Социально-психологическое проектирование в деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС
Цель блока социально-психологического проектирования деятельности педагога-психолога - разработка и реализация психологических методов и приемов, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся,
которые рассматриваются как способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового
социального опыта.
Универсальные учебные действия развиваются в процессе учебной
деятельности при условии правильной его организации. Это дает основания
полагать, что работа педагога-психолога по формированию универсальных
учебных действий является вспомогательной по отношению к работе учителя и
направлена, прежде всего, на психологическое сопровождение
педагогического процесса. Однако это ни в коем случае не подразумевает
второстепенности работы педагога-психолога.
Блок социально-психологического проектирования реализуется, с нашей точки зрения, по двум основным векторам:
- создание развивающей социально-педагогической среды, обеспечивающей развитие универсальных учебных действий;
- непосредственная психологическая работа с обучающимися по развитию универсальных учебных действий.
Первое направление подразумевает, с одной стороны, участие
психолога в формировании предметной развивающей среды, функционально
моделирующей содержание развития каждого ребенка и обеспечивающей
соответствие основных ее элементов потребностям, определяемым зоной
ближайшего развития ребенка. Эта среда сама по себе служит носителем
культурных, нравственных, гражданских традиций. К сожалению, на
сегодняшний день в силу разных причин эта деятельность в психологической
сфере представлена крайне скудно, особенно в работе психологов,
обеспечивающих сопровождение среднего и старшего звена обучения.
С другой стороны, невозможно исключить из модели "развивающей среды"
окружение ребенка, прежде всего взрослых, непосредственно
взаимодействующих с ним, - педагогов основного и дополнительного
образования (в широком смысле), в том числе и педагога-психолога. Работа
психолога в этой области - преимущественно просветительская и
консультативная, направленная на формирование психологической
компетентности участников образовательного процесса.
Весьма востребованной может оказаться такая новая форма работы, как занятия по формированию способности педагогов к развитию ключевых образовательных компетенций обучающихся.
Однако необходимость данной работы обнажает две проблемные зоны:
отсутствие программ, которые обеспечивали бы ее реализацию, и
недостаточная компетентность самого психолога. Это ставит новые задачи
перед методической службой психологического обеспечения.
Особую актуальность в условиях внедрения ФГОС приобретает использование в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ресурсов дополнительного образования. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность
- это важная составляющая реализации основной образовательной
программы. К сожалению, эту область практически не задействуют школьные
педагоги-психологи в своей работе. Большинство из них не только не
используют данный ресурс, но даже просто не знают, какие внеурочные
мероприятия проводятся в образовательном учреждении. Включение
педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять
разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на
основе полипрофессионального взаимодействия. Психологическое сопровождение
может реализовываться также и на этапе выбора форм внеурочной
деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и
на объективно выявленные потребности его развития.
Непосредственная психологическая работа с обучающимися по
совершенствованию универсальных учебных действий должна проводиться на
основе психолого-педагогических развивающих программ. К
сожалению, в настоящее время Служба практической психологии образования
не имеет разработанных и рекомендованных психологических программ,
обеспечивающих реализацию ФГОС. Создание и сертификация такого рода
программ - одна из важнейших задач методической службы в ближайшее
время.
Поэтому в рамках данной модели важно определить возможность
использования уже существующих развивающих и психопрофилактических, а
также профориентационных программ. Остановимся на данном вопросе
подробнее.
Во-первых, возможна реализация психологических программ, обеспечивающих
условия для формирования универсальных учебных действий: это различного
рода профилактические программы по адаптации, социализации, в старших
классах - профориентации. В условиях внедрения ФГОС их проведение должно
составлять значительную часть работы психолога.
Во-вторых, существующие психологические программы могут способствовать
развитию таких психических свойств и качеств школьников, которые
обеспечивают успешное формирование универсальных учебных действий.
Прежде всего, это программы:
- эмоционального развития (понимание эмоций, умение распознавать, адекватно выражать эмоции и воспринимать эмоции других);
- сохранения психического и психологического здоровья; знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
- знакомящие ребенка с его собственным психологическим миром.
Направленные на самопознание, они служат базой для формирования
"Я-концепции", рефлексии, эмпатии, профилактики нарушений психического
здоровья, регуляции поведения;
- психолого-педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности.
В-третьих, существующие психологические программы могут ложиться в
основу программ развития универсальных учебных действий при условии их
доработки.
Блок социально-психологического проектирования включает
консультативную, просветительскую, профилактическую, развивающую работу с
обучающимися, родителями, педагогами.
В организационном плане основанием для реализации данного блока в рамках модели выступают:
- результаты диагностических исследований;
- психологическое прогнозирование;
- административные решения.
Работа по социально-психологическому проектированию и моделированию,
являясь в том числе следствием диагностико-прогностической деятельности
педагога-психолога, в свою очередь, может переходить как в область
реализации коррекционного блока психологической работы (если
недостаточный уровень развития универсальных учебных действий обусловлен
психическими особенностями ребенка), так и в область реализации
экспертно-аналитического блока (если есть основания полагать, что
неуспешность формирования универсальных учебных действий связана с
особенностями социально-педагогической среды).
|
Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ | Добавил: admin (28.09.2012)
|
Просмотров: 3831
| Рейтинг: 5.0/1 |
|