Главная » 2012 » Май » 6 » Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников в рамках реализации программы "Дорогою открытий и добра"
13:10
Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников в рамках реализации программы "Дорогою открытий и добра"
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она
подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая
другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод
других. С младшего школьного возраста необходимо целенаправленно
формировать у ребенка толерантное сознание.
Толерантность - интегрированное качество. Если
оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по
отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек
может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но
пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или
национальности.
Толерантность – это комплексное
личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в
педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Важнейшей задачей современной школы является формирование у младшего
школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Программа "Дорогою открытий и добра" (авт.
Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.) создает
определенные условия для формирования межэтнической толерантности
младшего школьника.
Основной установкой программы является воспитание, с одной стороны,
чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой -
уважения к культуре других народов, доброжелательного отношения к
другому человеку и принятия его таким, какой он есть. В основу программы
внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» положены идеи
учебного курса "Гражданское образование в начальных классах" (авт.
Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.). [4]
Программа условно делится на 4 тематических блока:
Отечество. Родина. Россия.
Познание мира.
Культура разных народов.
Семья и человек, самопознание.
У каждого человека есть дом: это семья, город, в котором он живет,
страна, планета Земля. Ребенок ощущает себя сыном, внуком, гражданином
или землянином, в зависимости от того пространства, которое в данный
момент рассматривается как дом.
Все мы вольно или невольно являемся носителями определенной культуры,
которая закладывается именно в семье. Семья - это такое микрообщество, в
которое человек попадает при рождении. Именно в семье формируются
основные нормы морали, поведения в обществе. Что приобретено человеком в
детстве, очень трудно, а в ряде случаев невозможно изменить, исправить
во взрослом состоянии. Основы толерантности начинают закладываться в
семье. Не случайно в программе «Дорогою открытий и добра» очень много
времени посвящено семье. Это большие темы «Я и моя семья» во 2 классе и
«Тепло родного очага» в 3 классе.
Носителями традиций в любой семье являются бабушки и дедушки. Поэтому
большую заинтересованность показывают дети, рассказывая о хобби своих
бабушек и дедушек. У каждого народа своя кухня, свои любимые блюда. Как
же не рассказать о национальных особенностях приготовления различных
блюд своим одноклассникам?!
Каждая семья имеет свои традиции, которые передаются из поколения в
поколение. Соблюдение этих традиций и знание своей родословной формирует
у ребенка чувство уважения к старшим, к истории своей семьи, своей
страны, к традициям других народов.
Программа "Дорогою открытий и добра" носит метапредметный характер.
Например, ученикам так нравится тема «Моя родословная», где они
представляют генеалогическое древо своей семьи, что при изучении темы
«Наша школьная семейка» составляют генеалогическое древо класса. Ведь
класс – это тоже семья, только школьная, со своими законами, традициями и
своим укладом.
Сейчас в каждом классе учатся дети разных национальностей. Задача
учителя – создать атмосферу добра и сотрудничества между всеми детьми
класса. Очень хорошо помогает решать эту задачу программа "Дорогою
открытий и добра". Это блоки "Россия" и "Культура разных народов".
При изучении темы "100 народов – одна страна" учащиеся знакомятся с
многонациональной семьей под названием Российская Федерация.
Тема "Отчизны славные сыны" посвящена людям, которые прославили Россию.
И не важно, какой они были национальности. У нас в школе ежегодно
проходит праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену
поднимаются дети разных национальностей, которые прославили нашу школу
на городском, региональном и федеральном уровне.
Не менее важная тема "Живем по соседству". Учащиеся знакомятся с
культурой народов разных стран мира, осознавая, что много разных людей
живет на планете Земля, у каждой страны свои особенности, и мы должны
уважать каждого человека, живущего на нашей планете. Итогом изучения
темы может стать большой спектакль "Сказки народов мира".
Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и
достаточно длительный процесс, для которого необходимо создание
определенных педагогических условий:
обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
включение детей разных национальностей в совместную познавательную
и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.
Все эти условия четко соблюдены в программе "Дорогою открытий и добра",
именно поэтому данная программа является большим подспорьем для учителя
начальных классов при формировании межэтнической толерантности младшего
школьника.