Все учителя сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Мы
предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение
учеников будет им соответствовать. Но взаимодействие учителей и учеников
- это "улица со встречным движением", и часто отношение ученика к
учителю выражается в форме конфликтного, проблемного поведения.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, необходимо:
распознать истинный мотив поступка;
в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к
постепенному снижению в будущем числа подобных проступков у этого
ученика.
Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом и учениками.
Мотивы проблемного поведения
Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя неправильно, но он
может не осознавать мотивы своего поведения. У каждого ребенка за
проступком стоит уникальная комбинация причин и целей.
Каковы бы ни были мотивы плохих поступков, педагоги должны
взаимодействовать с учащимися. Если педагоги научатся распознавать цель
нарушения поведения, они смогут конструктивно строить отношения с
учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный.
Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого
поведения. Педагогическое вмешательство - это создание неких условий, в
которых дети могут принять или не принять решение изменить поведение.
Выбор ученика зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним
педагог скрытые цели его "плохого" поведения. Любой учитель может помочь
ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.
Педагогу предлагается практический инструмент индивидуального подхода к
данной проблеме - школьный план действий (далее - ШПД). Это план
изменения поведения ребенка через эффективное взаимодействие с ним.
Составляя ШПД, учитель разрабатывает стратегию и тактику, как
полководец. Конечно, это требует времени и анализа ситуации, но затраты
оправданны. Меняются ваши установки, снимается тревога: раньше вы ждали
только подвоха от проблемного ученика, теперь вы настроены на ожидание
успеха.
Составляющие школьного плана действий:
понимание мотива "плохого" поведения;
выбор методов для прекращения выходки;
разработка дальнейшей тактики поддержки ученика;
включение родителей и педагогов в решение проблемы.
При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.
Шаг 1. Объективность описания проблемного поведения
Всем педагогам при описании проступка ученика не хватает объективности.
Что именно делает ученик, нарушая дисциплину, должно быть кратко
сформулировано для себя, без субъективных добавлений, украшений, т. е.
«без эмоций». Вот примеры неправильных описаний, демонстрирующие
различные предубеждения, установки:
Петя просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать!
Наташа такая рассеянная, несобранная. Это просто ужас!
Миша такой инфантильный. Как он будет дальше учиться?!
Андрей совершенно неуправляемый. Он сведет меня с ума!
Описания, в которых фигурируют слова «неуправляемый, невозможный,
инфантильный, невнимательный», - это оценки обиженных учителей,
характеризующих не поступки учеников, а свои неудавшиеся попытки
изменить поведение этих детей.
Но почему же один и тот же ученик может вести себя по-разному у разных учителей?
Шаг 2. Понимание мотива плохого поведения
Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют, как настоящие артисты,
они нуждаются в аудитории. Очень часто причиной "плохого" поведения
учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Причем есть дети,
которым необходимо очень много внимания, они либо "заводят" весь класс,
либо являются пассивными нарушителями поведения - например, все делают
очень медленно, также требуя к себе внимания. Причем исправлять
"пассивных" даже труднее, чем "активных", т. к. дисциплину они формально
не нарушают.
Потребность во внимании - базовая психологическая потребность, как еда и
питье. Но если детей учат просить пить и есть, то внимания они просить
не умеют. А чем меньше внимания дома - тем больше вероятность поведения,
направленного на привлечение его в школе. Такие дети не знают, как
общаться в позитивной манере. Педагогу необходимо по возможности уделять
внимание этим ученикам.
Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или
чем-то, становится все более распространенным. Властолюбивые ученики
постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. Они могут применять
разные тактики: делать все назло, сдавать позже всех работы или не
сдавать их вообще, бормотать ругательства, демонстративно жевать... Они,
как правило, "работают на зрителя": провоцируют вас перед классом, и вы
чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах
всего класса будете неудачником. Это вызывает напряжение и тревогу.
Есть и пассивная форма властолюбивого поведения: дети улыбаются,
говорят слова, которые мы желаем услышать, а делают только то, что хотят
сами. Причем они могут оправдывать себя наследственностью, физическим
состоянием, плохим вниманием или памятью, ослабленным здоровьем. Они не
представляют отчетливо подчинение правилам и авторитетам.
