Сейчас, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, к педагогическому коллективу школы
предъявляются требования развития у обучающихся поистине удивительно
широкого круга качеств: умения работать с большим объемом информации,
способности к самообразованию, высокой социальной активности,
психологической и коммуникативной компетентности, внутренней ценности
здорового образа жизни и т. д.
Развитие этих качеств у учеников традиционно считается стратегической целью работы школьной психологической службы.
Однако их непросто сформировать не только у проблемного, но и у
благополучного ребенка. Психологу необходимо избегать наивного
идеализма: надо отдавать себе отчет в том, что это длительное и более
чем непростое дело, и далеко не факт, что в итоге каждый ученик, а уж
тем более из группы риска, будет обладать всеми желаемыми качествами.
Кроме того, в практической работе школьного педагога-психолога с
трудными учениками возникает ряд специфических проблем:
- Каковы критерии выделения группы риска - педагогические,
психологические, социальные, медицинские, юридические? Кто должен
находиться в поле пристального внимания психолога - невротичная
отличница или веселый хулиган? Вопросы нормы и отклонения, традиционно
неоднозначные, требуют особенно тщательной проработки и обязательного
четкого освещения в выступлениях и отчетной документации, когда психолог
сотрудничает со специалистами других профилей.
- Сложности вовлечения других участников образовательного процесса
в работу с проблемными обучающимися. Педагог, обращающийся за
консультацией к психологу по поводу трудного ученика, сам находится в
чрезвычайно непростых условиях. Почти все школьные специалисты жалуются
на перегруженность; на диктат неформального, но жесткого требования
внешне гладких и прогрессирующих результатов; на отсутствие заметного
эффекта от работы с проблемными учениками, обиду на них, чувство
собственного бессилия и т. п. Семьи часто по тем или иным причинам также
не могут быть помощниками школы, а в худшем случае становятся
хранителями культурной депривации и делинквентных норм.
- Гетерогенность группы риска и соответствующая невозможность
выстроить единую (в том числе, с точки зрения внешнего наблюдателя)
программу работы. В современных условиях, когда вся деятельность
школьной психологической службы должна быть хорошо структурирована и
очевидно целесообразна для любого, даже крайне далекого от психологии,
лица, оценивающего образовательный процесс, необходимость в скрупулезном
и грамотном обосновании своих профессиональных действий очевидна.
Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска - лишь
часть работы с проблемными детьми, ее фрагмент, удобный для
представления администрации и позволяющий систематизировать некоторые
направления и задачи работы школьного психолога.
I этапа экспресс-мониторинга:
- Диагностический блок.
- Беседа.
- Психологическая игра "Вопросы о тебе".
Один вариант такого мониторинга - диагностика обучающихся, состоящих на
внутриш-кольном контроле (далее - ВШК). Основные причины постановки
детей на ВШК: дисциплинарные нарушения, не поддающиеся заметной
коррекции; пропуски занятий без уважительной причины; хроническая
школьная неуспеваемость, сопровождающаяся неспособностью семьи ребенка
оказать ему помощь в освоении программы.
Диагностический блок
На первом этапе проводится диагностика. Блок включает ряд элементов:
- диагностику уровня учебной мотивации и школьной тревожности;
- авторскую анкету с вопросами о причинах постановки на ВШК, учебных трудностях и возможностях их коррекции;
- первичную оценку профессиональных намерений;
- экспресс-оценку общеобразовательного уровня, включавшую два
задания, -решить задачу из курса математики 5 класса и назвать пять
великих людей.
В результате проведения диагностики по каждому из обучающихся были
получены следующие данные (они отражают содержание вопросов анкеты
(приложение):
- уровень учебной мотивации и школьной тревожности - традиционные
показатели, в некоторой степени характеризующие уровень эмоционального
комфорта ученика в школе. Для диагностики учебной мотивации и уровня
школьной тревожности могут быть использованы любые методики; чаще всего
применяются тест Филлипса или тест Кондаша (на диагностику уровня
тревожности) и анкеты на уровень школьной мотивации, например, методика
Лу-скановой или тест А.А. Реана и В.А. Якунина в адаптации Н.Ц.
