"Все – и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Семья –
это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие
привязанности: любовь и дружба, школа доброты, честности, долга и
многообразная система отношений с родителями, с братьями и сестрами, с
родными и знакомыми.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждение, характер и
идеалы – основа всех этих социально-психологических параметров личности
закладываются в семье.
Необходимость поддержки семьи определяется нарастанием негативных
тенденций: это проявляется в снижении рождаемости и уменьшении
количества детей. Демографическая ситуация как в стране, так и в нашем городе остается сложной.
Педагогическая поддержка
Термин "педагогическая поддержка"в современной педагогике используется
широко и многогранно. Поддерживать – это, "придержав, не дать упасть»;
«оказать кому-нибудь помощь, содействие"; "выразив согласие, одобрив,
выступить в защиту кого - чего-нибудь"; "не дать прекратиться,
нарушиться чему-нибудь".
Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества,
которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей.
Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых
мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам,
склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и
поддержку.
Семейное воспитание – это система воздействий на ребёнка, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
В данном контексте под педагогической поддержкой семейного воспитания понимается система педагогической деятельности,
раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающая помощь семье
в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.
Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья - образовательное учреждение".
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы
стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи,
педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.
Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема, требующая
решения и социальная реальность, ждущая помощи.
Семьи, нуждающиеся в педагогической поддержке
В корректировке воспитательного воздействия специалистом – педагогом
(психологом, психоневрологом, психиатром, сексологом, сексопатологом и
т.д.) нуждаются не только так называемые "неблагополучные” семьи, но и
множество самых обычных, внешне благополучных семей. Мы выделяем самые
разные варианты намечающегося неблагополучия.
однодетная
может сформировать и "балованное дитя" с безудержно
растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их
удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого
человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе,
неудачливого; и "узурпированного” родительской любовью, желающего как
можно быстрее вырваться из этой гиперопеки.
Семья с низким материальным обеспечением, находящаяся за
чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата,
алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи и др.), может
породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении
материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей);
эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в
торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности трудовую
деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую
духовно, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и
систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда и
стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей
в семью доход;
Семья
неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.
Семьи
со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и окружающими.
Семьи с
нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между
членами семьи. А Моруа писал: "Отношения между родителями и детьми так
же трудны и столь де драматичны, как отношения между любящими”. Причем
конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по
мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем
подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход
из-под благотворного влияния семьи и школы.
Семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей,
которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в
неформальных объединениях молодежи (различных: социально-полезных и
асоциальных). За последние два – три года зафиксированы и случаи детской
беспризорности; к сожалению, из-за экономических, социально -
политических и моральных условий имеет место нарастание этих явлений.
Семьи с жестоким обращением
с детьми, имеющим место по разным
причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального
положения, безработицы; отклонения в психике; высшая степень
недовольства своими детьми; деспотизм отца или отчима из-за
невыполненных завышенных требований к ним; усталость и депрессия
родителей…
Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их
неуживчивость со сверстниками и педагогами: "Не злите детей: кто хочет
бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет" (П.Буаст).
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не
занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия
существования. Такая ситуация нейтральной в нравственном развитии быть
не может. Это замечено многими знатоками воспитания детей: "Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества" (В.А. Сухомлинский); "Тот, кто не прививает своему сыну
ничего полезного, кормит вора" (Т. Фуллер).
Пути взаимодействия с семьёй
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных социальных
институтов, влияющих на социализацию человека, является семья. Практика
показывает, что сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования
становится все более актуальным и востребованным. Учреждения
дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – есть
свободный выбор деятельности, возможность для каждого ребёнка
реализоваться в разнообразном творчестве, возможность получить более
высокий личностный статус. Именно здесь создаются условия для
максимальной социальной адаптации. Воспитание во внешкольных условиях
– это не только непосредственное воздействие на личность ребёнка, но и
опосредованное – путём нравственного совершенствования окружающей среды.
На результативность воспитательной работы с детьми и подростками
непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих и особенно
близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного,
культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему
положительных общественных отношений, создание возможностей для
воспитания детей на конкретных примерах, традициях народа,
целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание благоприятной
моральной атмосферы в семье, обеспечение единства воспитательных
требований в школе, семье и учреждениях дополнительного образования –
всё это оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на
идейно-нравственное развитие личности.