Учитель должен быть готов грамотно и профессионально отреагировать на
выходки властолюбца и научить ученика различать истинную личностную силу
и властолюбие. Если педагог сможет это делать - атмосфера в классе
будет способствовать росту личностной силы и свободы. Тем более что
часто именно властолюбивые ученики - интересные, незаурядные личности,
которые обладают лидерскими способностями, независимым мышлением. Они
хотят сами думать, принимать решения и контролировать свою жизнь, что
уже является отличной предпосылкой для формирования активной личности в
будущем. Сложность заключается в том, что эти предпосылки они пытаются
перенести на отношения с другими людьми, манипулируя ими.
Объективное описание проблемного поведения:
точное указание того, что ученик делает, нарушая поведение;
фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает;
определение того, как часто он поступает именно таким образом.
Дети, которым нужно внимание или власть, могут быть вполне
обаятельными. Ученики, выходки которых продиктованы местью, обычно
симпатичными не кажутся. Они выглядят злыми, угрюмыми, агрессивными.
Такое поведение - следствие обид, полученных ребенком. А поскольку
учитель каждый день рядом - он отличная мишень для мести за боль, обиду,
нанесенную другими. Эти дети ломают мебель, рвут книги, хамят,
нецензурно ругаются, бьют и унижают других обучающихся, постоянно
опаздывают. Они хотят всячески вывести педагога из себя. В особо тяжелых
случаях выходки, придуманные для мести, губят самих детей - это
алкоголь, наркотики, ранние половые связи, правонарушения (активные
формы мести).
Но есть и пассивная мстительность - отчужденное избегание (замкнутость,
угрюмость, равнодушие). Вы стараетесь, вы хотите помочь ребенку, но не
получаете взамен ничего, чувствуете вину и неспособность что-то сделать.
Мотивы плохого поведения:
привлечение внимания;
утверждение своей власти;
желание отомстить за обиды;
избегание неудачи.
Обижая других людей, такие дети как бы защищают самих себя от обид.
Если душевная боль замкнутых и угрюмых пассивных мстителей длится очень
долго, она приводит к хронической депрессии и даже к суициду.
Ученики, строящие свое поведение по принципу избегания неудачи, не
задевают нас и не вносят хаос в деятельность класса. Но часто они, боясь
неудачи, просто не делают ничего, надеясь, что учитель их не заметит.
Оправдывая себя, они говорят: "Я смог бы, если бы захотел приложить
усилия, но я не хочу". Скрывая свою несостоятельность, они вдруг на
контрольных заболевают, или у них появляется веская причина уйти с
урока. Причем это не столько симуляция, сколько бессознательная защита, в
которую они верят сами. Учитель сам часто не может понять, где учащийся
искренний, а где нет. Именно эти дети должны слышать от учителя как
можно чаще слова: "Ты можешь!", "У тебя получится!". Когда они ощущают
постоянную поддержку, их самоуважение растет, а потребность в защитном
поведении уменьшается.
Изменение установок и реакций учителя:
применение основных правил партнерских отношений с учеником;
выбор техники педагогического вмешательства.
Шаг 3. Изменение установок и реакций самого учителя
Рассмотрев особенности учеников, мы должны коснуться и личности самого
учителя, изменения его установок и реакций для достижения желаемых
партнерских отношений с учениками.
Правила партнерских отношений с учеником
Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поведении
ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их
поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас"
лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или
будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто
неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным.
Контекст: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас прекращено, но я
нормально отношусь к тебе как к человеку". Ваша вера в детей - самый
мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.
Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда
нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни
действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции
ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш
гнев - то, чего добивается ученик!
Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры
«поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного
взаимодействия.
Правило 3. Не усиливайте напряженность ситуации. Недопустимо:
излишнее повышение голоса;
использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";
сарказм;
переход на личности;
втягивание в конфликт других людей;
чтение на уроке морали;
критика внешнего вида;
передразнивание учеников и т. д.
Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на
короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся.
Правило 4. Обсуждайте проступок ученика не сразу, а в тот
момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать
действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и
поговорите о нарушении правил поведения.
Правило 5. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Ученики
часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы
делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с
ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом,
ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на
конфронтацию.
Правило 6. Не показывайте ученикам агрессивную модель
поведения (угрозы, крик, обвинения), они воспримут это как "разрешение"
тоже вести себя агрессивно. Чаще всего это случается с мстительными
учениками.
