Гораций Квинт Флаа как- то сказал: «Тот уж полдела свершил, кто
начал: осмелься быть мудрым и начинай». А мы начали давным – давно. И
цель поставили перед собой высокую - гибкая организация
учебно-воспитательного процесса, которая бы позволила реализовать идею
вариативного образования в рамках общеобразовательной массовой школы и
обеспечить содержательную и методологическую преемственность на всех
этапах обучения и развития. Исходя из этого, мы более 10 лет поэтапно
выстраивали оптимальную образовательную модель, которая бы устраивала и
высокомотивированных детей или интеллектуально одаренных, и
«проблемных», и обычных - «стандартных». Наша образовательная стратегия
основывается как на внутренней, так и на внешней дифференциации
учебного процесса, т.е. на оптимальной комбинации известных
образовательных моделей:
- начальная школа - базовая консервативная модель смешанных
способностей, где мы максимально используем вариативный компонент для
дифференциации и индивидуализации обучения;
- основная школа - модели отборочные - с ориентацией на
гуманитарный и технический профиль, т.е. принцип внешней селективной
дифференциации классов и модели смешанных способностей;
- старшая школа — отборочные модели с установкой на раннюю профилизацию и модели смешанных способностей;
- система дополнительного образования, социальной деятельности как инновационная модель для всех ступеней обучения.
Основные образовательные модули и дополнительные (сопутствующие)
модули создали целостный процесс, единую организованную
жизнедеятельность школьников, которая способствует формированию
интеллектуально-нравственной свободы и реализует все компоненты
содержания образования для детей разных учебных возможностей на всех
возрастных этапах.
Накоплен определённый опыт, есть успехи. Но жизнь вносит коррективы.
В 2010–2020 г. г. в системе образования должны произойти кардинальные
кадровые изменения, т. к. школе необходим конкурентоспособный учитель,
обладающий высоким профессионализмом, имеющий собственные идеи,
проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ,
обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией
(проект «Современная модель образования, ориентированная на решение
задач инновационного развития экономики»).
Возникает вопрос. Как эффективно использовать накопленный опыт при
введении модели предпрофильной подготовки и профильного обучения? Как
подготовить педагогический коллектив к работе в новых условиях?
Неготовность кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения проявилась в:
- неумении проектировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка;
- отсутствии опыта использования проектно-исследовательских и
коммуникативных методов, методов обучения, направленных на сохранение
индивидуальности ребенка, развития его инициативы в различных видах
учебной деятельности;
- отсутствии опыта составления авторских программ;
- низкой мотивации.
В основе успешного выполнения любой программы, идеи лежит принцип
эффективного использования, сохранения и развития человеческих
ресурсов. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают, что в
долгосрочной перспективе конкурентоспособность организации определяет
хорошо обученный, квалифицированный и мотивированный персонал. Влиять
на поведение подчинённых можно не только посредством вознаграждения, но и
добиваясь чёткого понимания того, каких результатов администрация
ожидает от исполнителей, распределяя задания так, чтобы они были по
силам исполнителям. Поэтому важным шагом в управлении для администрации
нашей школы является методическое сопровождение профессиональной
деятельности педагогов. Сопровождение учителя - это создание
оптимальных информационных, инструктивно-методических,
социально-психологических, диагностических, корректирующих условий для
его деятельности.
Методическое сопровождение осуществляем по нескольким направлениям.
Сопровождение опытно - экспериментальной и инновационной
деятельности подразумевает оказание помощи в разработке и проведении
мониторинга эффективности использования новых образовательных
технологий, разработку методических рекомендаций по их внедрению в
учебно-воспитательный процесс, презентации опыта работы. В рамках
изучения, обобщения и пропаганды педагогического опыта помогаем выявить
наиболее эффективные методы и формы работы учителя, создаём условия
для презентации и обобщения педагогического опыта. Информационно-
технологическая деятельность (использование Интернет-ресурсов и создание
цифровых образовательных ресурсов, поддержка и обновление сайта школы,
пополнение аудио - и видеофонда) область, где наиболее ярко
проявляется творчество педагогов. Аналитическая деятельность является
обязательным элементом методической работы, так как диагностика
состояния образовательного процесса и уровня профессиональной
компетентности учителя, интерпретация полученных данных помогают
выявить запросы на методическую помощь.
