Четверг, 18.04.2024, 07:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Рекомендации по созданию воспитательной системы класса

Коллектив учеников – это живой изменяющийся организм, поэтому воспитательная система класса требует постоянного наблюдения и корректировки. Надеемся, в этом вам помогут предложенные рекомендации.

Поиск оптимальных форм организации воспитательного процесса в классе рано или поздно приводит к созданию воспитательной системы как высшего уровня такой организации. Необходимость ее вытекает из самой природы социализации детей, требующей интеграции усилий всех институтов воспитания (семьи, школы, общественности, средств массовой информации и т. д.) и осуществления воспитательной деятельности на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

В соответствии с современной теорией воспитания воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой ими среды), дающая общий эффект.

Однако в практике образования под системой воспитания, как правило, понимается система взаимосвязанных воспитательных воздействий (мероприятий, дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей образовательной системе класса, в худшем – набор мероприятий, проводимых не всегда осмысленно, а иногда просто "для галочки" или под внешним давлением.

В связи с этим, несомненно, требуются формирование профессиональной компетентности классного руководителя в управлении воспитанием с учетом ориентации на его качество как на интегративный результат, а также разработка новых концептуальных подходов к содержанию воспитания и отбору воспитательных технологий.


Технология создания воспитательной системы класса

Предлагаем рассмотреть технологию конструирования воспитательной системы класса, предполагающую следующие этапы работы:

1. Определение целей ее создания (развития, если она создана) для отбора компонентов системы. Это трудное дело, поскольку неверно сформулированная, а иногда и неверно поставленная (сформированная) цель дезориентирует деятельность воспитательной системы. Не менее важна трансформация педагогических целей под конкретного учащегося. Должны быть созданы дидактические условия и возможности для определения целей и раскрытия их личностного смысла.

Процесс выработки целей воспитания может включать в себя:
  • диагностику состояния воспитательного процесса или анализ исходной ситуации;
  • моделирование целей, задач и возможных результатов;
  • коллективное целеполагание на основе совместной деятельности учителей, учащихся и родителей;
  • уточнение целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы.

2. Определение набора компонентов или элементов воспитательной системы исходя из определенной цели.

3. Определение функционала каждого компонента и проверка их на дублирование. Функционал – это целевое предназначение компонента воспитательной системы, характеризующееся содержанием, формами и методами деятельности (т. е. что и как делать?).

Определение функций каждого компонента предполагает:
  • определение роли этого компонента в общей структуре управления (для чего он необходим?);
  • формулирование целей его деятельности (что будет делать?);
  • систематизацию и обобщение всех целей деятельности компонента;
  • непосредственное определение функций (как этот компонент системы сможет достичь поставленных перед ним целей?), т. е. направлений деятельности.

4. Выделение системообразующего (главного) компонента. Этот компонент должен быть связан со всеми другими, т. к. без него система не сможет работать.

5. Установление связей системообразующего компонента со всеми другими. На этом этапе определяются направления совместной деятельности компонентов воспитательной системы, корректируются ранее выбранные функции. В итоге выстраивается структура воспитательной системы, представляемая в виде схемы.

6. Оценка уровня целостности системы. На этом этапе устанавливается, позволит ли разработанная воспитательная система достичь цели ее создания (см. п. 1).

7. Определение условий (материальной основы) для функционирования системы воспитания (создание ресурсного обеспечения). Этот этап является заключительным.


Примерная программа создания воспитательной системы класса

Следует отметить, что реализация модели воспитательной системы класса является исследовательской, опытно-экспериментальной деятельностью, а это диктует необходимость разработки программы ее развития.

Рассмотрим примерную программу создания воспитательной системы класса.

Цель исследования – разработка и обоснование модели воспитательной системы класса.

Объект исследования – воспитательный процесс в классе.

Предмет исследования – воспитательная система класса.

Проверяется следующая гипотеза: если воспитательный процесс в классе строится на системной основе в соответствии с концептуальными идеями развития целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов, то он обеспечит формирование личности, способной адаптироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом ее возрастных особенностей.

При этом должны быть обеспечены следующие условия:
  • разработан методический аппарат мониторинга воспитанности учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
  • реализация "оптимистической гипотезы" в деятельности педагогов;
  • корректировка воспитательного процесса применительно к конкретному учащемуся для предупреждения его возможных затруднений посредством совершенствования традиционных технологий воспитания и использования новых.
Задачи исследования:
  1. Выявить на основе анализа микросреды класса, потребностей учащихся и их родителей социальные группы, запросы которых должна удовлетворять воспитательная система класса.
  2. Изучить состояние воспитательного процесса в классе и на основе полученных данных определить противоречия в его содержании и организации.
  3. Разработать содержательные, организационно-деятельностные и операционно-технологические основы воспитательного процесса в классе.
  4. Экспериментально обосновать условия эффективности воспитательного процесса в классе.


