По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования
в контексте компетентностно-ориентированного обучения является
формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной
деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную
деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой
информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные
факторы. Например, по результатам проведенного нами опроса среди
старшеклассников
г. Ставрополя были определены следующие причины нежелания идти в школу:
требовательность учителей;
сложность объяснений урока;
большая учебная нагрузка;
"рано вставать";
"трудные" уроки;
конфликты с учителями;
"не выучил урок";
"другие (личные) дела";
внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.);
конфликты в классе и школе с другими учащимися.
Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по результатам опроса тех же старшеклассников):
нужен хороший аттестат для поступления в вуз;
школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;
важность образования вообще в жизни;
ругают учителя и классные руководители;
заставляют родители хорошо учиться;
убеждают родственники, знакомые;
чтобы не получить "двойку" в журнале;
нравятся учителя и школа;
убеждают друзья, сверстники;
просто интересно учиться, нравятся уроки.
Необходимо рассматривать факторы и условия мотивации не с позиций
традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум",
"дезориентируют средства массовой информации", "не требует сложившаяся
экономическая и идеологическая модели" и т. п.), а с позиций
современного, компетентного педагога - как педагогическую функцию
(мотивировать, значит побуждать к деятельности и общению для достижения
целей педагогического процесса).
Как классическая западная психология мотивации (достаточно
привести знаменитую формулу Хекмана - Олдхэма: "Человек переживает
положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание
результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил
задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная
педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы
уделяют созданию позитивного эмоционального фона деятельности как
ведущего фактора мотивации. Следовательно, в зависимости от того, как
педагог учитывает при проектировании и реализации урока его "фоновые"
условия, так он и выстраивает значительный перечень мотивационных
ресурсов учебного занятия.
На каждом этапе
урока учителю необходимо обращать внимание на различные моменты, которые
могут в определенной степени повлиять на мотивационный фон.
Данные позиции могут использоваться при тематическом
анализе/самоанализе урока в контексте его мотивационной функции. Для
этого была разработана специальная схема анализа/самоанализа
мотивационных ресурсов урока.
Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени
способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных
ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и
недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего
свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора
содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение
попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и
качества достигаемых результатов, моменты урока:
четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
обобщение результатов каждого этапа урока в контексте
формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы
сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт,
который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);
рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
работа с домашним заданием.
2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на
этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационно-го
ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока
(преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам
работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от
менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм
проведения урока.
4. К сожалению, многие "традиционные" учителя стремятся подменить
средства мотивации средствами контроля, "отмотивировать" ученика
негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции
управления - стимулирование и контроль.
Приведем наиболее эффективныесредства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:
Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции).
Поощрение - открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
Ответ как "право свободно высказаться".
Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.
В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в
большей степени призваны контролировать, а не мотивировать учащихся, т.
к. могут снизить позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:
отметка (в силу не всегда объективной, часто - фоновой природы.
Например, "5" в сильном классе и слабом - порой разные оценки; или "4"
стабильно занимающемуся ученику и "4" слабому, однажды подготовившемуся к
уроку и получившему ее с завышением в целях создания упрощенно
понимаемой учителем "ситуации успеха");
угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");
жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических
особенностей учащихся установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А
вы не выполнили еще 2 задания" могут их дестабилизировать, сбить, т. е.
привести к обратному эффекту);
навязанные цели (вызывают, как правило, отторжение, если не поняты и не приняты объектом);
личностные оценки (часто связаны с оцениванием не учебного
результата, а дисциплинарного момента; при таком подходе ученик
оценивается не по учебному труду и его результату, а по качествам
личности)