На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.
Урок - главная составная часть учебного процесса.
Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере
сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или
иной учебной дисциплине во многом определяется
❧ уровнем проведения урока;
❧ содержательной частью;
❧ методической наполненностью;
❧ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы
преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его
своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и
развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических
качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и
политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства,
устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план
изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие
выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные
признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на
практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно,
творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение
пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать
результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в
своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для
достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
✓ Урок изучения нового материала;
✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
✓ Урок формирования умений и навыков;
✓ Урок повторения;
✓ Урок проверки знаний;
✓ Урок применения знаний, умений и навыков;
✓ Повторительно-обобщающий урок;
✓ Комбинированный урок.
4. Уточнение вида урока.
✓ Урок- лекция;
✓ Урок-беседа;
✓ Кино-урок;
✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
✓ Урок лабораторных работ;
✓ Урок практических работ;
✓ Урок - экскурсия;
✓ Урок - семинар;
✓ Дидактическая игра;
✓ Анализ ситуаций;
✓ Устный опрос;
✓ Письменный опрос;
✓ Контрольная работа;
✓ Зачет.
5. Выбор методов и приёмов обучения.
К таким методам относятся:
1. Метод монологического изложения (монологический метод);
2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);
3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);
4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
6. Метод программированных заданий (программированный метод).
6. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом
теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли
обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография
(первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного
материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее
простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
✓ Узнавание нового материала;
✓ Воспроизведение;
✓ Применение знаний в знакомой ситуации;
✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;
✓ Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;
✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических
средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый
материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,
изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить,
когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,
красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:
✓ Что контролировать;
✓ Как контролировать;
✓ Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем
легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам
подлинный интерес преподавателя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.
7. Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
✓ формирование новых понятий и способов действий;
✓ формирование умений и навыков;
✓ домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована
работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов
деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока
сохранились. Основные этапы современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятия перед студентами.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения
информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по
образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов
деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее
усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от
учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький
отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом
входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической
подструктуры.
12. Подведение итогов урока.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму
организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не
пассивное восприятие нового.
Вывод: При подготовке к уроку надо постараться
сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на
уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость,
формировало их творческое сознание?
После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока |