обучающихся лицея есть любимые
учителя и предметы, но уровень удовлетворенности отношениями в системе
"учитель – ученик" низкий
|
Уровень удовлетворенности качеством обучения в лицее у обучающихся 9-х и 11-х классов ниже, чем у их родителей
|
Уровень удовлетворенности обучающихся качеством обучения высокий, а качеством подготовки к жизни значительно ниже
|
Творческая деятельность педагогов
|
Увеличивается число педагогов, участвующих в
конкурсах, конференциях, семинарах, однако представленный опыт не
становится точкой отсчета в их инновационной, экспериментальной
деятельности
|
Администрация лицея стремится привлечь к
творческой работе как можно большее количество педагогов (семинары,
педсоветы и т. д.), а сами педагоги инициативы и "энтузиазма" не
проявляют
|
В методической работе большое значение придается
деятельности кафедр, однако сами кафедры не стали центрами новых
интересных инициатив
|
Администрация лицея предлагает учителям новые
темы, идеи для работы, однако учителя уклоняются от участия в процессе
принятия решений, разработках программ
|
Уровень квалификации педагогов лицея высокий, а качество знаний обучающихся низкое
|
Внедрение современных технологий в учебный процесс
|
Педагогам обозначена задача учета индивидуальных особенностей обучающихся, а на деле преобладают фронтальные формы работы
|
Учителя стремятся построить урок по принципу его
значимости для ребенка, а обучающиеся слабо представляют, как
практически применить получаемые знания
|
Информированность учителей о современных педагогических технологиях, новшествах растет, а их освоение на практике не происходит
|
Обеспеченность лицея компьютерной техникой высокая, а эффективность использования – низкая
|
Уровень владения обучающимися
информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) по многим позициям
высокий, а уровень владения ИКТ учителями – низкий
|
Организация учебного процесса
|
Изучаемые темы многих предметов перекликаются, а интегрированные уроки практически отсутствуют
|
Современные стандарты образования ориентированы
на формирование компетенций, а учебные программы – на формирование
знаний и умений
|
Статус инновационного заведения требует
разработки и утверждения программ спецкурсов на уровне ИПКРО, а
требования к уровню квалификации учителей I и высшей категории этого не
предусматривают
|
Статус физико-математического лицея подразумевает
широкие связи с профильными вузами, однако на деле такие связи у лицея
практически отсутствуют
|
Задача лицея – отбирать детей, ориентированных на
точные дисциплины, а фактически лицей принимает детей, чьи родители
заинтересованы в благополучном учебном заведении
|
Внеурочная работа
|
Научное общество учащихся (НОУ) организовано, но не является центром детского научного творчества в лицее
|
Существуют органы детского самоуправления, но
фактически участие детей во многих делах происходит "с разрешения", "с
позволения" учителей, администрации
|
В лицей поступают благополучные дети, а микроклимат в классах бывает очень сложный
|
Внеурочная занятость обучающихся в лицее высокая, однако она нацелена на предметное и околопредметное содержание
|
Администрацией лицея, медицинским персоналом
ведется большая работа по сохранению здоровья обучающихся, а уровень
здоровья детей тревожный, уровень удовлетворенности родителей по данному
направлению низкий
|
Воспитательная работа
|
В лицее проводится много разнообразных
воспитательных мероприятий для обучающихся, а система воспитательной
работы не сформирована
|
Учитель и классный воспитатель решают общую
задачу – развитие личности обучающегося, а их взаимодействие ограничено
только вопросами успеваемости
|
Классные воспитатели проводят много мероприятий с
обучающимися, с родителями, а их работа оценивается реже, чем работа
учителей-предметников
|
У классных воспитателей наработан определенный
методический опыт, который они готовы представить коллективу, однако
большинство методических мероприятий ориентированы на учителей
|
Родители предъявляют высокие требования к
качеству обучения и воспитания в лицее, к внеурочной занятости, а сами
уклоняются от участия в мероприятиях
|
Пример заданий группам учителей для работы с картой проблем:
выберите проблемы:
- успешно решенные в лицее (1-я группа);
- решение которых невозможно в настоящее время (2-я группа);
- актуальные для коллектива лицея (3-я группа);
- не актуальные для коллектива лицея (4-я группа);
- к решению которых коллектив подготовлен (5-я группа);
- к решению которых коллектив не подготовлен (6-я группа);
- решение которых вне компетенций коллектива лицея (7-я группа).
|