Цель: обучение приёмам
невербального общения, развитие способности к познанию другого,
стремления к взаимодействию; оптимизация взаимоотношений в коллективе,
накопление опыта позитивных чувств, взаимопомощи в игре.
Структура занятия
Вводная часть.
Ритуал приветствия
Игра "Клубочек"
Цель: развитие коммуникативных умений.
Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому,
сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью
размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по
средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить
клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и
увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка
заранее сообщать нельзя.
Игра "Поём имя"
Цель: Снятие эмоционального напряжения, интересно и занимательно в игровой- музыкальной форме познакомиться детям.
Дети стоят (сидят) в кругу. Учитель говорит: "Представьте
себе, что разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно
познакомиться друг с другом. Давайте каждый из вас по очереди споёт своё
имя, а следом за каждым из вас ваше имя споют хором все дети".
Беседа "Я и мой друг": кто твой друг, чем он тебе нравится, почему ты его считаешь другом?
ІІ. Основная часть
Упражнение "Имена и качества"
Цель: Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь и запомнить имена друг друга.
Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник
представляется и называет любое качество, которое начинается с той же
буквы, что и его имя. Например: "Я Виктор – веселый". Второй участник
повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: "Это
Виктор – веселый, а я Александр – активный". Каждый последующий участник
повторяет все, что сказали за него, и добавляет информацию о себе.
Примечание. Лучше не просить участников назвать свое качество, так как
обычно в начале тренинга они еще скованы и могут говорить: "Ну, я не
знаю, какой я!", поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное
качество. Также и в этом упражнении, и в следующих, построенных по
принципу "снежного кома", где участникам нужно вспомнить информацию,
которую сказали до них, многие опасаются, что не вспомнят, что говорили
другие, особенно если уже высказалась большая часть группы. В этом
случае нужно пояснить, что групп обязательно их поддержит и подскажет,
если они вдруг забудут что-то.
Игра "Передай движение"
Цель: Развитие невербального взаимопонимания в группе, формирование чувства общности у детей, доброжелательного отношения друг другу.
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Водящий,
находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение
(причёсывается, спит, ловит рыбу и т.д.), затем будит своего соседа и
показывает ему своё движение. Тот будит следующего, и так по кругу, пока
все дети не проснутся. В конце педагог уточняет, правильно ли передано
движение.
Игра "Курица с цыплятами"
Цель: Ориентированию в пространстве, быстрота перестроений,
двигательных действий, согласование движений и ритма, воспитание
внимание , развитие ловкости.
Выбирается курица и коршун, остальные дети – цыплята.
Мама-курица играет с цыплятами – ищут червяков, пьют воду, греются на
солнышке. По сигналу "Коршун!" мама-курица должна спрятать, защитить
цыплят – укрыть простынкой. Когда все спрятаны, коршун улетает. В конце
педагог спрашивает, какие ощущения испытывают курица, коршун, цыплята.
Игра "Только вместе"
Цель: Обучить детей устанавливать контакт друг с другом, работать в парах слаженно.
Дети встают парами и вместе держат мяч двумя руками
каждый. По сигналу под музыку ребята должны одновременно присесть,
пройти по группе, стараясь не выпустить мяч из рук. Затем как усложнение
– придерживать мяч одной рукой. Главная задача – действовать
согласованно. В конце педагог уточняет, какие трудности ощущались
детьми.
Игра "Злой дракон"
Цель: Учить детей совместно переживать эмоциональные состояния,
способствовать объединению детей, желанию поддерживать друг друга.
Учитель предлагает детям превратиться в маленьких гномиков (одевает им
колпаки гномов), которые живут в домиках (большие картонные коробки на
двух-трёх детей). Учитель берёт на себя роль дракона,
который прилетает в страну гномиков и уносит их по одному. Дракон не
выносит добрых и ласковых слов, поэтому спастись от него можно только
тем, что говорить друг другу хорошие слова, утешать, жалеть друг друга.
Учитель проходит между коробками, смотрит, как дети
утешают друг друга, и забирает с собой тех, кто не вместе с остальными. В
конце занятия необходимо уточнить, что чувствовали дети, было ли им
страшно и почему.
ІІІ. Заключительная часть
Релаксация
Упражнение "На берегу моря"
Цель: Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами физических упражнений, научить расслаблению и снятие психоэмоционального напряжения.
Дети сидят на полу и слушают лёгкую музыку. Набирают в руки
воображаемый песок, сильно сжав пальцы в кулак, стараются удержать песок
в руках; затем, постепенно разжимая пальцы, посыпают колени песком.
Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно
руки вдоль тела, лечь на пол (загорать). Повторить 2-3 раза.
Подарить на прощание воображаемый подарок, изобразив его пантомимикой, жестами.
IV. Самоанализ
Цели занятия:
Дидактические – коррекция зрительно-пространственной ориентации..
Воспитательные - формирование отношений, доброты, дисциплины.
Задачи:
Оздоровительные – Повышение функциональных возможностей организма и гармоничное физическое развитие.
Учебные:
Формирование пространственной ориентировки.
Совершенствовать навыки работы в парах.
Коррекционные:
Развитие речи, памяти, познавательной самостоятельности.
Валеологичекие:
Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
Психологические:
Улучшение эмоционального состояния, снятие психологической напряженности.
Данное занятие является познавательным и новым. Уровень
трудности поставленных задач для учащихся 5 класса соответствовал их
физическому и интеллектуальному развитию. На занятии использовала
игровые методы, которые способствуют развитию правильно оценивать
пространственные и временные отношения, быстро и четко реагировать на
сложившуюся ситуацию, в часто меняющейся обстановке. Преимущество этого
метода заключается в том, что учитель может следить за
действиями сразу всех учеников, а это организует и дисциплинирует их.
Также на уроке использовала приемы для повышения речевой активности и
практического интеллекта это игра "Имена и качество". В
этой игре лучше не просить участников назвать свое качество, так как
обычно в начале тренинга они еще скованы и могут говорить: "Ну, я не
знаю, какой я!", поэтому лучше попросить их назвать любое абстрактное
качество. Также и в этом упражнении где участникам нужно
вспомнить информацию, которую сказали до них, многие опасаются, что не
вспомнят, что говорили другие, особенно если уже высказалась большая
часть группы.
и "Злой дракон", где детям достаточно трудно было сказать своему напарнику ласковое слово.
Форма работы на занятии была фронтальная и групповая. На занятии был использованы:
- принцип сознательности и активности;
- принцип постепенности;
- принцип соответствия возрастным, психологическим и физическим особенностям,
- принцип динамичности (от простого, к сложному), поскольку эффективность определялась, готовностью учащихся к восприятию. Для повышения культуры движений и выработки новых использовала новые игры "Только вместе".
В заключительной части урока я провела игру на релаксацию "На берегу моря".
Завершающим моментом заключительной части урока являлось подведение
итогов, я отметила, как класс в целом и отдельные учащиеся справились с
задачами занятия, оценила их деятельность.
Считаю, что занятие прошло на хорошем организационном уровне. В ходе всего занятия я занимала такое место, чтобы держать в поле зрения всех учащихся класса. На протяжении всего урока я концентрировала свое внимание на выполнение занимающимися
основных фаз движений и, по мере необходимости, делала методические
замечания. На протяжении всего занятия сохранялось оздоровительное и
образовательное значение урока. Моя уверенность, решительность и требовательность помогали мне разрешать различные педагогические ситуации на уроке.
Хочу так же отметить высокую дисциплинированность класса и их интерес и желание качественно выполнять упражнения.
|