Система работы с проблемными подростками и их родителями
В педагогической науке и практике накоплен разнообразный материал, отражающий особенности воспитательной работыклассного руководителя с проблемными подростками. Однако вопрос создания системы эффективной профилактической работы в обучении и воспитании трудных подростков остается актуальным.
Как правило, подростки получают клеймо "проблемного”, если их поведение
не соответствует ожиданиям взрослых, и для их воспитания и обучения
невозможно применить наработанные педагогические приемы.
Для проблемных подростков характерно следующее:
1. Уклонение от учебы:
неуспеваемость по большинству предметов;
отставание в интеллектуальном развитии;
отсутствие познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
отказ от общественных поручений;
пренебрежительное отношение к делам образовательного учреждения и учебной группы;
пренебрежительное отношение к общественной собственности и ее порча;
пропуски занятий производственного обучения без уважительных причин.
3. Негативные проявления личности:
сквернословие;
курение;
употребление спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;
воровство, вымогательство;
тяга к азартным играм;
ранняя сексуальная активность.
4. Повышенный негативизм по отношению к педагогам и родителям:
грубость, агрессивность, критичность;
недисциплинированность на уроках;
нарушение общественного порядка;
немотивированные поступки;
отсутствие уважения к старшим (в т. ч. к родителям).
5. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое,
негативное, ожесточенное.
Для решения этих проблем нами была разработана воспитательная программа группового взаимодействия с проблемными подростками и их родителями "Мы вместе”.
Цели воспитательной работы в группе:
адаптация проблемных подростков к учебной группе и социуму;
выявление причин, степени и характера проблем подростков и их родителей;
разработка системы коррекционных мер для работы с проблемными подростками;
формирование нравственных качеств личности обучающихся и нравственной самооценки поведения;
формирование ценностного отношения к семье;
повышение уровня информированности подростка по проблемам алкоголизма, наркомании, курения, ВИЧ-инфекции и безопасного секса;
повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблем подростков и формирования позитивного стиля воспитания.
Задачи работы с проблемными подростками:
вовлечение в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
создание индивидуального плана коррекции вредных привычек на основе диагностики;
формирование социально-личностной готовности подростка к выполнению задач, связанных с семьей;
оказание помощи и поддержки в создании собственной позитивной системы ценностей поведения и жизни подростка;
развитие коммуникативных и творческих способностей у проблемных подростков через вовлечение в активную деятельность.
Программа работы в учебной группе с проблемными подростками и их
родителями "Мы вместе” состоит из 4-х разделов и рассчитана на 2 учебных
года.
Раздел 1. "Кто я?” (психолого-педагогическая диагностика и
коррекция поведения проблемных подростков). В ходе работы используются
методики, опросники, тесты, которые помогают выявить характер и степень
развития проблем обучающихся и их родителей, приемы их преодоления. На
основе диагностики строится вся дальнейшая воспитательная работа
педагога и других специалистов.
Результатом является составление плана коррекционных мероприятий.
Раздел 2. "Хочу знать” (информационно-познавательный).
Определяются эффективные формы работы по педагогическому просвещению
родителей, информированию подростков о способах и методах решения их
проблем. Для достижения наилучшего результата можно сочетать лекции,
беседы и практикумы.
Раздел 3. "Выбираю активную жизненную позицию”
(социально-психологические тренинги). Занятия проводятся специалистами:
психологами, медицинскими работниками, сотрудниками органов внутренних
дел, социальными педагогами. Итогом их проведения будет формирование
положительных ценностей и ответственное отношение к своему здоровью, к
жизни; налаживание взаимопонимания подростков и родителей. Тематику
тренингов можно выбирать в соответствии с проблемой подростка.
Раздел 4. "Я смогу это сделать” (креативно-творческая
деятельность проблемных обучающихся). Подросток вовлекается в творческую
деятельность, адекватную его интересам, что помогает развить его
коммуникативные и творческие способности, создать ситуацию успеха и
повысить самооценку; развить стремление изменить свое отношение к
обучению, семье, своей жизни.
