Главная » 2012»Август»18 » Имидж школы: механизмы формирования и способы построения
11:17
Имидж школы: механизмы формирования и способы построения
Как показывает мой собственный управленческий и преподавательский опыт, наличие высококвалифицированных, преданных делу учителей и современных средств обучения не гарантирует школе желаемого уровня успешности – доходности и рейтинга. Почему?
Не секрет, что родители, выбирающие школу для ребёнка, сначала ориентируются на слухи. Слух порождается мнениями и оценками
других людей. Причём всегда субъективными. Следовательно, от того,
какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но
авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит её репутация
на многие годы.
Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей
школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого
образовательного учреждения. Но как понять, какой именно образ наиболее
предпочтителен для "нужной" целевой аудитории? Очень часто
бывает, что руководитель школы и не подозревает, как много возможностей
имеется в школе для создания её позитивного имиджа. Причём именно
решение этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический
процесс, дело лишь в правильном распределении общих (это важно!) усилий.
Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:
демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;
позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к
новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим;
имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение
при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.
Целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
Механизм достижения цели выглядит так: имидж влияет на развитие
социальных связей, которые становятся ресурсом для получения
инвестиций.[1: 24 ] Школа, обладающая большим количеством ресурсов,
становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность
для новых партнёров. Её имидж становится всё более позитивным и
привлекает всё больше партнёров. Лучше пообещать скромные услуги, но
достойно их реализовать.
Выделяются несколько этапов формирования имиджа. Первый – определение
миссии. На данном этапе необходимо определиться с идеей образовательного
учреждения. Её можно назвать "изюминкой", "концепцией". То есть, прежде
чем определяться с целевой аудиторией, нужно понять: кто мы? В чём наша
особенность? Это самый главный вопрос, вокруг которого и пойдёт вся
дальнейшая работа. .[3: 124 ] На первом этапе создания имиджа важно
строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации.
Особое внимание необходимо уделить «мелочам» (школьные символы, вид
досок объявлений, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов
школы, школьные праздничные газеты….). К этому процессу можно привлечь и
заинтересованных родителей, и самих школьников. Итогом этого этапа
должно быть чёткое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны.
Дальнейшая стратегия следующая: сильные стороны актуализируем, с
проблемами – работаем.
Второй этап – определение целевой аудитории. После того как специфика
школы определена, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам
хотелось бы привлечь в союзники (ученики, родители, СМИ ). Ученики, ещё
учась в школе, служат её своеобразной "визитной карточкой": то, что они
рассказывают о своих школьных буднях, или то, как они себя ведут в
общественных местах, напрямую демонстрирует определённые стандарты,
принятые в школе. Реальную оценку работы учреждения дают родители,
которые являются главной целевой аудиторией, на которую необходимо
ориентироваться в имиджевой работе. С этой целью проводятся каждую
четверть родительские лектории, также родительская общественность
привлекается к управлению учреждением (Управлющий совет). Создание
собственного сайта в Интернете, активная социальная реклама,
демонстрирующая работу школы по сохранению и укреплению здоровья
учащихся через связи школы с социальными институтами, позволяет
расширить круг своих партнёров. Необходимо отметить, что характер
информации для разных целевых групп должен быть разным. Если вы хотите
привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте дополнительные
платные услуги. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может
отпугнуть перспектива "не вписаться" в дорогие мероприятия .[1: 89-91 ]
Третий этап – планирование. На этом этапе происходит разработка
конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа: создание
школьной символики, стандартов одежды. Это создание и регулярное
пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, участие в
крупномасштабных проектах, исследованиях. Самое главное здесь, чтобы
деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех
членов школьного сообщества. Последний, четвёртый этап – проверка
эффективности работы школы, мониторинг. На этом этапе через ежегодные социологические опросы
проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым
результатом. Обязательное условие на данном этапе – доведение итогов
мониторинга до всех участников образовательного процесса.
Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:
Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.
Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
Повысить уровень организационной культуры школы.
Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.
Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного имиджа будет
завершение строительства двухэтажного пристроя к школе как Центра
досуга для жителей микрорайона.
Но при всех положительных результатах работы школы выявлены проблемы,
которые требуют решения: расширить систему дополнительного образования и
ввести платные дополнительные образовательные услуги; систематизировать
научно-исследовательскую работу со старшеклассниками; наладить систему
ежегодного мониторинга по отслеживанию эффективности работы учреждения.
Имидж нельзя купить, его можно только создать, а потом имидж будет работать на школу.