Любая психодиагностическая деятельность школьного педагога-психолога
– это одно направление целостного процесса, она обретает смысл и
ценность лишь во взаимосвязи с другими направлениями, чаще всего – с коррекционно-развивающей работой.
Школьный педагог-психолог подотчетен директору школы и зависит от
администрации во всем, начиная с распределения рабочего времени до плана
работы с детьми.
Главная задача педагога-психолога школы – отслеживать психологическое благополучие и учеников, и учителей. Для решения поставленной задачи педагог-психолог работает в разных направлениях, одним из которых является диагностическое.
Основная цель психодиагностики – создание условий для проведения
коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация
психотерапевтических мероприятий.
Конфиденциальность
Педагог-психолог не только обязан быть тактичным и доброжелательным –
его деятельность должна быть конфиденциальной. Информация, полученная
педагогом-психологом в ходе работы, не подлежит разглашению. В случае
необходимости передачи этих сведений третьим лицам она должна быть
представлена в форме, исключающей ее использование против интересов
клиентов. Педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и
Диагностическая работа в общеобразовательной школе конфиденциальности и
при написании отчетов представлять только общие результаты и
сравнительные характеристики учеников. На любую работу с детьми, не
связанную напрямую с их образовательными потребностями, нужно разрешение
родителей.
Психодиагностическая работа, индивидуальная и групповая, осуществляется
по плану, запросу педагога, родителей или самого ребенка.
Результаты психодиагностики педагог-психолог использует в следующих целях:
- составляет социально-психологический профиль класса;
- вносит в личные карты школьников;
- подготавливает психологические характеристики учеников.
Диагностические схемы
Полученные данные служат для определения путей и форм оказания помощи
детям, которые испытывают трудности в обучении и общении, а также для
выбора средств и форм психологического сопровождения ребенка в
соответствии с его личностными потребностями.
Условно выделяются две диагностические схемы:
- диагностический минимум;
- углубленное психодиагностическое обследование.
Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения
образовательного процесса. Вместе с тем они органично взаимодействуют
друг с другом и применяются в определенной последовательности.
Первая психодиагностическая схема – диагностический минимум. Она
направлена на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать
индивидуализацию обучения как необходимое условие сохранения
психологического здоровья учащихся. Эта схема представляет собой
комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Ее
проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной
жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено
(4–5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8–10-й
классы), подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс).
Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и
состояние школьника по определенным фиксированным характеристикам на
протяжении всего процесса обучения в школе. В случае выявления проблем
при осуществлении первичного диагностического минимума,
свидетельствующих о возможных нарушениях в развитии ребенка,
педагог-психолог проводит углубленное психодиагностическое обследование
личности школьника.
Таким образом, по итогам диагностического минимума выделяются группы
"психологически благополучных" школьников и школьников, имеющих
проблемы в обучении и развитии. Также по итогам проверки запроса
педагога или родителя на обоснованность педагог-психолог либо относит
ребенка к категории "проблемных", либо ориентирует свою работу на самих
авторов запроса, их консультирование и решение их сложностей. Далее в
отношении каждого школьника из группы "проблемных" выдвигается гипотеза
о происхождении и причинах психологических трудностей. В соответствии с
гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего диагностического
обследования. Если у педагога-психолога нет возможности справиться с
проблемой или нужна помощь профильного специалиста, следует обратиться
за помощью в центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС).
Школьники, охарактеризованные по результатам диагностики как
"психологически благополучные", не подвергаются обследованию до
следующего планового обследования. Исключением являются ситуации
обоснованного запроса от них либо от родителей и педагогов.
Обучающая психодиагностика
Следует отметить, что немаловажная особенность психодиагностической
работы заключается в применении индивидуального и коллективного
обследования – метода обучающей психодиагностики, который объединяет в
себе тестирование, психологическое просвещение и консультирование
учащихся. Этот метод направлен прежде всего на реализацию запросов
учащихся на самопознание, повышение эффективности индивидуального
консультирования. Для индивидуальной обучающей психодиагностики
используются методики, ориентированные на изучение личностных
особенностей, отношений с другими людьми и профориентацию.
Практика показывает, что обучающая психодиагностика не только помогает
школьникам понять актуальные психологические проблемы, но и способствует
формированию у них адекватного положительного отношения к коррекционным
мероприятиям, прививает навыки психологическойm культуры.
Педагогу-психологу предоставлена возможность самому отбирать
диагностические методики. Для удобства использования можно
сгруппировать их по направленности:
- диагностика и изучение психологической готовности детей к обучению в школе;
- определение уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) учащихся;
- разграничение задержек психического развития и умственной отсталости;
- изучение эмоционально-волевой сферы детей и взрослых;
- изучение личностной сферы детей и взрослых;
- диагностика семейных отношений;
- профдиагностика и профориентационная работа;
- диагностика взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком;
- развитие познавательных процессов;
- психокоррекционная работа;
- психогимнастика, психологическая разгрузка (аудиокассеты с музыкальными записями);
- другие направления диагностики – в зависимости от нужд
конкретного образовательного учреждения (методики изучения уровня
профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и
др.).
Принципы отбора методического инструментария
Существуют определенные принципы отбора диагностических методик:
1. Разнонаправленность методик, охватывающих все стороны психической
жизни человека: психические процессы, состояние, направленность
личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности
межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие
реакции в напряженных ситуациях и др.
2. "Банк" методик должен включать методики для разных возрастных групп,
комплекс различных показателей (с возможностью отследить их в
динамике), дающие возможность проведения глубокого психологического
анализа и грамотной интерпретации, регистрации актуальных состояний и
построения прогноза, определения "зоны ближайшего развития".
3. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.
4. Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
5. Использование компьютерных диагностических методик, что позволяет
значительно экономить время на подготовке тестового материала и
процедуре обработки результатов.
Следует предостеречь от чрезмерного использования компьютерной
психодиагностики, т. к. непосредственное эмоциональное общение ученика с
педагогом-психологом дает дополнительный материал для исследования и
позволяет наладить личностный контакт.
По результатам диагностических обследований педагог-психолог готовит
аналитические справки и таблицы, которые обсуждает с классными
руководителями и родителями на родительских собраниях и индивидуальных
встречах. Эти данные позволяют вы явить индивидуальные особенности
познавательной и личностной сферы ребенка. Таким образом, педагоги имеют
возможность опереться в своей работе на сильные стороны ученика и
создать для него ситуацию успеха благодаря формированию индивидуального
стиля учебной деятельности учащихся.
Тем самым при необходимости для каждого, даже самого слабого ученика,
педагог-психолог совместно с учителем разрабатывает программу
индивидуальных занятий, которая позволяет школьнику освоить необходимый
образовательный ценз.
Например, отдельным ученикам рекомендуется посещать коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные занятия по развитию когнитивных процессов (памяти, внимания и др.).
2. Групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия, направленные на уменьшение агрессии, тревожности, дезадаптации.
3. Индивидуальные психотерапевтические занятия по коррекции
направленности личности, формированию самопринятия. Также по результатам
групповых диагностик могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1. Тренинг на сплочение коллектива.
2. Тренинг на тему "Защита отверженных".
3. Программа "Межличностные отношения" (практические и лекционные занятия).
4. Индивидуальные занятия по коррекции и развитию речевой деятельности.
|