В нашей школе работает 114 педагогов. И естественно мы уделяем
особое внимание повышению квалификации педагогических работников через
организацию и посещение семинаров - практикумов, взаимопосещение
уроков, педагогические чтения, оказание поддержки в работе по
самообразованию. Наиболее интересные формы работы, хотя и трудоёмкие, –
диспуты, деловые имитационные и рефлексивно-ролевые игры, тренинги,
моделирование и анализ ситуаций и др., т. к. они помогают вовлечь
большую часть коллектива в подготовку и проведение мероприятия.
Учителя – люди взрослые, имеют и определенные знания, и жизненный
опыт, умеют учиться и учатся всю жизнь («учитель умирает тогда, когда
перестает учиться»), но есть и ряд особенностей.
Во-первых, сопровождение учителей носит индивидуальный характер и
определяется опытом работы, характером его образовательных запросов и
интересов, уровнем профессиональной компетентности. Во-вторых, курсовая
подготовка, на которую многие уповают, не панацея. Убеждена, что
невозможно подготовить учителя для работы в новых условиях за короткое
время. Нужна длительная целенаправленная работа, направленная на
раскрытие и активизацию его потенциала.
И здесь, на мой взгляд, наиболее эффективно использование коучинга.
Коучинг предполагает раскрытие и использование сильных сторон людей,
помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении
лучших результатов, а также повышение их результативности работы в
команде. (Р. Дилтс, 2004). При этом изменяется и роль методиста
(наставника, коуча) – учитель получает возможность работать с
персональным консультантом, оказывающим учебно-методическую помощь на
всех этапах работы. Педагог должен быть уверен, что о возможных
проблемах, если такие появятся, будет знать узкий круг людей, только в
этом случае он пойдёт на сотрудничество.
Существует весьма тонкая грань между коучингом, наставничеством,
линейным менеджментом (подразумевается способность максимально
эффективного использования возможностей работников), консультированием.
Но в целом коучинг предполагает различные способы помощи сотрудникам в
повышении эффективности их деятельности. Один из вариантов такой помощи
- оказание консультационных услуг как управленческого, так и
общепедагогического характера в процессе сопровождения профессиональной
деятельности педагога. Это позволило нам, например, убедить членов
коллектива в необходимости организации исследовательской деятельности
учащихся до начала эксперимента по введению профильного обучения, и
избежать конфликтов, связанных с началом эксперимента. В первом случае
цели консультирования охватывают основные стороны деятельности
образовательного учреждения, а во втором - цели консультирования связаны
с совершенствованием образовательного процесса.
Ещё один вариант работы с учителем - тьюторское (индивидуальное)
сопровождение педагога. Под тьюторским сопровождением мы понимаем
технологию, в рамках которой основной формой взаимодействия подопечного
с тьютором является длительная индивидуальная работа в режиме
периодичных индивидуальных встреч (Т. П. Афанасьев, В. И. Ерошин, Н. В.
Немова «Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии»). С
одним педагогом работа носит компенсаторный (т.е. восполнение
«пробелов» в профессиональной подготовке) характер, с другим -
развивающий, имеет теоретическую или практическую направленность.
Например, при внедрении УМК «New Millennium English” работа была
построена следующим образом.
- Изучение концептуального содержания и методической структуры УМК.
- Изучение технологии работы с учебным содержанием.
- Изучение технологии презентации учебных элементов и конструирования дидактических материалов.
- Выстраивание системы контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений учащихся.
В процессе работы перешли к составлению календарно – тематического
планирования в форме технологических карт, научились отбирать и
структурировать содержание учебного материала, наглядно и компактно
конструировать учебные элементы и дидактические материалы, освоили
интерактивные методы обучения.
Параллельно с теоретической проработкой материала, шло опережающее
конструирование урока, обсуждение конспекта (принцип предупреди
ошибку), а затем самоанализ проведенных уроков, приобретение и
осмысление личного опыта. Я передаю идею, помогаю поверить учителю в
собственные силы, найти ресурсы для выполнения поставленных задач. Всё
остальное зависит только от педагога, находится в его руках.
Важный момент - «контрольные срезы» проделанной работы,
обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве
«срезовых» используем посещение занятий с последующим анализом,
собеседование, выступления на заседаниях педагогического совета и/или
городского методического объединения, проведение открытых уроков,
«защиту» методических или дидактических материалов. Главное - учитель
сам решает, когда он готов публично предъявить свои наработки.
Индивидуальный подход к повышению квалификации учителей с учётом уже
имеющегося у них опыта и знаний нелегко реализовать. Есть плюсы, есть
минусы. Но рост мастерства учителя, желание творить, пробовать новое –
вдохновляет. Есть, конечно, и трудности – разные предметы, программы,
УМК, разный стиль деятельности. И со всем этим материалом нужно и можно
работать.
|