Этапы опытно-экспериментального исследования

Опытно-экспериментальное исследование проводится поэтапно.

I этап

  • Изучение микросреды класса в аспекте организации жизнедеятельности учащихся.
  • Анализ состояния воспитательного процесса в классе с целью выявления противоречий в его содержании и организации.
  • Подбор и разработка диагностических материалов, используемых для определения уровней воспитанности учащихся и сформированности родительской позиции.
  • Разработка концепции воспитательной системы класса.
II этап
  • Построение обобщенной модели воспитательной системы класса.
  • Разработка технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в классе.
  • Диагностика уровня воспитанности учащихся.
  • Диагностика уровня сформированности родительской позиции.
  • Поисковая экспериментальная работа по проверке технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса.
III этап
  • Описание и апробирование технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в классе.
  • Диагностика уровня воспитанности учащихся (изучение динамики).
  • Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, ее корректировка.
IV этап
  • Корректировка технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в классе.
  • Диагностика уровня воспитанности учащихся (изучение динамики).
  • Анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления степени их удовлетворенности содержанием и организацией воспитательного процесса.
  • Анализ состояния воспитательного процесса в классе.
V этап
  • Реализация целостной модели воспитательного процесса в классе.
  • Описание технологии создания и реализации условий эффективности воспитательного процесса в классе.
  • Подготовка методических рекомендаций классным руководителям.


Результаты исследования

Критерии и показатели оценки результатов:
  • продуктивность (уровни воспитанности учащихся, степень профессионального самоопределения школьников, уровни сформированности у них социально-ценностных отношений);
  • адаптационная способность воспитательной системы класса (своевременная идентификация новых проблем и обеспечение эффективной работы в меняющихся условиях);
  • удовлетворенность участников образовательного процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
  1. Мониторинг воспитанности учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности, изучение удовлетворенности всех участников образовательного процесса деятельностью свидетельствуют о том, что разработанная модель воспитательной системы класса позволяет создать условия, обеспечивающие самореализацию учащихся.
  2. Классный руководитель владеет методиками диагностирования школьников (их способностей, склонностей, интересов и т. п.), что позволяет своевременно определять потенциальные возможности учащихся и вносить соответствующие изменения в реализацию воспитательного процесса каждого ученика.
  3. В классе создан благоприятный социально-психологический микро­климат, показателем которого является самочувствие каждого участника образовательного процесса.
  4. Большинство учащихся осознанно выбирают профессию в рамках школьного образования.
Прогнозируемые негативные последствия:
  1. Возрастание объема информации о возможностях учащихся может обусловить несвоевременную ее обработку классными руководителями.
  2. Неполное включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности вследствие слабой практической подготовки классного руководителя в этом направлении.
  3. Затраты времени и средств на дополнительное обучение педагога диагностике возможностей учащихся и составлению коррекционных программ.
  4. Возникновение существенных затруднений при введении новых технологий воспитания, обусловленных сложившимися стереотипами профессиональной деятельности педагогов.
  5. Значительные временные затраты классного руководителя при внедрении целостной модели воспитательного процесса в случае отсутствия разработок необходимых технологических процедур.
Возможности для компенсации негативных последствий:
  • разработка разнообразных схем и таблиц, позволяющих ускорить процесс обработки собранной информации, использование информационных технологий;
  • подготовка алгоритмов внедрения модели воспитательной системы и проведения необходимых технологических процедур;
  • обучение учащихся умениям управлять своей деятельностью и включение их в разнообразные структуры управления жизнедеятельностью класса;
  • проведение психологических и коммуникативных тренингов для учащихся.
Формы представления результатов опытно-экспериментальной работы:
  1. Отчеты по завершению каждого этапа эксперимента.
  2. Научно-практические семинары для классных руководителей школы.
  3. Методические рекомендации, статьи.

Надеемся, что предложенные идеи помогут вам в практической деятельности по формированию воспитательной среды класса. Вероятно, что-то изменится в вашей профессиональной компетентности, а может быть, и в педагогической позиции.

В заключение отметим, что при желании можно достаточно быстро спроектировать идеальную модель воспитательной системы класса, но для того чтобы ее реализовать, понадобится достаточно много времени. Тем не менее, не старайтесь использовать готовые модели. Ведь еще К.Д. Ушинский предупреж­дал, что передается не опыт, а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики.

Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ | Добавил: admin (06.08.2012)
Просмотров: 2206 | Теги: педагогическая помощь, психология школьника, советы школьного психолога педагога, общество и подросток, самооценка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru