Классному руководителю необходимо умение выявлять
конфликтные ситуации, анализировать их, а затем – что является самым
сложным – вместе с детьми, родителями, педагогами урегулировать их таким
образом, чтобы ликвидировать "почву" для возобновления или повторения
подобной негативной ситуации. Здесь просто необходимы научные знания, а
также простые житейские мудрость и опыт. Но очень часто решения
"сердцем" дают лучшие результаты, чем решения, построенные на строго
научных теориях и подходах.
Правильно урегулированный конфликт может дать новый виток
развития взаимоотношений между личностями – это скорее желаемый
результат, к которому порой непросто прийти.
Хочется, чтобы каждому в классном коллективе было комфортно и
уютно. А это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с
людьми, ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится –
определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и
находить "бескровное" решение назревшей проблемы.
Конфликт произошел в конце прошлого учебного года в 7-м классе.
В коллективе дети из семей современной интеллигенции, в
основном государственных служащих со средним экономическим положением.
Воспитанием детей в семьях занимаются, но получилось так, что большая
часть класса – ребята, тяжело переживающие распад своей семьи –
отсутствие постоянного мужского внимания особенно сказывается на
мальчиках. Кроме этого ребята чутко воспринимают современную жизнь и все
ее проблемы приносят в школу: их разговоры касаются, увы, совсем
недетских вопросов, в частности проблем благосостояния. В классе есть
лидеры – девочки, с их мнением считаются все, есть ребята, стремящиеся к
лидерству, но пытающиеся достичь этого силой – их грубости побаиваются.
В целом же отношения до определенного момента не выходили за рамки
"штатных ситуаций", и казалось, что начавшийся с середины 7-го класса бурный процесс взросления мы переживем благополучно.
О разыгравшемся конфликте я узнала через три дня, когда
расстроенная, плачущая бабушка пострадавшей девочки (назовем ее Полина)
пришла ко мне с сообщением, что забирает внучку из школы. Оказывается,
Полина уже несколько дней ходила в школу с модной в молодежной среде и
очень дорогой, полученной в подарок от родственников умершего отца,
брошкой-значком. Я безделушку эту на Полине не
заметила, а вот ребята проявили интерес: стильный, дорогой (о стоимости
значка спрашивали, и, уменьшенная тактичной девочкой вдвое, она, похоже,
произвела впечатление), он стал предметом разговоров. Как вспоминала
Полина, разговоры эти были обычной их болтовней, не обнаруживавшей в
себе жгучей зависти или злобы. Очень быстро они утихли. Полина
продолжала носить брошку, на которую, казалось, уже никто не обращал
внимания.
И тут произошла трагедия. После урока физической культуры
Полина поднялась в раздевалку и, подойдя к своей одежде, увидела
скомканную жилетку, в которую была запрятана исковерканная, разломанная
брошка, а на джинсах, лежащих рядом, девочка увидела расплывшиеся мокрые
пятна (как потом обнаружилось, это были плевки). Полина – человек
сдержанный, слезы у нее появились только дома, и не по поводу
уничтоженной вещи, а как реакция на душевную боль – она не понимала, за
что ее так унизили. Весь следующий учебный день я видела слезы в глазах
девочки. Она была совершенно рассеянна, схватила две двойки, на мои
расспросы Полина ничего не рассказывала. Ей было и стыдно, и обидно, и
она не знала толком, кого подозревать и винить: все в классе шло как
обычно, все вели себя ровно и спокойно. Семью Полины подтолкнуло к
решению забрать ее в другую школу именно молчание ребят и их родителей –
проявленные жестокость и равнодушие.
Для того чтобы добиться положительного результата, была выстроена целая система мер по разрешению конфликта:
- сбор и анализ информации о конфликтной ситуации, консультации с психологом, социальным педагогом, омбудсменом;
- классный час на тему "Я в ответе за себя и других";
- родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?";
- индивидуальные собеседования с родителями провинившихся
ребят для совместного моделирования разговора об ответственности за
поступок;
- собеседование с активом класса о возможных формах определения позиции детского коллектива по отношению к конфликтной ситуации;
- презентация спектакля на общем собрании детей и родителей,
публичное определение своей позиции, принесенные от имени класса
извинения за случившееся, сформированное сознание того, что совместными
усилиями можно предотвратить беду.
Я долго не могла прийти в себя: страшно, что такое вообще
могло произойти, и что произошедшее воспринимается моими ребятами как
обыденное. Искала выход: надо было успокоить Полину и ее семью;
объяснить ребятам, что унижать другого человека ни при каких
обстоятельствах нельзя; найти виновных, чтобы помочь им раскаяться;
совершить что-то, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни моих ребят. Как все это сделать?
