| Гораций Квинт Флаа как- то сказал: «Тот уж полдела свершил, кто 
начал: осмелься быть мудрым и начинай». А мы начали давным – давно. И 
цель поставили перед собой высокую - гибкая организация 
учебно-воспитательного процесса, которая бы позволила реализовать идею 
вариативного образования в рамках общеобразовательной массовой школы и 
обеспечить содержательную и методологическую преемственность на всех 
этапах обучения и развития. Исходя из этого, мы более 10 лет поэтапно 
выстраивали оптимальную образовательную модель, которая бы устраивала и
 высокомотивированных детей или интеллектуально одаренных, и 
«проблемных», и обычных - «стандартных». Наша образовательная стратегия
 основывается как на внутренней, так и на внешней дифференциации 
учебного процесса, т.е. на оптимальной комбинации известных 
образовательных моделей:  начальная школа - базовая консервативная модель смешанных 
способностей, где мы максимально используем вариативный компонент для 
дифференциации и индивидуализации обучения; основная школа - модели отборочные - с ориентацией на 
гуманитарный и технический профиль, т.е. принцип внешней селективной 
дифференциации классов и модели смешанных способностей; старшая школа — отборочные модели с установкой на раннюю профилизацию и модели смешанных способностей; система дополнительного образования, социальной деятельности как инновационная модель для всех ступеней обучения. 
Основные образовательные модули и дополнительные (сопутствующие) 
модули создали целостный процесс, единую организованную 
жизнедеятельность школьников, которая способствует формированию 
интеллектуально-нравственной свободы и реализует все компоненты 
содержания образования для детей разных учебных возможностей на всех 
возрастных этапах. Накоплен определённый опыт, есть успехи. Но жизнь вносит коррективы.
 В 2010–2020 г. г. в системе образования должны произойти кардинальные 
кадровые изменения, т. к. школе необходим конкурентоспособный учитель, 
обладающий высоким профессионализмом, имеющий собственные идеи, 
проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, 
обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией 
(проект «Современная модель образования, ориентированная на решение 
задач инновационного развития экономики»).  Возникает вопрос. Как эффективно использовать накопленный опыт при 
введении модели предпрофильной подготовки и профильного обучения? Как 
подготовить педагогический коллектив к работе в новых условиях?  Неготовность кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения проявилась в: неумении проектировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка;отсутствии опыта использования проектно-исследовательских и 
коммуникативных методов, методов обучения, направленных на сохранение 
индивидуальности ребенка, развития его инициативы в различных видах 
учебной деятельности;отсутствии опыта составления авторских программ;низкой мотивации.
В основе успешного выполнения любой программы, идеи лежит принцип 
эффективного использования, сохранения и развития человеческих 
ресурсов. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают, что в 
долгосрочной перспективе конкурентоспособность организации определяет 
хорошо обученный, квалифицированный и мотивированный персонал. Влиять 
на поведение подчинённых можно не только посредством вознаграждения, но и
 добиваясь чёткого понимания того, каких результатов администрация 
ожидает от исполнителей, распределяя задания так, чтобы они были по 
силам исполнителям. Поэтому важным шагом в управлении для администрации
 нашей школы является методическое сопровождение профессиональной 
деятельности педагогов. Сопровождение учителя - это создание 
оптимальных информационных, инструктивно-методических, 
социально-психологических, диагностических, корректирующих условий для 
его деятельности. Методическое сопровождение осуществляем по нескольким направлениям.  
 Сопровождение опытно - экспериментальной и инновационной 
деятельности подразумевает оказание помощи в разработке и проведении 
мониторинга эффективности использования новых образовательных 
технологий, разработку методических рекомендаций по их внедрению в 
учебно-воспитательный процесс, презентации опыта работы. В рамках 
изучения, обобщения и пропаганды педагогического опыта помогаем выявить
 наиболее эффективные методы и формы работы учителя, создаём условия 
для презентации и обобщения педагогического опыта. Информационно- 
технологическая деятельность (использование Интернет-ресурсов и создание
 цифровых образовательных ресурсов, поддержка и обновление сайта школы,
 пополнение аудио - и видеофонда) область, где наиболее ярко 
проявляется творчество педагогов. Аналитическая деятельность является 
обязательным элементом методической работы, так как диагностика 
состояния образовательного процесса и уровня профессиональной 
компетентности учителя, интерпретация полученных данных помогают 
выявить запросы на методическую помощь. В нашей школе работает 114 педагогов. И естественно мы уделяем 
особое внимание повышению квалификации педагогических работников через 
организацию и посещение семинаров - практикумов, взаимопосещение 
уроков, педагогические чтения, оказание поддержки в работе по 
самообразованию. Наиболее интересные формы работы, хотя и трудоёмкие, –
 диспуты, деловые имитационные и рефлексивно-ролевые игры, тренинги, 
моделирование и анализ ситуаций и др., т. к. они помогают вовлечь 
большую часть коллектива в подготовку и проведение мероприятия. Учителя – люди взрослые, имеют и определенные знания, и жизненный 
опыт, умеют учиться и учатся всю жизнь («учитель умирает тогда, когда 
перестает учиться»), но есть и ряд особенностей. Во-первых, сопровождение учителей носит индивидуальный характер и 
определяется опытом работы, характером его образовательных запросов и 
интересов, уровнем профессиональной компетентности. Во-вторых, курсовая
 подготовка, на которую многие уповают, не панацея. Убеждена, что 
невозможно подготовить учителя для работы в новых условиях за короткое 
время. Нужна длительная целенаправленная работа, направленная на 
раскрытие и активизацию его потенциала.  И здесь, на мой взгляд, наиболее эффективно использование коучинга. 