Меры педагогического воздействия при проблемном поведении
Если ребенок требует внимания, можно использовать следующие приемы:
1. Минимизируйте внимание:
часто лучший способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него реагировать;
установите зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика -
он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает
"хватит";
встаньте рядом, без взглядов и слов. Дети понимают, что они
делают что-то не так, и быстро прекращают выходку, если вы подходите к
ним;
вставляйте в контекст урока имя ребенка, который пытается нарушить поведение. Он поймет, что нужно успокоиться;
делайте письменные замечания. Просто положите записку с
содержанием "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь".
Посмотрите на реакцию ребенка;
формулируйте "Я-высказывание". Иногда хочется крикнуть: "Прекрати
немедленно!". Психологи советуют использовать "Я-высказывание": "Лена,
когда ты разговариваешь с Таней во время моего объяснения, я теряю мысль
и сбиваюсь, перестань, пожалуйста, это делать!".
2. Используйте разрешающее поведение (запретный плод всегда сладок):
доведите до абсурда демонстративную выходку (не хотят сидеть,
пусть стоят, говорят плохие слова в вашем присутствии, например, в
течение получаса);
используйте "разрешающую" квоту. Прием состоит в том, что
какое-то нарушение поведения разрешается, но только в том объеме,
который обсужден заранее. Также оговорено, что этот объем будет
уменьшаться. Техника "разрешенной квоты" работает только когда ученику
нужно внимание. Особые отношения между учителем и учеником помогают
получить ему внимание и не чувствовать себя ненужным.
3. Поступайте неожиданно (прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно):
• используйте юмор (смех как разрядка);
• начните говорить тихим голосом. На вопрос: "Что вам больше
всего не нравится в школе?" большинство учеников отвечают: "Учителя,
которые орут!". Когда учителя говорят спокойно, ученики тоже говорят
спокойно;
• временно прекратите вести урок: "Дайте мне знать, когда будете
готовы продолжить урок". Ненавязчивое давление педагога вскоре
подействует.
4. Отвлекайте учеников:
задавайте прямые вопросы: "Что ты думаешь по этому вопросу?", "А у
тебя какое мнение?" Такие вопросы отвлекают от "плохого" поведения;
попросите об одолжении (собрать тетради, принести мел, взять журнал и т. д.);
измените деятельность учеников (дайте определенное задание).
5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения:
благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
хвалите их.
6. Пересаживайте учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются.
Если ребенок использует мстительное и властное поведение, можно практиковать следующие приемы:
1. Ищите изящный уход. Это дипломатический ход, позволяющий всем участникам конфликта "сохранить лицо" и избежать скандала.
2. Признайте силу ученика. Помните: "каждому действию есть равное по
величине и противоположно направленное противодействие". Иными словами,
чем больше давление - тем больше сопротивление учеников. "Я поняла, что
ты не будешь выполнять задание". В такой фразе нет ни команд, ни
наставлений. Ученику нечего возразить, урок можно продолжать, и,
вероятнее всего, ребенок присоединится ко всем ученикам.
3. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается.
Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены.
Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и
теряет интерес к конфронтации.
4. Перенесите обсуждение вопроса на потом. "У меня нет желания
обсуждать эту тему прямо сейчас", "Возможно, ты прав. Давай поговорим об
этом потом".
5. Назначайте специальное время для обсуждения вопроса. "Я согласна с
тобой это обсудить. Тебе подходит время после 6 урока?" И спокойно
продолжайте урок.
6. Озадачивайте учеников. "Может, ты и права... Но сейчас мы продолжим
урок", "Я обязательно подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме..."
Словесные выходки детей больно задевают, и если вы не знаете, как их
отразить, меняйте тему, снимайте напряжение, разряжайте обстановку и
озадачивайте учеников.
7. Используйте технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что
нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно:
в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);
Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится
-сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я
догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед
дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи.
8. Установление санкций. Нарушения поведения имеют последствия. Мы
можем установить определенные санкции для каждого конкретного нарушения
поведения. "Когда ты делаешь это... то потом... (конкретное
последствие)".
Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были
применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны
проступку и связаны логически с нарушением (сломал - почини, намусорил -
убери, испачкал - вымой, оскорбил - извинись). Мы применяем санкции не
для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы
научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Соразмерность
санкций будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести
ученика.
Санкции и наказания похожи, но наказание часто несправедливо, потому
что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны, они
провоцируют ненависть, делают идею сотрудничества и партнерства
невозможной.
Какие могут быть санкции:
лишение ученика определенного свободного времени (на перемене, после урока);
лишение права пользоваться учебником, спортивным снаряжением, техникой и пр.;
лишение права доступа в определенные помещения школы;
возмещение убытков;
встреча с администрацией;
встреча с родителями.
Меры педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудач, могут быть такими:
изменение методов объяснения учебного материала. Еще М.
Монтессори определила, что для детей, не усваивающих абстрактный
материал, необходимо делать его привлекательным, понятным, повторным.
Для них следует готовить специальные задания, использовать работу в
парах (ученическое репетиторство);
создание ситуации успеха ("Ты сможешь, у тебя получится!");
формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;
формирование веры в успех, внимание к любым улучшениям, раскрытие сильных сторон ребенка;
индивидуальная помощь ученикам.
Шаг 4. Стратегия поддержки учеников
1. Принятие. Мы должны принимать ребенка невзирая на все его глупости,
недостатки, проступки. Это помогает детям сохранить достаточное
самоуважение и изменить поведение на более приемлемое.
2. Внимание. Чем больше позитивного внимания (приветствия, знаки
внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби) учитель
уделяет в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного
потребуют у него на уроке нарушители поведения.
3. Уважение. Признание очень нужно человеку. Покажите ученикам, что вы
их уважаете, что их дела очень полезны для школы или класса. Правильная
похвала касается продукта, поведения, а не субъекта. Тогда дело будет
продолжаться, а ученик не зазнается.
4. Одобрение. Говорите ученикам, как вам нравятся их положительные
черты характера или попытки что-то делать, их увлечения, достижения.
Когда положительные черты учеников признаются педагогами, дети начинают
хорошо относиться не только к себе, но и к ним.
5. Теплые чувства. Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую
эмоциональную атмосферу, которую впоследствии выпускники будут с
радостью вспоминать.
Доброжелательные реакции, как правило, умножаются в геометрической
прогрессии. Добрые отношения с учениками - лучшее средство в
установлении дисциплины в классе.
Шаг 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ШПД
Работа учителя будет во много раз эффективнее, если мы сможем привлечь к ней родителей учеников.
Когда родители и учителя объединяют усилия, ставят общие цели и
используют партнерские стратегии, результат появляется гораздо быстрее.
Не секрет, что "трудные" дети живут в семьях "трудных" родителей.
Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания не позволяет
достичь хороших результатов в учебе. Поэтому можно сказать, что
изменение стиля родительского отношения -это поворотный пункт в
успеваемости и поведении ребенка.
Чтобы наладить взаимоотношения с родителями "проблемных" детей, необходимо придерживаться нескольких правил.
Правила взаимоотношений с родителями
Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в
объективных терминах (конкретно), а не просто "Ваш Миша... мешает всем
учителям".
Не обрушивайте на голову родителей сразу все проступки, назовите
2-3, иначе родители либо опускают руки, либо бьют ребенка от бессилия
или злобы.
Не надо запугивать родителей. Достаточно просто проанализировать
данную ситуацию ("двойка", ссора с кем-то, невыполнение домашнего
задания, нарушение дисциплины.) Не надо говорить о том, что может
произойти, а может и не произойти.
А вот позитивные предсказания полезны. Сделайте акцент на
положительных качествах ученика, его малейшем успехе в чем-то и выразите
свою уверенность в будущем успехе при условии помощи родителей своему
ребенку.
Помните, что родители - обычные люди. Не надо обижаться на них
из-за их неумения или невнимания. Часто то, что вы от них требуете, -
проблема учителей, а не родителей (например, изменение отношения
конкретного ребенка к конкретному предмету, грубость в общении с
определенными учителями или учениками).
Приглашайте к сотрудничеству не только родителей, но и самих
учеников, как бы возлагая на них часть ответственности за успех общего
дела. Иногда открытия учеников относительно себя самих и своих товарищей
могут оказаться более точными, чем заключения взрослых. Вместе с тем,
когда ученики видят, что их «плохое» поведение дружно пытаются исправить
и родители, и учителя, они понимают, что действительно пора что-то
менять.