Цели исследования:
- определить степень и характер влияния
различных факторов на активизацию
познавательной деятельности школьников 8-11
классов;
- выявить условия, способствующие развитию
познавательной активности
Задачи исследования:
- провести анкетирование учащихся 8-11 классов;
- исследовать особенности познавательной
деятельности;
Объект исследования:
Предмет исследования:
- познавательная деятельность учащихся.
Предложения:
1. Разнообразить приемы и методы работы на уроке
2. Углубить работу с учащимися, которые
интересуются определенным предметом
3. Пропагандировать на уроках дополнительную
литературу по предмету. Провести классные часы
по использованию дополнительной литературы в
подготовке к урокам и пользованию библиотечным
фондом.
4. Активнее привлекать учащихся к
исследовательской работе.
Сводная таблица анкетирования
учащихся по теме "Познавательная деятельность
учащихся в 8-11 классах"
вопросы, предметы |
баллы, места |
Вызывает ли интерес процесс
учения: а) всегда интересно
б) чаще всего интересно
в) иногда возникает интерес
г) никогда не возникает интерес
д) не думал об этом |
|
Какие учебные предмета вам
нравятся: а) очень интересен: - литература
- обществознание
- русский язык
- биология
- история
- технология
- алгебра
- химия
- физкультура
- черчение
- ОБЖ
- психология
- физика
- информатика
- немецкий
- английский
- география
- геометрия
- ритмика
+
б) интересен
в) совсем не интересен |
|
Почему этот (эти) предмет (ы)
тебе интересны: а) нравится преподаватель
б) нравится узнавать новое в этой области
знаний
в) могу отдохнуть, расслабиться
г) возможность общаться с друзьями
д) не ругает учитель
е) нравится получать хорошие оценки
ж) нравится процесс работы на уроке
з) нравится добиваться результата
и)пригодится в жизни для будущей профессии |
|
Если вам нравится учиться, то
как проявляется этот интерес: а) активно
работаю на уроке
б) внимательно слушаю объяснения учителя
в) читаю дополнительную литературу
г) посещаю факультатив по предмету
д) стремлюсь придумать что-либо новое
усовершенствовать |
|
Сколько времени вы тратите на
то, чтобы заниматься тем предметом, который вас
интересует: а) занимаюсь только на уроке
б самостоятельно занимаюсь дома, в библиотеке
в) углубляю свои знания на занятиях
факультатива |
|
Как вы поступите, если задано
сложное задание, связанное с предметом вашего
интереса: а) спрошу ответ у других
б) попрошу подсказку
в) постараюсь выполнить сам, если не смогу,
попрошу помощи
г)во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам
д) поступлю иначе |
|
Что привлекает вас в
предмете, который вам интересен: а) меня
интересуют новые факты, занимательные явления,
которые я хочу узнать
б) мне нравится разбираться в том, что и как
происходит
в)мне интересно доходить до сути событий и
явлений, выяснить, почему они происходят
г) мне интересно, используя свои знания,
придумывать, конструировать что-то новое |
|
8.Что дает вам посещение
школьного факультатива по предмету: а)
углубляю свои знания по предмету
б) расширяю кругозор
в) думаю, что знания пригодятся во время сдачи
экзамена |
|
- Всего приняло участие в анкетировании:
учащихся
- Обработано анкет:
Одним из наиболее важных качеств современного
человека является активная мыслительная
деятельность, критичность мышления, поиск
нового, желание и умение приобретать знания
самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности
учащихся - одна из актуальных проблем на
современном уровне развития педагогической
теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика
накопила немалый опыт применения методов и
организационных форм , стимулирующих
познавательные силы учащихся. Интерес к этой
стороне обучения усилился в последние годы. В
активизации процесса обучения кроются
возможности преодоления обострившихся
противоречий между требованиями общества к
школьному образованию и опытом преподавания,
между педагогической теорией и школьной
практикой.
Реализация принципа активности в обучении
имеет определенное значение, т.к. обучение и
развитие носят деятельностный характер, и от
качества учения как деятельности зависит
результат обучения, развития и воспитания
учащихся. Особая значимость активизации учения
состоит в том, что учение направлено не только на
восприятие учебного материала, но и на
формирование отношения учащихся к самой
познавательной деятельности.
Сегодня перед школой поставлены задачи
формирования нового человека, повышения его
творческой активности. Поэтому, главное сейчас -
вооружая знаниями, воспитать интеллектуально
развитую личность, стремящуюся к познанию. В
связи с этим современные требования к уроку
ставят перед учителем задачу планомерного
развития личности путем включения в активную
учебно-познавательную деятельность.
Однажды известного физика Альберта Энштейна
спросили: "Как делаются открытия?" Энштейн
ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И
вдруг появляется такой человек, который не знает,
что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно,
это была лишь шутка. Но все же , вероятно, Энштейн
вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он
намекал в том числе и на собственное открытие
более правильной и точной картины мироздания,
изложенное им в знаменитой теории
относительности. Может быть, он из озорства гения
высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело
не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в
том, чтобы сомневаться, не брать на веру все, чему
учили деды. И вдруг появляется человек, которого
не останавливает инерция привычных
представлений. Вот он и делает открытие.
|