Коучинг предполагает раскрытие и использование сильных сторон людей, 
помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении 
лучших результатов, а также повышение их результативности работы в 
команде. (Р. Дилтс, 2004). При этом изменяется и роль методиста 
(наставника, коуча) – учитель получает возможность работать с 
персональным консультантом, оказывающим учебно-методическую помощь на 
всех этапах работы. Педагог должен быть уверен, что о возможных 
проблемах, если такие появятся, будет знать узкий круг людей, только в 
этом случае он пойдёт на сотрудничество.  Существует весьма тонкая грань между коучингом, наставничеством, 
линейным менеджментом (подразумевается способность максимально 
эффективного использования возможностей работников), консультированием. 
 Но в целом коучинг предполагает различные способы помощи сотрудникам в 
 повышении эффективности их деятельности. Один из вариантов такой помощи
 - оказание консультационных услуг как управленческого, так и 
общепедагогического характера в процессе сопровождения профессиональной
 деятельности педагога. Это позволило нам, например, убедить членов 
коллектива в необходимости организации исследовательской деятельности 
учащихся до начала эксперимента по введению профильного обучения, и 
избежать конфликтов, связанных с началом эксперимента. В первом случае 
цели консультирования охватывают основные стороны деятельности 
образовательного учреждения, а во втором - цели консультирования связаны
 с совершенствованием образовательного процесса.   Ещё один вариант работы с учителем - тьюторское (индивидуальное) 
сопровождение педагога. Под тьюторским сопровождением мы понимаем 
технологию, в рамках которой основной формой взаимодействия подопечного
 с тьютором является длительная индивидуальная работа в режиме 
периодичных индивидуальных встреч (Т. П. Афанасьев, В. И. Ерошин, Н. В.
 Немова «Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии»). С 
одним педагогом работа носит компенсаторный (т.е. восполнение 
«пробелов» в профессиональной подготовке) характер, с другим - 
развивающий, имеет теоретическую или практическую направленность. 
Например, при внедрении УМК «New Millennium English” работа была 
построена следующим образом.  Изучение концептуального содержания и методической структуры УМК.Изучение технологии работы с учебным содержанием. Изучение технологии презентации учебных элементов и конструирования дидактических материалов. Выстраивание системы контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений учащихся. 
В процессе работы перешли к составлению календарно – тематического 
планирования в форме технологических карт, научились отбирать и 
структурировать содержание учебного материала, наглядно и компактно 
конструировать учебные элементы и дидактические материалы, освоили 
интерактивные методы обучения.  Параллельно с теоретической проработкой материала, шло опережающее 
конструирование урока, обсуждение конспекта (принцип предупреди 
ошибку), а затем самоанализ проведенных уроков, приобретение и 
осмысление личного опыта. Я передаю идею, помогаю поверить учителю в 
собственные силы, найти ресурсы для выполнения поставленных задач. Всё 
остальное зависит только от педагога, находится в его руках.  Важный момент - «контрольные срезы» проделанной работы, 
обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве 
«срезовых» используем посещение занятий с последующим анализом, 
собеседование, выступления на заседаниях педагогического совета и/или 
городского методического объединения, проведение открытых уроков, 
«защиту» методических или дидактических материалов. Главное - учитель 
сам решает, когда он готов публично предъявить свои наработки. Индивидуальный подход к повышению квалификации учителей с учётом уже
 имеющегося у них опыта и знаний нелегко реализовать. Есть плюсы, есть 
минусы. Но рост мастерства учителя, желание творить, пробовать новое – 
вдохновляет. Есть, конечно, и трудности – разные предметы, программы, 
УМК, разный стиль деятельности. И со всем этим материалом нужно и можно
 работать. 
 |