Приоритетом современной школы является развитие предметных компетентностей
выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как
личностные, так и социальные.
Одним из условий решения данной задачи является введение профильного
образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода.
Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации
с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.
В Новосергиевской средней общеобразовательной школе №3 с 2001 года
апробированы разные формы профильного обучения: профильные группы, профильные
классы. Но в условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения,
уменьшения количества выпускников, нежелания переходить в другую школу и в то же
время стремление старшеклассников получить образование по разным профильным
направлениям возникла идея организации профильного обучения по индивидуальным
маршрутам.
Данная модель предполагает:
- индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и
11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных,
элективных;
- формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся;
- интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации
учебного процесса;
- профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в
классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в
предметных группах), требующих четкой координации расписания,
календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня;
- наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы,
профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы
учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в
интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах);
- более сложную подготовку учителей к занятиям, предполагающую
дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и
профильного уровней;
- психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по
индивидуальным профильным маршрутам.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам,
включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых
ученику школы для выбора, входят дополнительные двухчасовые курсы, позволяющие
повысить образовательный уровень учащихся до профильного (нпр: биология – 1ч.
базового курса, изучаемый в рамках классного коллектива + 2 дополнительных часа
в профильной группе = 3 часа), краткосрочные элективные курсы, дополнительные
одночасовые курсы согласно социальному заказу детей и родителей. Учащийся вправе
сделать набор курсов как одного, так и разных профильных направлений, выбрать
общеобразовательный маршрут.
Каждый ученик выбирает из предложенных предметов профильного и
базового расширенного уровня предметы, необходимые для дальнейшего
профессионального самоопределения (10 класс – 5 ч., 11 класс – 4ч.). У
10-классника это могут быть наборы курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой или 1
двухчасовой и 3 одночасовых. Также старшеклассник должен выбрать для
обязательного посещения не менее двух элективных курсов, по одному 17-часовому в
каждом полугодии.
Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при
помощи диагностики интересов учащихся, профессиональных наклонностей, социальных
запросов родителей.
Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают,
что часто - 70% учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс
одного направления, 20% – три предмета и элективные курсы разных направлений,
10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.
Примеры ИПМ
ФИО ученика |
Дополнительные
курсы |
Элективные
курсы |
Абдульманов Руслан. |
10 класс:- математика(2ч),
- физика(2ч),
- русский язык(1ч);
11 класс:
- математика(2ч),
- физика(2ч).
|
10 класс:- Иррациональные уравнения и неравенства.
- Биофизика: история, открытия, современность.
11 класс:
- Система ключевых задач курса планиметрии.
- Физика в задачах.
|
Шагалиева Диана. |
10 класс:- математика(2ч),
- география (1ч),
- информатика(1 ч),
- русский язык (1ч);
11 класс:
- математика(2ч),
- география (1ч),
- русский язык (1ч).
|
10 класс:- История в лицах.
- Деловой русский.
11 класс:
- Мировые религии.
- Система ключевых задач курса планиметрии.
|
Учебные планы разрабатываются педагогами с учетом примерных учебных планов,
предлагаемых Министерством образования. Обучение ведется по
лекционно-семинарской системе. Используются также технологии проектной
деятельности, критического мышления, информационно-коммуникационные,
модульно-рейтинговые и др.
Свой образовательный маршрут каждый старшеклассник начинает выстраивать ещё в
9 классе, а при поступлении в 10 класс в заявлении он указывает необходимые ему
предметы и количество дополнительных часов. Заявление обрабатывается классным
руководителем вместе с заместителем директора по УВР, составляются
индивидуальные маршруты. Администрацией школы рассматривается вопрос о
возможности реализации индивидуальных заявок. На основе индивидуальных учебных
планов составляется учебный план 10-11 классов. В течение недели корректируется
общее расписание, формируются группы, составляется индивидуальное расписание
каждого ученика.
Перед учителями ставятся задачи:
- Создать условия для правильного выбора предметов.
- Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных
курсах разной направленности, на практике, в НОУ.
- Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников,
отслеживать их движение по индивидуальным маршрутам.
Однако профильное обучение подразумевает не только учебные занятия,
индивидуальный образовательный маршрут старшеклассника намного шире и включает в
себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять
запросы детей и их родителей:
- базовые, профильные и элективные курсы;
- профессиональные пробы и практики;
- дистанционное обучение;
- деятельность в НОУ;
- олимпиады, конкурсы, фестивали;
- интеллектуально-практические предметные марафоны;
- самоподготовка;
- портфолио ученика.
На каждого старшеклассника в школе заводится маршрутный лист, в котором
фиксируются результаты обучения и достижения учащегося.
Маршрутный лист старшеклассника
Направление |
Показатель |
Отметка |
Дата |
Подпись куратора |
1. Базовый курс. |
Годовая оценка. |
|
|
|
2. Профильный курс. |
Экзамен I полугодие. |
|
|
|
Полугодовая оценка. |
|
|
|
Экзамен II полугодие. |
|
|
|
Годовая оценка. |
|
|
|
Переводной экзамен. |
|
|
|
Итоговая оценка. |
|
|
|
3. Элективный курс. |
|
|
|
|
4. Олимпиада. |
|
|
|
|
5. Деятельность в НОУ. |
|
|
|
|
6.
Интеллектуально-практический марафон. |
|
|
|
|
7. Деятельность
консультанта. |
|
|
|
|
8. Профессиональная проба. |
|
|
|
|
9. Портфолио. |
|
|
|
|
Рейтинг за 10 класс. |
|
|
|
|
Тьютор ____________.
Отслеживая изменение рейтинга, можно заметить изменения в уровне компетенции
по разным предметам.
Интеллектуально-практический марафон и научное общество учащихся способствуют
профильной и профессиональной ориентации старшеклассников. В рамках научного
общества учащихся действуют кафедры: историко-краеведческая,
литературно-искусствоведческая и кафедра естественных наук. В соответствии со
своими интересами и склонностями учащиеся под руководством педагогов
осуществляют исследовательскую, проектную деятельность, развивают навыки
интеллектуального труда и коммуникативные способности.
В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и
учащимися профильных групп проводятся интеллектуальные игры, экскурсии,
практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются
газеты, информационные листки.
Стратегическое управление профильным обучением осуществляет директор школы,
совет школы и педагогический совет. Они определяют цели и задачи школы
профильного обучения, выявляют оптимальные формы его организации, разрабатывают
нормативно-правовую базу, контролируют использование ресурсов, осуществляют
мониторинг результатов профильного обучения.
Тактическое управление осуществляет заместитель директора по УВР. Он отвечает
за информационную работу с учащимися 9 классов, комплектование групп для
изучения предметов и элективных курсов, составление учебного плана профильного
обучения по индивидуальным образовательным маршрутам, работу по индивидуальным
образовательным планам, методическую разработку используемых образовательных
программ и технологий, профориентационную работу с учениками 10-11 классов.
Реализационное управление осуществляет образовательный модуль «Профильное
обучение в старших классах», объединяющий педагогов, работающих в профильных
классах, классных руководителей 10-11 классов, психолога, социального педагога,
библиотекаря. Модуль осваивает новое содержание обучения, организационные формы
учебного процесса, образовательные технологии, ведет информационную, профориентационную работу.
Следует отметить положительные и отрицательные стороны данной модели
профильного образования. Достаточная свобода выбора пути получения образования,
реализация субъективной позиции, повышение уровня предметных компетентностей
старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях
многопрофильной сельской школы – доказательство того, что данная модель
профильного обучения имеет право на существование. При определенных условиях ее
можно адаптировать и в городских школах. К недостаткам следует отнести
трудоемкость работы учителя и координатора по расписанию, большие затраты
времени учителей на подготовительную работу и педагогическое сопровождение
учащихся, гетерогенность состава профильных групп по образовательному уровню
учащихся, сложность дифференциации работы с учащимися на уровне классов и
профильных групп, слабую готовность отдельных учащихся к самостоятельному
обоснованному выбору своей траектории и повышению уровня самостоятельности в
освоении профильного образования.
Однако, при всей сложности данной модели, по результатам анкетирования
учащихся, родителей, педагогов, представителей социума она более гибка и
мобильна по отношению к интересам старшеклассников. |