Бадмаевой;
- причина постановки на ВШК (словами ученика);
- знает ли он расписание дополнительных занятий (чрезвычайно
полезные для завуча, классного руководителя и психолога данные,
показывающие, помимо всего прочего, использует ли ученик предоставляемые
школой возможности коррекции);
- кто помогает ему делать домашнее задание;
- кто из учителей его лучше всех понимает;
- экспресс-оценка профессиональных намерений;
- смог ли ученик решить задачку из курса 5 класса и назвать пять великих людей.
Проблемы, свойственные обучающимся группы риска
Несмотря на то что заполнение анкеты занимает всего около 20
минут, полученные в итоге данные весьма многоплановы и полезны. Мы
выделили проблемы, свойственные всем школьникам, принимавшим участие в
мониторинге.
Глубокая педагогическая запущенность
, что проявляется в
чрезвычайно низком уровне арифметических и математических навыков, в
отсутствии знаний и неразвитости логического мышления при выборе пяти
великих людей. Так, ни один из учеников не смог справиться с задачей,
которая решается в уме: пингвин весил 20 кг, после очень удачной рыбалки
он потолстел на 20%. Сколько стал весить пингвин? Все участники
диагностики с ужасом спрашивали: "А как понять - 20%?", "А что такое
процент?", "А 20% -это сколько?", "Ну подскажите, ну помогите!";
пытались делать подсчеты с помощью калькуляторов на мобильных телефонах.
После того как работы были сданы, и психолог рассказал решение, ученики
показали абсолютную неразвитость арифметических навыков, не могли
перевести процент в дробь, затем вычислить пятую часть от 20 кг.
Аналогичные трудности проявились в выборе пяти великих людей. Ученики
группы риска продемонстрировали дошкольную стихийность мышления,
сложности с определением единого критерия для подбора "великих людей",
шаблонность ответов, объединение в ответе неравноценных персон, т. е.
несформирован-ность логического мышления. Примеры ответов: "Сталкер,
футболист один, Пушкин и Барт Симпсон", "Пушкин, NN, NN, NN, NN (4
подруги)", "Гагарин, Пушкин, Кобзон, мой парень".
Отсутствие знаний и неразвитость научного аппарата мышления сочетаются с
почти всеобщим для обучающихся группы риска бездействием семей и
отсутствием осмысленной и систематической помощи взрослых членов семьи.
На вопрос "Кто помогает тебе выполнять домашнее задание?" самыми частыми
ответами были: "Никто", "Никто или компьютер", "Никто или списываю у
NN" (кстати, не являются ли последние примеры ответов проявлениями
информационной и коммуникативной компетентности ученика?).
Малая осознанность поведения, трудности самоотчета; неопределенность
представлений о дальнейшей профессионализации, размытость жизненного
плана. Ученики не всегда верно понимают, почему педагоги оценивают их
как недисциплинированных. Так, отвечая на вопрос о причинах постановки
на ВШК, они писали: "Меня никуда не ставили, просто выбрали меня"; "Не
знаю"; "Может, из-за того, что я никогда не могу понять алгебру? Или,
может, в какой-то ситуации я хамлю учителям? Я не знаю, но мне кажется,я
не так уж плохо себя веду"; "Может быть, за драки. Но точной причины не
знаю". Большинство из них уже привыкли к тому, что они "на дурном
счету" и расценивают претензии и
требования учителей как
привычные и порой несправедливые. Кроме того, они давно и глубоко
неуспешны в школе, интереса к учебе у них нет, и они не могут
планировать будущее, в том числе потому, что едва ли что-то из их
школьного опыта они могут назвать интересным.
Негативное отношение к школьному обучению и затрудненность коррекции
педзапущенности. Большинству детей, принимавших участие в исследовании,
никто не помогает делать уроки и преодолевать учебные трудности. Семьи,
безусловно, осведомлены о школьных проблемах детей, однако никакой
реальной помощи не оказывают (за редким исключением). И сами обучающиеся
в основном не знают, когда бывают дополнительные занятия и не
предпринимают активных шагов для оптимизации ситуации. Одна из причин
этого лежит в губительной девальвации оценок: существующая система
требований к образовательным учреждениям включает, к сожалению, и
негласную необходимость всеобщей успеваемости, что ставит педагогов в
невыгодное положение, когда они вынуждены положительно оценить всех
учеников.