Вся деятельность направлена не только на работу с ребёнком или с родителями, а
со всей семьёй в целом, способствуя соединению, взаимодействию детей и их родителей.
Важнейшими принципами
этой работы являются:
- принцип гуманизации образовательного пространства через
установление педагогического взаимодействия между педагогами,
воспитанниками и членами их семей как важнейшее условия полноценного
развития личности ребенка;
- принципы целенаправленности и системности, которые реализуются
через педагогически обоснованную и целесообразную систему взаимодействий
между всеми участниками педагогического процесса – педагогами,
воспитанниками и их родителями;
- принцип дифференцированного подхода, который позволяет
выстраивать взаимоотношения с учетом специфики отдельных семей (проблемы
и особенности семейного воспитания, возраст детей, система ценностей,
состав семьи и т.д.)
- принцип комплексности, который реализуется через многообразие
образовательных направлений и форм взаимодействия педагогов с семьями
воспитанников, через сочетание индивидуальной, групповой и массовой
работы по укреплению семьи и утверждению её нравственных ценностей.
В организации работы с семьей были поставлены следующие целевые установки:
- активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям и
- создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
- использование возможностей дополнительного образования детей:
- в формировании гражданского самосознания;
- включение семьи в педагогический процесс СЮТ;создание условий
для равноправного, свободного сотрудничества всех участников;
педагогического процесса
- расширение сферы участия родителей в управлении СЮТ;
- пропаганда семейных ценностей, воспитание патриотизма и гражданственности;
- оказание семье психолого-педагогической помощи.
Основные компоненты системы работы с семьей включают в себя:
- маркетинговые исследования:изучение потребностей семьи в
образовательных услугах, изучение потребностей детей в направлениях
деятельности
- организационно-педагогическая деятельность: планированию и
организации работы с семьей, проведение "круглых столов", семинаров по
проблемам семейного воспитания по организации работы с семьей, обзоры и
выставки литературы по семейному воспитанию. массовые мероприятия с
участием родителей: дни открытых дверей, традиционные дела и календарные
праздники, семейные творческие конкурсы, спортивные праздники, дни
именинника и т.д.
- психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский
всеобуч, семинары – практикумы, индивидуальные семейные консультации,
проведение родительских собраний проведение открытых занятий и
мероприятий для родителей, совместные занятия родителей и детей в студии
"Развивающие игры", использование информационно-иллюстративного
стендового материала.
Основными формами работы
с родителями являются:
индивидуальные формы (консультации для родителей, беседы с родителям и т.д..)
групповые формы (групповые тренинги для родителей, семейный клуб и т.д.)
Вся работа ориентирована:
- - на семьи, которые озабочены развитием, обучением и воспитанием
детей. Мотивация этих семей – «изменить моего ребёнка». В работе с
такими семьями используются различные способы непосредственного
включения родителей в процесс образования и воспитания детей;
-
- -на семьи, где родители ведут себя довольно отстранённо. Дети из
таких семей самостоятельно приходят записываться в кружки, родители
даже не знают об успехах детей.
Воспитание родителей
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым
понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей
собственных детей, родительских функций. В содержание этого термина
вкладывается разный смысл. С точки зрения общества, быть родителем –
значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребёнка,
заботится о его здоровье, благополучии и счастье. С точки зрения
педагогики, в это понятие должны быть включены и взаимоотношения с
детьми, и их воспитание, направленное на развитие личности ребёнка. С
нашей точки зрения, "воспитание родителей" включает комплекс мер,
которые помогают им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше
заботится о благополучии ребёнка, развивать его личность в
интеллектуальном, социальном, этическом, эстетическом плане.
Воспитание родителей – это работа с взрослыми людьми, поэтому мало иметь в этой области знаний, надо уметь методически правильно их преподнести.
В поисках верного пути было проведено исследование, позволяющее:
- выяснить, в какой степени родители детей, посещающих СЮТ, осведомлены о его деятельности;
- какова степень удовлетворённости родителей деятельностью СЮТ;
- какие формы работы педагога с родителями предпочитаемы родителями.