Все разделы логически взаимосвязаны, в них используются эффективные
формы и методы работы классного руководителя с проблемными подростками и
родителями, помогающие достичь намеченных целей и задач.
Ожидаемые результаты воспитательной работы по программе:
1. С подростками:
формирование позитивных жизненных целей, повышение мотивации и способности к их достижению;
умение противостоять давлению окружающей среды и отстаивать свою позицию;
умение принимать решения, способствующие сохранению здоровья;
формирование адекватной самооценки;
развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
социальная готовность к профессиональной и семейной жизни;
повышение ответственности за собственные поступки и жизнь;
раскрытие творческого потенциала и стремление к его реализации.
2. С родителями обучающихся:
повышение уровня педагогической компетенции в проблемах и стиле семейного воспитания;
формирование благоприятного семейного микроклимата с целью коррекции поведения подростка, решения конфликтов;
приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками;
формирование адекватной самооценки стиля воспитания и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей.
Содержание программы
Раздел 1. "Кто я?”
Содержание раздела: психолого-педагогическая диагностика и коррекция поведения проблемных подростков.
Цели: создать условия для: определения уровня общего
психического развития подростка, характера и причин проблем воспитания
подростков; выявления проблем родителей, их отношения к трудностям
подростков; разработки коррекционных мероприятий для проблемных
подростков.
Задачи:
оказать психолого-педагогическую помощь подросткам в решении их
проблем, в саморазвитии, самостановлении, самоутверждении на основе,
позитивных целей и ценностей;
на основе диагностики оказать педагогическую помощь родителям в
создании стиля воспитания, способствующего решению проблем под- ростков.
Рекомендуемые методы работы по разделу
Необходимо помнить, что психолого-педагогическая и педагогическая
диагностика – это не выявление слабостей и недостатков подростков, а
исходный материал для дальнейшей деятельности педагогов в разработке
индивидуальных коррекционных программ для проблемных подростков и их
родителей.
В диагностической работе применяются следующие методы:
метод наблюдения используется с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа;
метод опроса используется для выявления оценок, мнений, проблем и
их причин; прогноза и выработки рекомендаций по разрешению проблем;
диагностическая беседа проводится с целью получения материала,
характеризующего индивидуально-личностные особенности подростка. С
помощью диагностической беседы психологи и педагоги могут решить
следующие задачи:
– выяснить причины конкретных проблем подростков;
– исследовать методы и средства воспитания, которые применялись к обучающемуся;
– изучить среду, в которой находится подросток, и степень ее влияния на несовершеннолетнего;
– выявить его нравственные позиции и ценности, ближайшие цели и т. п.;
интервью – разновидность беседы, в которой педагог задает вопросы,
воздерживаясь от собственных высказываний, а обучающийся отвечает;
анкетирование применяется для массового сбора информации;
тесты применяются с целью оценки какого-либо свойства или качества
психологических процессов, а также для определения способностей или состояния подростка;
психолого-педагогическое консультирование подростков и родителей
проводится не только для выявления уровня возникших проблем, а главным
образом для оказания поддержки и помощи проблемным подросткам и их
родителям.
Раздел 1 состоит из 2-х блоков:
первичная диагностика подростков и их родителей;
оценочная диагностика и составление индивидуальных коррекционных программ для проблемных обучающихся и их родителей.
Рекомендуем психодиагностические и педагогические методики исследования проблемных подростков, которые можно использовать в разделах 1 и 3 при проведении занятий в форме бесед, лекций и тренингов:
психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей подростков (Г. Айзенк);
характерологический опросник Леонгарда для подростков (выявление личностных особенностей подростков);
многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский возраст) (выявление личностных особенностей подростков);
диагностика тревожных состояний (CMAS) (выявление подростков группы
риска и причин дезадаптации в коллективе);
диагностика агрессивности Басса-Дарки (выявление степени агрессивности подростка с целью дальнейшей коррекции его поведения);
диагностика направленности личности:
– на себя (личностная);
– задачу (деловая);
– взаимодействие (коллективистская);
методика "Импульсивность” (выявление степени импульсивности:
насколько подросток склонен к принятию недостаточно обдуманных решений);
методика изучения потребности общения и потребности достижения
(выявление уровня сформированности потребности общения и потребности
достижения);
тест-опросник МУН (мотивация на успех и неудачу) А. Реана
(выявление степени мотивации подростка на успех, степени боязни неудачи,
избегания наказания);
диагностика волевого самоконтроля А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдмана
(выявление уровня развития волевой регуляции, меры владения собственным
поведением в различных ситуациях);
изучение самооценки личности (определение степени
сформированности оценки отношения обучающегося к самому себе, степени
адаптации к социуму);
шкала самооценки личности А. Пригожина (изучение особенностей самооценки с целью последующей коррекции);
проективная методика Р. Жиля "Межличностные отношения ребенка”
(изучение степени социальной приспособленности подростка и его
взаимоотношений с окружающими);
методика оценки способов реагирования в конфликте К. Томаса
(выявление склонности подростка к соперничеству или сотрудничеству в
группе, его стремления к компромиссам, избеганию или обострению
конфликтов;
определение степени готовности к совместной деятельности);
методика диагностики социально-психологического климата
коллектива (определение уровня развития коллектива и общая оценка
психологического климата; выявление факторов его формирования, которые
можно использовать для коррекции);
методика выявления трех возможных типов восприятия подростком группы:
– индивидуалистического;
– прагматического;
– коллективистского;
анализ семейных взаимоотношений.
Методики исследования родителей проблемных подростков:
анкета "Взаимодействие с учебным заведением” (выявление степени
готовности и форм сотрудничества родителей с образовательным
учреждением);
анкета "Причины проблемного поведения подростков” (выявление причин проблем и девиации подростков);
тест "Проблемы вашего подростка” (выявление причин возникновения проблем);
анкета "Детей воспитывают родители. А родителей?” (осознание своих методов воспитания подростков);
тест "Как вы поступите?” (выявление приемов семейного воспитания);
тест "Тип отношения родителей к подростку” (выявление и корректировка отношений родителей и их детей);
тест "Стили родительского поведения” (оценка педагогического мастерства, стиля воспитания подростков);
тест "Шкала родительской озабоченности” (ШРО) (выявление проблем подростка, степени их проявления).
Коррекционная работа классного руководителя
Коррекционная работа проводится классным руководителем совместно с
психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, мастерами
производственного обучения, преподавателями и администрацией училища.
В зависимости от выявленных проблем применяют различные виды коррекции:
1. Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития
коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы:
2. Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:
методов психологической релаксации, используемых для повышения уровня нервно-психической устойчивости (2, 3-й разделы);
техник поведенческого направления, методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления;
методов арт-терапии (4-й раздел).
3. Коррекция морально-нравственных норм и правил:
метод сказкотерапии (4-й раздел);
тематические беседы;
работа с семьей, при отсутствии активного сопротивления (2–4-й разделы);
вовлечение подростка в общественную работу (4-й раздел).
Приемы коррекционной работы:
намек, просьба, упрек;
мнимое безразличие;
ирония;
доброта, внимание, забота;
поощрение, стимулирование;
проявление огорчения;
поручительство;
убеждение;
доверие;
моральная поддержка;
укрепление веры в собственные силы;
пробуждение нравственных чувств;
вовлечение в интересную творческую деятельность;
Нельзя забывать и о тормозящих (властных) приемах:
констатация поступка;
осуждение;
предупреждение;
приказание;
наказание.
Для оценки проведенных коррекционных мероприятий предложите подростку тест.
Тест-опросник
1. Изменилось ли твое отношение к обучению в училище? Почему?
2. По каким предметам заметно улучшились результаты, а какие все еще вызывают сложности?
3. Отметь, в работе над какими личностными качествами тобой достигнуты положительные результаты:
инициативность;
самостоятельность;
ответственность;
дисциплинированность;
выполнение намеченных задач;
требовательность к себе;
взаимодействие с педагогами, родителями, сверстниками.
4. Участие в каких внеурочных мероприятиях ты считаешь для себя успешным:
классные часы, собрания;
конкурсы, конференции, концерты, праздники;
кружки и секции;
мероприятия профессиональной направленности.
5. От каких вредных привычек тебе удалось избавиться? Если нет, то почему?
6. Над какими личными качествами надо серьезно поработать?
7. Какие умения и навыки необходимо еще развивать?
8. Что еще необходимо изменить в отношениях со сверстниками, родителями,
педагогами?
9. Отметь, какие творческие способности ты в себе обнаружил(а) и хотел(а) бы развить:
литературные;
актерские;
музыкальные;
хореографические;
изобразительное искусство;
дизайнерские.
Спасибо за сотрудничество!
Раздел 2. "Хочу знать”
Содержание раздела: информационно-познавательный.
Цели: информирование проблемных подростков и родителей:
о путях сохранения и укрепления здоровья;
последствиях вредных привычек, свободных сексуальных отношений для человека и общества;
конфликтных ситуациях и способах их разрешения;
проблемах подготовки подростков к семейной жизни.
Задачи:
приобретение знаний и формирование социальной готовности к выполнению жизненно важных функций члена общества;
формирование умений самоорганизации, самовоспитания и самоконтроля;
создание позитивной системы жизненных ценностей.
На основании проведенной диагностики и выявленных проблем подбираются формы работы с проблемными подростками и их родителями.
Рекомендуемые формы работы:
интерактивные беседы. "Интерактивный” означает способность
взаимодействовать в режиме беседы, диалога. Интерактивные беседы – самая
эффективная форма информационной воспитательной деятельности, т. к. она
создает комфортные условия, при которых подросток чувствует свою
успешность и самостоятельность. Подростки учатся решать сложные проблемы
на основе анализа соответствующей информации; принимать продуманные
решения; общаться с другими людьми;
эссе (сочинения), письма по одной из актуальных тем и проблем
подростка. Эта форма дает возможность обучающимся проявить свое
отношение к проблеме, аргументировать его;
лекции с просмотром фрагментов кино- и видеоматериалов с
последующим обсуждением. Использовать кино- и видеоматериалы следует в
начале, в середине лекции, проводимой специалистами (медиками,
психологами, социальными педагогами, юристами). При просмотре фрагментов
рекомендуем следующие способы активизации внимания подростков:
– записывать или мысленно отмечать те фразы героев, которые сразу врезаются в память;
– смотреть материалы, представляя себя участниками событий.
После просмотра можно предложить обучающимся вопросы для обсуждения,
учитывающие полученную информацию и их личный опыт. Составлять вопросы
нужно так, чтобы на них нельзя было дать односложный ответ; необходимо
следить за тем, чтобы ответы были аргументированы. Во время обсуждения
не задавать сразу несколько вопросов;
практикумы – форма воспитательной деятельности, направленная на
освоение проблемными подростками и их родителями способов овладения
практическими умениями и навыками, оказание помощи в самообразовании и
самовоспитании;
лекторий для родителей проблемных подростков способствует
повышению педагогической компетентности родителей, выработке единых
подходов семьи и училища к воспитанию проблемных подростков;
рефлексия – очень важная форма работы, позволяющая выяснить
наличие интереса к конкретной проблеме; определить степень
удовлетворенности занятием, совместной деятельностью и перспективу
дальнейшей совместной деятельности.
Раздел 3. "Выбираем активную жизненную позицию"
Направление работы: социально-психологические тренинги.
Цели: способствовать формированию активной жизненной позиции
подростков, развитию творческого потенциала обучающихся, изменению стиля
семейного воспитания с помощью социально-психологических тренингов.