Отрадно, что
почти каждый ученик группы риска смог назвать одного и более педагогов,
отношения с которым у него благополучные. В большинстве случаев это
классные руководители, а также учителя-предметники. Это чрезвычайно
важный ресурс, способный оптимизировать работу с проблемными учениками и
их состояние.
Дифференциация трудных обучающихся на три основные группы
Более детальное и индивидуализированное рассмотрение ответов каждого
ученика позволило нам условно разделить обучающихся группы риска на три
группы в соответствии с характерными для них сложностями.
- Общая школьная дезадаптация: генерализованное негативное
эмоциональное отношение к обучению, проявляющееся в отсутствии интереса к
учебе и страхе перед школой в сочетании с отсутствием осмысленных
намерений улучшения своего положения.
- Личностная негативная симптоматика, выраженные психологические
трудности, из-за которых нарушается учебная деятельность: конфликтные
семьи, дефекты самоотношения, невротич-ность, личностные патологии и
прочее.
- Выраженная педагогическая запущенность, низкие дисциплинарные
навыки: по сути, это дефекты усвоения социальных норм и слабость знаний,
препятствующие успешной школьной адаптации. Дифференциация трудных
обучающихся на три основные группы дает возможность выделить для каждой
из этих групп прерогативные направления работы, соответствующие ФГОС,
что впоследствии в некоторой степени индивидуализирует работу с
учениками.
Беседа и игра "Вопросы о тебе"
На втором этапе проводится беседа, направленная на некоторые правовые
вопросы. Ученики и психолог обсуждают вопросы о правах и обязанностях,
взаимодействии с учителями, родителями, ровесниками и с сотрудниками
полиции. На третьем этапе мониторинга проходит психологическая игра "Вопросы
о тебе". Она состоит в том, что каждый обучающийся по очереди
вытягивает один из вопросов и отвечает на него. Остальные участники
могут присоединиться к обсуждению.
Примеры вопросов:
- В каких ситуациях и по какому поводу ты можешь выпить?
- Тебе предлагали наркотик? Как ты реагировал?
- Кого из взрослых ты уважаешь?
- Что ты делаешь, когда тебе плохо?
- Что ты хотел бы изменить в своей жизни?
- Секс до брака: да или нет?
- Чего никогда не должны делать родители?
- Чем ты гордишься?
- Чему ты хотел бы научиться?
- Кого и почему ты считаешь настоящим другом?
- Кто в твоей жизни самый жестокий человек?
- Для чего нужны законы?
- Ты доверяешь своим родителям? Почему?
- Если ты влюбишься, кому ты расскажешь об этом?
- В каком жанре кино ты хотел бы сняться?
- Для чего нужна дисциплина на уроках?
- Что ты считаешь самым привлекательным в себе?
- Что ты считаешь своим недостатком?
- Тебе случалось сталкиваться с предательством?
- Что ты считаешь самым интересным в жизни?
- Как ты думаешь, что такое взрослость?
- Кто из твоего класса кажется тебе самым приятным человеком? Почему?
- Из-за чего ты чаще всего ссоришься с родителями?
- Из-за чего ты чаще всего ссоришься с друзьями?
- Когда ты впервые влюбился?
- Как ты считаешь, влияет ли реклама алкоголя и сигарет на людей?
- Что самое лучшее в твоем характере?
Обучающиеся обсуждают все предложенные вопросы, обмениваются мнениями.
Такая форма беседы позволяет ребятам высказаться, поделиться
соображениями без страха критики.
Приложение
Анкета
Инструкция: перед тобой анкета, вопросы которой относятся к разным
областям твоей жизни: к учебе, сотрудничеству со взрослыми, твоим
знаниям и интересам. Постарайся дать на каждый вопрос искренний и
достаточно развернутый ответ.
- Почему ты состоишь на внутришкольном учете?
- Когда у тебя дополнительные занятия по разным предметам (день недели, время занятий)?
- Кто помогает тебе делать домашнее задание?
- Кто из учителей тебя лучше всех понимает?
- Куда ты собираешься поступать или кем ты собираешься работать после окончания школы? Почему?
- Как ты готовишься к продолжению образования или построению карьеры после окончания школы?
- Реши задачку и запиши решение и ответ: пингвин весил 20 кг,
после очень удачной рыбалки он потолстел на 20%. Сколько стал весить
пингвин?
- Назови пять великих людей
|