Пятница, 29.03.2024, 03:35                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ

Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска
Сейчас, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, к педагогическому коллективу школы предъявляются требования развития у обучающихся поистине удивительно широкого круга качеств: умения работать с большим объемом информации, способности к самообразованию, высокой социальной активности, психологической и коммуникативной компетентности, внутренней ценности здорового образа жизни и т. д.

Развитие этих качеств у учеников традиционно считается стратегической целью работы школьной психологической службы. Однако их непросто сформировать не только у проблемного, но и у благополучного ребенка. Психологу необходимо избегать наивного идеализма: надо отдавать себе отчет в том, что это длительное и более чем непростое дело, и далеко не факт, что в итоге каждый ученик, а уж тем более из группы риска, будет обладать всеми желаемыми качествами. Кроме того, в практической работе школьного педагога-психолога с трудными учениками возникает ряд специфических проблем:
  1. Каковы критерии выделения группы риска - педагогические, психологические, социальные, медицинские, юридические? Кто должен находиться в поле пристального внимания психолога - невротичная отличница или веселый хулиган? Вопросы нормы и отклонения, традиционно неоднозначные, требуют особенно тщательной проработки и обязательного четкого освещения в выступлениях и отчетной документации, когда психолог сотрудничает со специалистами других профилей.
  2. Сложности вовлечения других участников образовательного процесса в работу с проблемными обучающимися. Педагог, обращающийся за консультацией к психологу по поводу трудного ученика, сам находится в чрезвычайно непростых условиях. Почти все школьные специалисты жалуются на перегруженность; на диктат неформального, но жесткого требования внешне гладких и прогрессирующих результатов; на отсутствие заметного эффекта от работы с проблемными учениками, обиду на них, чувство собственного бессилия и т. п. Семьи часто по тем или иным причинам также не могут быть помощниками школы, а в худшем случае становятся хранителями культурной депривации и делинквентных норм.
  3. Гетерогенность группы риска и соответствующая невозможность выстроить единую (в том числе, с точки зрения внешнего наблюдателя) программу работы. В современных условиях, когда вся деятельность школьной психологической службы должна быть хорошо структурирована и очевидно целесообразна для любого, даже крайне далекого от психологии, лица, оценивающего образовательный процесс, необходимость в скрупулезном и грамотном обосновании своих профессиональных действий очевидна.

Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска - лишь часть работы с проблемными детьми, ее фрагмент, удобный для представления администрации и позволяющий систематизировать некоторые направления и задачи работы школьного психолога.
I этапа экспресс-мониторинга:
  1. Диагностический блок.
  2. Беседа.
  3. Психологическая игра "Вопросы о тебе".
Один вариант такого мониторинга - диагностика обучающихся, состоящих на внутриш-кольном контроле (далее - ВШК). Основные причины постановки детей на ВШК: дисциплинарные нарушения, не поддающиеся заметной коррекции; пропуски занятий без уважительной причины; хроническая школьная неуспеваемость, сопровождающаяся неспособностью семьи ребенка оказать ему помощь в освоении программы.

Диагностический блок

На первом этапе проводится диагностика. Блок включает ряд элементов:
  • диагностику уровня учебной мотивации и школьной тревожности;
  • авторскую анкету с вопросами о причинах постановки на ВШК, учебных трудностях и возможностях их коррекции;
  • первичную оценку профессиональных намерений;
  • экспресс-оценку общеобразовательного уровня, включавшую два задания, -решить задачу из курса математики 5 класса и назвать пять великих людей.
В результате проведения диагностики по каждому из обучающихся были получены следующие данные (они отражают содержание вопросов анкеты (приложение):
  • уровень учебной мотивации и школьной тревожности - традиционные показатели, в некоторой степени характеризующие уровень эмоционального комфорта ученика в школе. Для диагностики учебной мотивации и уровня школьной тревожности могут быть использованы любые методики; чаще всего применяются тест Филлипса или тест Кондаша (на диагностику уровня тревожности) и анкеты на уровень школьной мотивации, например, методика Лу-скановой или тест А.А. Реана и В.А. Якунина в адаптации Н.Ц. Бадмаевой;
  • причина постановки на ВШК (словами ученика);
  • знает ли он расписание дополнительных занятий (чрезвычайно полезные для завуча, классного руководителя и психолога данные, показывающие, помимо всего прочего, использует ли ученик предоставляемые школой возможности коррекции);
  • кто помогает ему делать домашнее задание;
  • кто из учителей его лучше всех понимает;
  • экспресс-оценка профессиональных намерений;
  • смог ли ученик решить задачку из курса 5 класса и назвать пять великих людей.