Задачи:
развивать коммуникативные и творческие навыки проблемных подростков;
актуализировать и формировать личностные ценности обучающихся;
формировать у родителей стиль общения, способствующий исправлению поведения подростка и решению его проблем.
Рекомендуемые методы и приемы работы
Занятия в форме групповой работы с элементами тренинга представлены в виде набора:
оценочных упражнений;
ролевых игр;
мозговых штурмов;
дискуссий;
элементов лекции (информационно-правовой блок);
рефлексивных упражнений.
Занятия позволяют развить следующие коммуникативные навыки и навыки делового общения:
коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии.
понимание и принятие своих и чужих чувств;
активное слушание – умение внимательно слушать других и понимать их точку зрения;
эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, способность сопереживать;
ориентация в проблеме – умение анализировать информацию и делать вывод;
аргументации своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
навыки принятия решений, нахождение компромисса;
заключительная рефлексия позволяет определить степень
удовлетворенности занятием, совместной деятельностью, наличие интереса к
данной проблеме.
К проведению занятий следует привлекать следующих специалистов:
педагогов, социальных педагогов, психологов;
сотрудников органов внутренних дел;
специалистов СПИД-центра, центра планирования семьи и репродукции, подростковых врачей-психотерапевтов, наркологов.
Раздел программы состоит из четырех блоков групповых тренингов:
профилактическая работа с родителями проблемных подростков.
Раздел 4. "Я смогу это сделать"
Содержание раздела: креативно-творческая деятельность проблемных подростков.
Цель: активное вовлечение проблемных подростков в позитивную творческую деятельность, реализация их природного потенциала.
Задачи:
развить коммуникативные и творческие способности;
развить творческое мышление;
воспитать и развить нравственную культуру поведения подростков.
Креативно-творческая деятельность (по Савиной Н.Н.) ориентируется на
ценности, которые формируются в сознании обучающихся: ценностные
отношения к человеку, жизни, обществу и труду. Развивая креативность и
творчество, педагог снижает факторы риска, корректирует характер и
поведение проблемных подростков.
Направления работы:
трудовая, профессиональная деятельность (конференции, конкурсы,
техническое творчество) способствует развитию профессиональных навыков и
умений, повышает интерес к выбранной профессии;
занятия физкультурой и споротом (секции, спортивные конкурсы и
соревнования на уровне училища) способствуют снятию эмоциональной
напряженности и гиперактивности, выплеску агрессивности в приемлемой
форме, вырабатывают чувство товарищества, укрепляют физическое здоровье;
игровая деятельность (ролевые, деловые игры) – самые креативный
способ самовыражения, развивает сообразительность, инициативность,
находчивость, нестандартный подход к решению проблем;
творческая самореализация в следующих видах:
– профессиональное искусство (кондитер, пекарь и т. д.);
– хореография, пение, литературно-театральная деятельность;
– создание компьютерных программ и т. д.
Формы и методы работы:
дискуссия – способствует развитию умения слушать, говорить,
толерантности к мнению других людей. Чтобы дискуссия была откровенной,
важно создать атмосферу доверия и взаимного уважения;
"мозговой штурм” – дает возможность каждому принять активное
участие в работе; свободно и открыто высказывать идеи по поводу решаемых
проблем; побуждает использовать воображение и творческие способности
проблемных подростков;
ролевые, деловые игры – создают условия для эмоционального
проживания реальных жизненных ситуаций, самостоятельного разрешения
проблемы; учат работать в команде; круглый стол – дает возможность
обсудить масштабы проблемы в воспитании; изучить способы преодоления
конфликтных ситуаций, найти практическое решение назревших проблем;
"Арт-терапия” (концерты, конкурсы, театрализованные
представления, вечера отдыха и др.) способствует творческому
самовыражению; повышению уровня самооценки; развитию навыков общения;
формированию активной жизненной позиции.