В работе за основу определения психических
состояний взято определение А.О. Прохорова
психического состояния, как: "субъективного
отражения личностью ситуации в виде устойчивого
целостного синдрома в динамике психической
деятельности, выражающегося в единстве
поведения и переживания в континууме времени”. А
также понимание психического состояния как
сложной, целостной, многофункциональной,
многоуровневой и иерархической системы. Общими
тенденциями изменения психических состояний в
различных возрастные периоды является:
увеличение числа и сложности переживаемых
психических состояний, большая их осознанность,
усложнение саморегуляции, расширение
семантических пространств психических
состояний. В подростковом возрасте у детей
наблюдаются как отрицательные, так и
положительные психические состояния. Состояния,
переживаемые в подростковом возрасте,
отличаются устойчивостью (по сравнению с
младшими возрастами), противоречивостью,
усложнением семантических пространств и др. [1].
Для исследования психических состояний и
особенностей личности у подростков были взяты
следующие выборки:
- Школьники младшего подросткового возраста 115
человек (5- 8 классы).
- Школьники старшего подросткового возраста 101
человек (9 – 11классы).
У школьников младшего подросткового возраста
психические состояния по частоте встречаемости
располагаются в следующем порядке:
- радость (33,0 %),
- интерес (13,0 %),
- безразличие (8,7 %),
- веселье (7,8 %),
- сонливость (7,0 %),
- грусть (6,1 %),
- усталость (6,1 %),
- спокойствие (6,1 %),
- скука (5,2 %),
- тревога, беспокойство, задумчивость (4,4 %),
- печаль, страх, возбуждение (2,6 %).
Рисунок 1. Психические состояния у
младших подростков.
У школьников старшего подросткового возраста
психические состояния по частоте встречаемости
располагаются в следующем порядке:
- интерес (22,8 %),
- радость (10,85 %),
- безразличие (10,85 %),
- веселье (9,9 %),
- спокойствие (8,9 %),
- скука (4,95 %),
- тревога (4,95 %),
- радость (4,95 %),
- усталость (4,95 %),
- тоска, слабость, ожидание, обида, негативизм,
беспокойство – 15 человек (14,9%),
- грусть (2,0%).
Рисунок 2. Психические состояния у
старших подростков.
В работе рассматриваются три состояния
наиболее часто встречаемых как в младшем, так и в
старшем подростковом возрасте: интерес, радость,
безразличие.
- В состоянии радости в старшем подростковом
возрасте, в отличие от младшего, имеется
тенденция к повышению четкости, ясности
представлений, к учащению случаев похолодания
конечностей и чаще возникают неприятные
ощущения со стороны сердца.
- В состоянии безразличия в старшем подростковом
возрасте, в отличие от младшего, имеется
тенденция к снижению четкости, ясности
представлений, ухудшается сообразительность,
имеется тенденция к повышению вялости,
пассивности, поведение подростков в этом
возрасте становиться менее последовательное и
более импульсивное.
- В состоянии интереса в старшем подростковом
возрасте, в отличие от младшего, имеется
тенденция к повышению сосредоточенности на
выполняемой работе, посторонние раздражители не
отвлекают, неприятные ощущения со стороны сердца
не мешают работе, в этом возрасте наблюдается
большая напряженность переживаний, имеется
тенденция к преобладанию более продуманного и
более расслабленного поведения.
Старшие подростки, в отличие от младших, более
эмоционально неуравновешенные, независимые,
тревожные, и менее добросовестные и склонные к
риску.
Для регуляции психических состояний
желательно использовать следующие методики:
- использование функциональной музыки,
- чтение художественной литературы,
- трудотерапия,
- имитационные игры, применяемые в
психологических тренингах, направленных на
снятие тревожности у старших подростков,
развитие логического мышления, направленного на
анализ ситуации при рискованных действиях у
младших подростков; использование внушения и
самовнушения для повышения уверенности в себе.
Тревожность у старших подростков часто
возникает при несоответствии желаний и
возможностей. Для выработки умения правильно и
адекватно формулировать цели можно использовать
тренинг на соответствие цели истинным желаниям и
возможностям.
Тренинг: "Достигни цели”
В первую очередь необходимо сформулировать
свою цель, свое желание словами: "Я хочу….”, "Я
могу……”, "Я буду….”.
Для достижения более высокого результата
подростков просят закрыть глаза. Затем
представить дерево с множеством веток с зелеными
листьями, лес. Дорогу, которая проходит по лесу и
по которой он идет. Дорога проходит мимо
водопада, который впадает в озеро. Далее следует
описание водопада (по представлению самого
психолога). Желательно в момент описания
водопада звучание музыки с шумом водопада.
Визуализация с образом водопада необходима для
снятия нервно-эмоционального перенапряжения. Он
проходит мимо водопада и идет дальше подороге,
которая проходит по лесу. Вдруг он видит впереди
себя домик, с закрытой дверью. Он пробует открыть
ее и попадает в комнату. На пути могут
встречаться несколько комнат, пока он не дойдет
до комнаты с большим сундуком. Количество дверей,
встречаемых на пути к цели, соответствует
количеству препятствий на пути к цели. Он пробует
открыть сундук с облаком, которое содержит в себе
желание. Он пробует вдохнуть в себя это желание. В
этот момент необходимо зафиксировать свои
ощущения: неприятные ощущения свидетельствуют о
неправильной постановке цели, а приятные о том,
что цель ему полностью подходит. Затем он выходит
из комнаты, из дома. Дальше человек движется по
дороге в лесу. Подходит к озеру с водопадом. Важно
зафиксировать в этот момент ощущения и погоду.
Затем человек дальше движется по дороге по лесу.
Подходит к своему дереву, с которого начинал свой
путь. Затем подросток открывает глаза.
Примечание:
1. Представление водопада необходимо для снятия
нервно – эмоционального перенапряжения до и
после представления цели, желания.
2. Количество и трудность открывания дверей
будут свидетельствовать о препятствиях на
жизненном пути, до и после достижения цели
3. Погода и озеро свидетельствуют о внутреннем
состоянии: если состояние спокойное, то озеро
чистое и прозрачное, а погода солнечная, теплая,
Если возникает тревога, беспокойство погода
портиться, а озеро становиться мутным, грязным, с
волнами.
Так же для уменьшения тревожности используется
следующие методики:
- методика изменения взглядов на события: 60%
событий должно быть нейтральных, 35%
положительных и только 5% отрицательных.
- смена иррационального мышления на
рациональное, т.е. при любых обстоятельствах
рассматривание их не как катастрофических, а как
преодолимые препятствия на жизненном пути.
Итак, в данной работе были рассмотрены наиболее
часто встречаемые психические состояния у
подростков и методы их регуляции с помощью
различных методик. |