«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой,
который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать
свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить,
шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы
каждое движение его воспитывало...».
Эстетическое воспитание занимает не последнее место в воспитательной работе преподавателя. Наше общество заинтересовано в том, чтобы школьникам прививались нравственные и духовные ценности.
Прежде всего классный руководитель должен сам обладать высокой
эстетической культурой и уметь делиться своим духовным опытом с
учениками, заражать своей увлеченностью.
Однако эстетическое воспитание касается не только интереса к
искусству, художественному творчеству и т. п. Школьники очень
наблюдательны, замечают все во внешности своего преподавателя, его
поведении и манерах. Классный руководитель должен подавать во всем
пример, воспитывая у учеников высокий эстетический вкус и стремление к
эстетическому саморазвитию.
Немаловажно то, как преподаватель одевается. Его одежда должна быть
красивой, опрятной, стильной, не устаревшей. Он должен одеваться со
вкусом, подавая своим внешним видом пример ученикам.
В поведении учитель должен проявлять артистизм, обладать хорошим
чувством юмора, уметь разрядить напряженную обстановку безобидной
шуткой, хорошо владеть собой, быть уверенным, порой строгим, но не злым.
При этом его поведение должно отражать духовные принципы, которые он
преподносит ученикам.
Кроме того, эстетическое воспитание должно удовлетворять
индивидуальные склонности каждого ученика, которые классный руководитель
должен постараться выявить.
Необходимо уметь наблюдать, чтобы выявить потенциальные возможности
для эстетического развития, заложенные в школьниках. Как ученики
эмоционально реагируют на те или иные предметы, обладающие эстетической
ценностью? Насколько они способны к образному мышлению? Насколько
развиты музыкальный слух, чувство цвета, ритма и т. д.?
Все школьники имеют различную реакцию. Подмечая особенности каждого,
можно поощрять их к разным действиям, развивая те или иные эстетические
качества, такие как музыкальный слух, чувство ритма, образное мышление и
т. д.
Для этого удобно использовать тематические классные часы, привлекая
школьников к участию в театрализованных постановках, дебатах, ролевых
играх, музыкальных вечерах и т. п. На таких классных часах создаются
условия не только для выявления, но и для развития эстетических
задатков, талантов и способностей учащихся.
В помощь преподавателю
Ученики старших классов отличаются повышенной эмоциональностью,
неуравновешенностью, несдержанностью, частыми переменами настроения. При
этом они очень любознательны, так как в этом возрастном периоде
формируются их личность, самосознание. Они могут очень бурно проявлять
свои эстетические чувства, причем как в отношении прекрасного, так и
безобразного. Начинают проявлять критическое отношение к произведениям
искусства.
Эстетические предпочтения мальчиков и девочек очень отличаются в этом
возрасте. Возрастные физиологические изменения сказываются на психике,
что ярко отражается в поведении старшеклассников. Мальчики стремятся к
независимости, хотят казаться взрослыми, мужественными, часто принимают
развязную манеру поведения, пренебрежительно относятся к своему внешнему
виду, все чаще употребляют сленговые слова.
Девочки, напротив, из-за происходящих внутри возрастных изменений
становятся более внимательными к своей внешности, активно пользуются
косметикой, украшениями, следят за модой. В этом периоде они начинают
зачитываться любовными романами и смотреть мелодрамы. Многие начинают
вести дневники, альбомы со стихами, песнями, известными и полюбившимися
высказываниями и т. п.
Со старшеклассниками можно разговаривать о смысле
жизни, счастье, красоте. Они уже вполне могут поддерживать этот разговор
«на равных», высказывая свою, возможно неожиданную, точку зрения или
давая оценку. |