Про материальную компенсацию я не думала: не в этом видела
главную проблему. Действительно, эта сторона конфликта была решена легче
и быстрее всего не нами, а Полиниными родными: ей подарили такую же
брошку и еще какие-то красивые вещи. Полинину бабушку
мне удалось уговорить не спешить с переводом из школы. Я извинилась
перед ней за случившееся и пообещала найти выход из сложившейся
ситуации.
Полина помогла мне сама: девочка по природе добрая, она
быстро "восстановилась", вела себя с одноклассниками как обычно, никому
никак не напоминала о случившемся.
Я старалась ответить себе на вопросы: кто это сделал? за
что? как поступить? Понимая, что свидетелей, скорее всего, нет, решала
проблему, как побудить к раскаянию совершившего зло, как объяснить
ребятам, что они все тоже виноваты – своим равнодушным молчанием.
Почему эта история произошла именно с Полиной, могло ли это случиться с кем-то
из других девочек класса? Пожалуй, да, могло случиться и еще с
некоторыми. Поэтому нельзя принять содеянное как прямое выражение
отношения ребят к Полине. Хотя она и не всеобщая любимица, каких-то
негативных эмоций у одноклассников девочка к себе не вызывала. Итак,
это не ситуация "масса против индивидуальности", это элементарная
зависть, проявленная кем-то из ровесников… Пугало, что на защиту Полины никто из одноклассников не встал…
наверх
Сбор и анализ информации о конфликтной ситуации
Получив первые сведения о конфликте, классному руководителю
необходимо изучить их, используя все возможные источники, и, по
возможности, пополнить достоверными фактами, чтобы владеть информацией в
полной мере.
В моей ситуации информационными источниками были:
- потерпевшая Полина;
- ее бабушка – свидетель первой реакции девочки;
- учитель, на чьем уроке произошел конфликт.
Из этого списка исключены одноклассники Полины: они –
соучастники конфликта. К тому же как был совершен поступок – никто не
видел.
Вопросы для собеседования:
- Как узнали о ситуации?
- По возможности, более подробное описание ситуации.
- Какова реакция на случившееся – участника разговора и, если ему известно, одноклассников Полины?
- Каковы предположения: почему это случилось? кто и почему мог это совершить?
- Для учителя физкультуры еще и дополнительные вопросы:
- Кто отсутствовал на уроке, как долго, по какой причине?
- Каков режим работы раздевалок спортзала?
- Кто из ребят, по его мнению, был излишне возбужден, вел себя необычно?
Для классного руководителя в момент собеседования необходимо:
- руководствоваться психологическим правилом "отложенного наказания":
– не торопиться с выводами;
– не оказывать давления на расспрашиваемого в виде наводящих или заведомо оценочных вопросов;
– не открывать до поры детям своего отношения к событию;
– не обнаруживать, что идет расследование; - постараться всеми возможными способами успокоить пострадавшего, дать надежду, что вместе конфликтная ситуация будет преодолена.
Следующий шаг этого этапа – анализ и предварительная оценка
собранной информации.Он тоже должен проходить в спокойной, сдержанной
обстановке.
Основные вопросы классного руководителя к самому себе:
- Насколько случайна или неслучайна произошедшая в классе ситуация?
- Почему она произошла именно с этим ребенком?
- Что именно стало абсолютно непредсказуемым (неожиданным) в поведении класса?
- Кто из ребят (одноклассников или чужих) мог совершить этот проступок? Что толкнуло его на это?
Когда будут определены ответы на эти вопросы, следует сделать
новый шаг – попросить консультации профессионалов: психолога,
социального педагога, омбудсмена.
Чтобы сформировать для себя абсолютно объективную позицию,
необходимо каждому из специалистов подробно, но без эмоций, без своей
личностной оценки описать конфликтную ситуацию и задать каждому
конкретные вопросы:
- психологу: Как можно объяснить с позиции
подростковой психологии совершенный проступок и инертную позицию детей
по поводу случившегося? Каковы психологические способы выхода из данной
ситуации?
- омбудсмену: Каковы права пострадавшего
ребенка? Какими действиями его можно защитить? Какими могут стать
правовые действия, способствующие ликвидации в дальнейшем позиции "меня
это не касается"?
- социальному педагогу: Насколько
разыгравшийся конфликт типичен или нетипичен для школьного коллектива?
Есть ли опыт позитивного решения подобных ситуаций?
Представив социальному педагогу рекомендации психолога и
омбудсмена, совместно с ним следует разработать действия по устранению
конфликта и пропедевтике его возможного повторения.
|