Проблемы, свойственные обучающимся группы риска

Несмотря на то что заполнение анкеты занимает всего около 20 минут, полученные в итоге данные весьма многоплановы и полезны. Мы выделили проблемы, свойственные всем школьникам, принимавшим участие в мониторинге.

Глубокая педагогическая запущенность
, что проявляется в чрезвычайно низком уровне арифметических и математических навыков, в отсутствии знаний и неразвитости логического мышления при выборе пяти великих людей. Так, ни один из учеников не смог справиться с задачей, которая решается в уме: пингвин весил 20 кг, после очень удачной рыбалки он потолстел на 20%. Сколько стал весить пингвин? Все участники диагностики с ужасом спрашивали: "А как понять - 20%?", "А что такое процент?", "А 20% -это сколько?", "Ну подскажите, ну помогите!"; пытались делать подсчеты с помощью калькуляторов на мобильных телефонах. После того как работы были сданы, и психолог рассказал решение, ученики показали абсолютную неразвитость арифметических навыков, не могли перевести процент в дробь, затем вычислить пятую часть от 20 кг.

Аналогичные трудности проявились в выборе пяти великих людей. Ученики группы риска продемонстрировали дошкольную стихийность мышления, сложности с определением единого критерия для подбора "великих людей", шаблонность ответов, объединение в ответе неравноценных персон, т. е. несформирован-ность логического мышления. Примеры ответов: "Сталкер, футболист один, Пушкин и Барт Симпсон", "Пушкин, NN, NN, NN, NN (4 подруги)", "Гагарин, Пушкин, Кобзон, мой парень".


Отсутствие знаний и неразвитость научного аппарата мышления сочетаются с почти всеобщим для обучающихся группы риска бездействием семей и отсутствием осмысленной и систематической помощи взрослых членов семьи. На вопрос "Кто помогает тебе выполнять домашнее задание?" самыми частыми ответами были: "Никто", "Никто или компьютер", "Никто или списываю у NN" (кстати, не являются ли последние примеры ответов проявлениями информационной и коммуникативной компетентности ученика?).


Малая осознанность поведения, трудности самоотчета; неопределенность представлений о дальнейшей профессионализации, размытость жизненного плана. Ученики не всегда верно понимают, почему педагоги оценивают их как недисциплинированных. Так, отвечая на вопрос о причинах постановки на ВШК, они писали: "Меня никуда не ставили, просто выбрали меня"; "Не знаю"; "Может, из-за того, что я никогда не могу понять алгебру? Или, может, в какой-то ситуации я хамлю учителям? Я не знаю, но мне кажется,я не так уж плохо себя веду"; "Может быть, за драки. Но точной причины не знаю". Большинство из них уже привыкли к тому, что они "на дурном счету" и расценивают претензии и
требования учителей как привычные и порой несправедливые. Кроме того, они давно и глубоко неуспешны в школе, интереса к учебе у них нет, и они не могут планировать будущее, в том числе потому, что едва ли что-то из их школьного опыта они могут назвать интересным. 

Негативное отношение к школьному обучению и затрудненность коррекции педзапущенности. Большинству детей, принимавших участие в исследовании, никто не помогает делать уроки и преодолевать учебные трудности. Семьи, безусловно, осведомлены о школьных проблемах детей, однако никакой реальной помощи не оказывают (за редким исключением). И сами обучающиеся в основном не знают, когда бывают дополнительные занятия и не предпринимают активных шагов для оптимизации ситуации. Одна из причин этого лежит в губительной девальвации оценок: существующая система требований к образовательным учреждениям включает, к сожалению, и негласную необходимость всеобщей успеваемости, что ставит педагогов в невыгодное положение, когда они вынуждены положительно оценить всех учеников.


Отрадно, что почти каждый ученик группы риска смог назвать одного и более педагогов, отношения с которым у него благополучные. В большинстве случаев это классные руководители, а также учителя-предметники. Это чрезвычайно важный ресурс, способный оптимизировать работу с проблемными учениками и их состояние.