Для проведения исследования было проведено анкетирование, в
котором Приняло участие 49 родителей, чьи дети посещают СЮТ первый и
второй год обучения. Только 8 человек имеют полную информацию о
деятельности СЮТ. Наиболее востребованными формами взаимодействия
педагога с родителями по значимости отмечены следующие:
- присутствие на занятиях кружка;
- посещение на открытых занятиях;
- участие в различных мероприятиях;
- индивидуальные беседы
- родительские собрания.
На основании данных исследований была разработана подпрограмма "Семья и
СЮТ", входящая в программу воспитания "Праздник творчества".
Подпрограмма "Семья и СЮТ"
Педагогическая поддержка и оказание действенной помощи семье разделена на 4 блока.
1.Клуб общения "Семейные встречи"
Основной целью работы клуба - это создание психолого–педагогических
условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление
партнёрских отношений между ними, то есть участникам предоставляется
возможность учиться, получать новый опыт общения, заниматься интересным
делом.
Деятельность клуба строится по следующим направлениям:
а. Работа с родителями.
Задачей является повышение педагогической культуры участников, обмен
опытом. У родителей появляется возможность развития навыков анализа
своих действий, раскрытия в себе определённых качеств и способностей.
Опыт работы показал, что наиболее востребованы практические формы:
мастер-классы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы и
консультации, тренинги.
Идея создания
мастер-классов родилась в результате наблюдения за
родителями, посещающими занятия. Провели исследовательскую работу и
выяснили, что родители отдают предпочтение самореализоваться в области
декоративно-прикладного искусства. Данная форма работы позволяет помочь
родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое
самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.
б. Работа с детьми
Задачей является
создание условий для развивающего познавательного досуга.
Дети получают при этом опыт самопознания и творческого самовыражения,
освоение конструктивных форм взаимодействия со сверстниками. Всё это
внедряется через различные формы: игровые занятия, сюжетно-ролевые игры,
театрализацию.
в. Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Задачи этой деятельности:
создание доверительной атмосферы на занятия в клубе и развитие ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребёнка.
Формы работы:
совместные игровые занятия; коллективное творческое дело; элементы психологического тренинга; творческие мастерские.
К работе творческих мастерских
привлекаются педагоги разных направлений,
которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под
основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается
создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как
результат – радость совместного труда.
Структура встреч клуба
содержит одно, два, три направления работы в сочетании с разнообразными её формами.
Работа клуба организовалась поэтапно:
- 1 этап - определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование.
- 2 этап - составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий.
- 3 этап - непосредственная работа клуба "Семейные встречи"
В течение года проходит 2-4 встречи. Тематика подбирается с учетом
запроса родителей. Занятия проводятся в соответствии с перспективным
планом. Время проведения — 1-1,5 час. Встречи построены на
заинтересованности детей и взрослых. Для продуктивной работы вовлекаются
педагоги разных направлений деятельности.
Перспективный план по работе с семьёй клуба общения "Семейные встречи".
В
результате работы клуба уже после первой встречи установились более
тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность
делиться друг с другом проблемами в области воспитания и развития
ребенка, совместно решать их.
Участие родителей помогает повысить уверенность в своей родительской
компетентности, увидеть мир с позиции ребёнка, учитывая его сильные и
слабые стороны, о чём свидетельствует опрос родителей. Наблюдения
показали, что участие детей во встречах клуба помогают расширить
возможности творческого воплощения своих идей и фантазий, способствуют
сплочению детского коллектива. Таким образом, новая форма взаимодействия
была принята родителями. Тематика встреч меняется по запросам родителей.
2."Для Вас, родители!"
В статье 18 Закона "Об образовании” говорится: "Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ”.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений,
а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не
имеют специальных знаний в сфере воспитания детей и часто испытывают
трудности.
Пропаганда педагогических знаний среди родителей – это один из
важнейших элементов механизма достижения взаимодействия между
образовательными учреждениями и семьей, повышения воспитательного
потенциала семьи. В этой связи психолого-педагогическое просвещение
родителей проводится с помощью информационно-иллюстративных стендов.
Использование этой формы работы необходимо. По результатам анкет, был
сделан вывод о недостаточной осведомлённости о деятельности СЮТ.
Таким образом, с помощью информационно-иллюстративного стенда "Для Вас, родители!" решается ряд задач:
- -информирование о жизнедеятельности СЮТ;
- - удовлетворяет потребности родителей в специальных знаниях,
помогающих формированию благоприятной для воспитания
оптимально-комфортной семейной микросреды;
- - содействует повышению образовательно-культурного уровня и педагогической культуры родителей.
Информационно-иллюстративный стенд
"Для Вас родители!" включает в себя несколько разделов:
1/ Внимание конкурс!
Этот раздел помогает информировать родителей о содержании, условиях,
критериях конкурсов, в которых они могут принять участие вместе со
своими детьми. Материалы этого раздела сменяются по мере проведения
конкурсов.
2/ Поздравляем!
Информирует об успехах детей и родителей. Здесь помещаются поздравления
по календарным датам, победам в конкурсах и соревнованиях. Сменяемость
материала по мере необходимости.
3/ Советы и рекомендации.
Он несёт необходимую психолого–педагогическую информацию. Родители
могут найти ответы на волнующие вопросы: "Создание благоприятной
семейной атмосферы"; "Как преодолеть страхи детей"; "Что родителям
делать нельзя", "Как любить своего ребёнка", "Что делать с детской
агрессивностью" др. Самостоятельно проверить себя, в правильности
воспитания своего ребёнка можно с помощью различных тестов например,
"Стратегия семейного воспитания" ; анкет (например, "Умеете ли вы любить
своего ребёнка?", "Анкета для родителей" ). Получить различные памятки
по воспитанию детей, например, "22 твёрдых обещания", "Рекомендации
родителям по организации дня ребёнка в семье"
4/ Это интересно
Этот раздел пропагандирует оригинальный опыт народной педагогики,
накопленный на протяжении многовекового развития народов нашей страны, и
несёт информацию о традиционных формах семейного уклада:
- - жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи;
- - ответственном отношению к воспитанию младенцев и уходу за престарелыми членами семьи;
- - использование устного и изобразительного народного творчества,
фольклорных игр, совместного изготовления игрушек, предметов быта.
А так же о формах семейного уклада народов мира. Здесь же освещается лучший опыт семейного воспитания.
Материал в этом разделе оформляется 1 раз в месяц.
5/ Ура, каникулы!
Информирует о досуговых мероприятиях во время каникул.
6/ "Всем обо всём"
Это самостоятельный раздел, состоящий из фотоматериалов о жизни СЮТ. Он
пользуется у родителей самой большой популярностью. Материал
оформляется после проведения мероприятий для детей и взрослых.
3. "Содружество"
Работа этого блока направлена на объединение родителей и детей в едином пространстве и
решаются следующие задачи:
- -формирование общечеловеческих ценностей,
- - повышение культуры подрастающего поколения,
- - расширение сферы участия родителей в управлении СЮТ. Создание родительского совета.
Родители становятся участниками различных конкурсов: "Сувенир",
"Новогодний серпантин", "Лоскутные узоры", "Цветные фантазии", "В
мастерской у Деда Мороза" и др. Тесное сотрудничество проявляется в
помощи и активном участии в различных формах досуга.
Тематика их разнообразна: "Новый год приходит в дом", "Мой дом –
моя крепость" (к дню семьи), "Семейный очаг" (к дню матери), "В кругу
друзей" , "Семья вместе и душа на месте" и др.
4. "Партнёрство"
Работа блока направлена на развитие и укрепление партнёрских отношений, включая другие учреждения в педагогический процесс СЮТ.
Решаются следующие задачи
- - создание условий для равноправного, свободного сотрудничества всех участников педагогического процесса,
- - создание атмосферы взаимоподдержки и взаимопонимания.
Наши партнёры: МОУ СОШ, МДОУ, детская библиотека им. А.С. Пушкина, библиотека им. В.Маяковского, детская поликлиника. Совместные мероприятия: экскурсии, выставки, мастер – классы расширяют возможности целенаправленного воздействия на семью, способствуя соединению и взаимодействию детей и их родителей.
Таким образом, эффективно сотрудничать с семьей ребенка возможно
путем использования различных форм сотрудничества, по запросу родителей и
предоставления семье новых форм взаимодействия.
Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различны свои функции, она
тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое
сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру,
переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт,
поддерживает всю систему общества в определённой
стабильности. Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по
самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье.
Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется.
Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как
самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно
разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и
должен осуществлять каждый педагог в рамках своей деятельности.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества.
|