Дифференциация трудных обучающихся на три основные группы
Более детальное и индивидуализированное рассмотрение ответов каждого ученика позволило нам условно разделить обучающихся группы риска на три группы в соответствии с характерными для них сложностями.
  1. Общая школьная дезадаптация: генерализованное негативное эмоциональное отношение к обучению, проявляющееся в отсутствии интереса к учебе и страхе перед школой в сочетании с отсутствием осмысленных намерений улучшения своего положения.
  2. Личностная негативная симптоматика, выраженные психологические трудности, из-за которых нарушается учебная деятельность: конфликтные семьи, дефекты самоотношения, невротич-ность, личностные патологии и прочее.
  3. Выраженная педагогическая запущенность, низкие дисциплинарные навыки: по сути, это дефекты усвоения социальных норм и слабость знаний, препятствующие успешной школьной адаптации. Дифференциация трудных обучающихся на три основные группы дает возможность выделить для каждой из этих групп прерогативные направления работы, соответствующие ФГОС, что впоследствии в некоторой степени индивидуализирует работу с учениками.

Беседа и игра "Вопросы о тебе"
На втором этапе проводится беседа, направленная на некоторые правовые вопросы. Ученики и психолог обсуждают вопросы о правах и обязанностях, взаимодействии с учителями, родителями, ровесниками и с сотрудниками полиции. На третьем этапе мониторинга проходит психологическая игра "Вопросы о тебе". Она состоит в том, что каждый обучающийся по очереди вытягивает один из вопросов и отвечает на него. Остальные участники могут присоединиться к обсуждению.

Примеры вопросов:
  • В каких ситуациях и по какому поводу ты можешь выпить?
  • Тебе предлагали наркотик? Как ты реагировал?
  • Кого из взрослых ты уважаешь?
  • Что ты делаешь, когда тебе плохо?
  • Что ты хотел бы изменить в своей жизни?
  • Секс до брака: да или нет?
  • Чего никогда не должны делать родители?
  • Чем ты гордишься?
  • Чему ты хотел бы научиться?
  • Кого и почему ты считаешь настоящим другом?
  • Кто в твоей жизни самый жестокий человек?
  • Для чего нужны законы?
  • Ты доверяешь своим родителям? Почему?
  • Если ты влюбишься, кому ты расскажешь об этом?
  • В каком жанре кино ты хотел бы сняться?
  • Для чего нужна дисциплина на уроках?
  • Что ты считаешь самым привлекательным в себе?
  • Что ты считаешь своим недостатком?
  • Тебе случалось сталкиваться с предательством?
  • Что ты считаешь самым интересным в жизни?
  • Как ты думаешь, что такое взрослость?
  • Кто из твоего класса кажется тебе самым приятным человеком? Почему?
  • Из-за чего ты чаще всего ссоришься с родителями?
  • Из-за чего ты чаще всего ссоришься с друзьями?
  • Когда ты впервые влюбился?
  • Как ты считаешь, влияет ли реклама алкоголя и сигарет на людей?
  • Что самое лучшее в твоем характере?


Обучающиеся обсуждают все предложенные вопросы, обмениваются мнениями. Такая форма беседы позволяет ребятам высказаться, поделиться соображениями без страха критики.


Приложение

Анкета

Инструкция: перед тобой анкета, вопросы которой относятся к разным областям твоей жизни: к учебе, сотрудничеству со взрослыми, твоим знаниям и интересам. Постарайся дать на каждый вопрос искренний и достаточно развернутый ответ.

  1. Почему ты состоишь на внутришкольном учете? 
  2. Когда у тебя дополнительные занятия по разным предметам (день недели, время занятий)? 
  3. Кто помогает тебе делать домашнее задание? 
  4. Кто из учителей тебя лучше всех понимает? 
  5. Куда ты собираешься поступать или кем ты собираешься работать после окончания школы? Почему? 
  6. Как ты готовишься к продолжению образования или построению карьеры после окончания школы? 
  7. Реши задачку и запиши решение и ответ: пингвин весил 20 кг, после очень удачной рыбалки он потолстел на 20%. Сколько стал весить пингвин? 
  8. Назови пять великих людей
Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ | Добавил: admin (06.11.2012)
Просмотров: 2847 | Теги: работа школьного психолога с ученик, система работы школьного психолога, школьный психолог, советы школьного психолога, детский психолог | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru